Закономерности аномального развития

1. Проблема компенсации функцийявляется основной для специ­альной педагогики.

Компенсация психических функций — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нерв­ных структур, ранее не участвовавших в осуществлении дан­ных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи.

2.Существуют два типа компенсации психических функций.

§ внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения со­хранных нервных элементов пострадавших структур;

§ Закономерности аномального развития - student2.ru межсистемная, связанная с перестройкой функциональной сис­темы и включением в работу новых нервных элементов и других нервных структур.

У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или ра­но возникших дефектов развития.

3. Теории компенсации:

§ по А. Адлеру;

§ по Л.С. Выготскому.

А. Адлер:

§ компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физиче­ских, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый;

§ формирование личности происходит в основном в первые 5 лет жизни ребенка;

§ человек — биологически не приспособленное существо с изна­чальным ощущением неполноценности, которое усиливается при наличии физического или сенсорного дефекта, являюще­гося стимулом к сверхкомпенсации;

§ основной психологический закон превращения органической неполноценности: через субъективное чувство малоценности —в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации, представляю­щих собой механизмы и средства нейтрализации и преодоле­ния комплекса неполноценности.

Л.С. Выготский:

§ компенсация — синтез биологического и социального факторов;

§ включение аномальных детей в разнообразную социально зна­чимую деятельность, создание активных и действенных форм детского опыта;

§ Закономерности аномального развития - student2.ru понятие структуры дефекта: первичное нарушение влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третье­го порядка; многие вторичные отклонения (при разной первичной причине) проявляются в младенческом, раннем и до­школьном возрасте, носят, как правило, системный характер
и меняют всю структуру психического развития ребенка;

§ подчинение специального воспитания социальному, их взаи­мозависимость;

§ включение людей с различными нарушениями в активную тру­довую деятельность, которая обеспечивает возможность фор­мирования высших форм сотрудничества;

§ «частные дефекты не делают еще носителя их дефективным»;

§ компенсаторные возможности полностью раскрываются при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, ре­зервными силами организма, а также социальными условиями.

4. Типы нарушений психического развития (по В.В.Лебединскому):

• недоразвитие - ранее время поражения, незрелость мозга.

Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций - мышления, речи;

§ задержанное развитие — замедление темпов формирования позна­вательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией наиболее ранних возрастных этапах, мозаичность поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные;

§ поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патоло­гическое воздействие на мозг. Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, наруше­ния целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта;

§ дефицитарное развитие — тяжелые нарушения отдельных сис­тем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата;

§ искаженное развитие. Пример - ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций;

§ дисгармоническое развитие - диспропорциональность психики
в ее эмоционально-волевой сфере. Пример - психопатия.

Параметры, определяющие тип нарушения психического развития
(выделены В.В. Лебединским на основе положений Л С Вы­готского):

§ функциональная локализация нарушения - выявляется вид нару­шения: общий дефект или "частный дефект". Первый обусловлен регуляторными системами, второй - недостаточностью от­дельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития,
частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем;

  • время поражения - определяется характер нарушения психиче­ского развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление "недоразвития психических функций", чем поз­днее — тем более возможны повреждения с распадом структу­ры психических функций);

§ системное строение нарушения - характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторич­ное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект,
затем ведущую роль играют вторичные дефекты;

§ нарушения межфункциональных взаимодействий - появляются при аномалиях психического развития.

Типы взаимодействия психических функций при нормальном развитии:

§ временная независимость функций — характерна для ранних эта­пов онтогенеза;

§ ассоциативные связи ~ чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости;

§ иерархический тип — обладает пластичностью и устойчивостью, которые позволяют произвести компенсаторную перестройку психической функции.

Нарушения психического развития могут быть вызваны как биологическими факторами (темперамент, зачатки способно­стей, особенности протекания внутриутробного периода пато­логия родов), так и социальными (среда, неблагоприятные усло­вия воспитания и др.). Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития.

5. Развитие психики аномальных детейподчиняется тем же основ­ным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка (вывод, сделанный Л.С. Выготским).

Психическое развитие — это закономерное изменение психиче­ских процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Общие закономерности развития психики.

§ цикличность психического развития (сложная организация во
времени);

§ неравномерность психического развития (обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды, а также тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ра­нее сформированных);

§ пластичность нервной системы (на этом основана способность к компенсации);

§ соотношение биологических и социальных факторов.

Особенности развития психики: необратимость изменений; их направленность; закономерный характер.

6. Закономерности, общие для всех типов аномального развития:

§ снижение способности к приему, переработке, хранению и ис­пользованию информации;

§ трудность словесного опосредствования;

§ замедление процесса формирования понятий.

Существуют также специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического или сенсорного развития.При­мер: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершен­ность формирования психических функций данного периода.

Наблюдаются закономерности, характерные только для кон­кретного вида нарушения.Пример: при нарушениях слуха у де­тей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.

Наши рекомендации