Сущность процесса обучения
Введение в дидактику.
Дидактика (от греч "didakitos" - поучающий, "didasko" - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирование и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения.
Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как "универсальное искусство обучения всех всему", трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить.
Категории дидактики
Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям "дидактическая система" и "технология обучения".
Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование.
Обучение делится на преподавание и учение.
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.
Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.
Образование - процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.
Знания - информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.
И.Я. Лернер говорит о трех уровнях знаний:
· усвоение и воспроизведение,
· использование на практике,
· перенос на нестандартные ситуации.
Умения - овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы:
· общечеловеческие,
· общие учебные (письмо),
· поисково-информационные (библиотеки),
· организационные.
Навыки - умения, доведенные до автоматизма.
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Под содержанием понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Познавательная активность - характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.
Задачи дидактики:
1. Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.
2. Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.
3. Дидактика отвечает на вопросы: чему учить, как, где, в каких формах, и стоит ли вообще это делать?
Основные проблемы дидактики:
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
1. она определяет педагогические основы содержания образования,
2. исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся,
3. изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения,
4. Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения,
5. определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.
Функции дидактики:
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:
1. теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую),
2. практическую (нормативную, инструментальную).
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.
Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Для обучения характерны следующие признаки:
двусторонний характер
совместная деятельность учителей и учащихся
руководство со стороны учителя:
организация деятельности учащихся
их стимулирование, мотивация
развитие творческих способностей
планомерная организация и управление
целостность и единство целей, средств и результат
соответствие закономерностям возраста
развитие и воспитание учащихся.
Функции
Функции - отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.
Образовательная.В том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сторон.
Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.
Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:
теоретическую,
практическую,
мировоззренческо-нравственную.
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование.
Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.
Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой - воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.
Сущность процесса обучения.
1. Сущность и функции процесса обучения
2. Движущие силы процесса обучения
3. Структура процесса обучения
4. Психолого-педагогические основы овладения ЗУН
Процесс обучения - процесс активного взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого осуществляется целенаправленное управление деятельностью учащихся, совершается развитие личности как активно действующего субъекта.
Учебный процесс – явление историческое, его развитие проходило по нескольким линиям:
· Менялись теоретические основы, на которых строился учебный процесс
· Менялась деятельность ученика в учебном процессе
· Менялась деятельность учителя
· Менялось взаимодействие учителя, ученика
· Менялось отношение к содержанию обучения
· Менялась цель обучения
Социальная, педагогическая, психологическая сущность процесса обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях:
1. Вооружение учеников ЗУН
2. Формирование мировоззрения учеников
3. общее психическое, интеллектуальное, эмоциональное, волевое развитие детей. Развитие обеспечивает ребёнку возрастание его способностей, расширение возможностей совершенствования физических сил, психических функций, умственных операций, речевой деятельности.
4. Формирование в детской личности основ духовной жизни – духовных потребностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер.
5. Профориентационная функция обучения заключается в том, что школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей.
Движущие силы процесса обучения.
1.Внутренние и поверхностные интересы проявляются как целенаправленное психическое состояние ребёнка, обусловленное накопленным опытом и знаниями, системой творческой деятельности, дающей положительный результат. Он характеризуется как готовность к активной деятельности, приносящей удовлетворение. Высшей формой проявления подлинного интереса, его высшей степенью напряженности как результата творческих волевых усилий является увлеченность.
Непосредственный (поверхностный) интерес – граничит с любопытством, является у детей многосторонним, может охватывать широкий круг учебных предметов. Однако такой интерес не способен долгое время поддерживать внимание ребёнка, мобилизовать его волю, превратиться в устойчивую движущую силу познавательной деятельности.
На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие внутренний интерес. Среди них:
· Противоречие между потребностью в ЗУН и их отсутствием, что рождает потребность в познавательной деятельности
· Удовлетворение от успеха
· Осознание общественной важности успешной учебы
· Стремление к формирующемуся жизненному идеалу.
2.Механизмом и движущей силой УД детей является преодоление противоречий, в процессе которого образуются и постепенно осознаются детьми мотивы.
Две группы противоречий:
1. Противоречия самой жизни, отраженные в содержании учебного процесса (силы природы, классовые противоречия)
2. Внутренние противоречия развития самой личности ( ех., между необходимостью становления ребенка гражданином, развитием у него чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремлённости и субъективной трудностью, сложностью этого процесса в силу отсутствия жизненного опыта).
Структура процесса обучения.
Цель обучения – достижение определённого уровня образованности.
Глобальная (генеральная) цель – всестороннее и гармоническое развитие подрастающего поколения, творческое саморазвитие личности, формирование гражданина.
Цель обучения рассматривается в двух направлениях:
1.Предметные цели (связаны с познанием мира, его преобразованием):
· Дети должны овладеть ЗУН для решения определённого круга практических задач
· Должны овладеть информацией, которая является основой жизни
· Должны овладеть общими мировоззренческими идеями
· Должны овладеть способами научного познания
· Должны овладеть общими и конкретными умениями и навыками
2.Личностные цели (связаны с познанием себя, формированием мотивации, потребностей, с возможностью самореализации):
· Развитие индивидуальности
· Развитие психических процессов и познавательных способностей
· Формирование потребности и мотивации в учении
· Формирование навыков самообразования
Содержание социального опыта – объект передачи, работы учителя и предмет познания детьми, средство развития умственных сил, источник образования У и Н.
В содержании проявляется важнейшее пед. противоречие: между запасами общественно-исторической информации и необходимостью отбора из неё лишь основ в целях познания. Это противоречие решается педагогической наукой, которая опытно-экспериментальным путём устанавливает количество, качество и степень трудности необходимой для школьников информации.
Учитель - носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей. Учитель передаёт знания, пробуждает интерес и формирует потребность в знаниях.
Ребёнок, учащийся – объект и субъект педагогического познания, ради которого создаётся процесс обучения, в котором школьник вступает в субъкт-объектные отношения с учителем и окружающим миром.
Ученический коллектив - как объект обучающего воздействия и субъект познания.
Методы обучения – способы обучающего взаимодействия учителя и учащихся. Группы методов обучения по своей сущности соответствуют основным этапам учебного познания.
Формы обучения – ограниченная по времени и организованная в пространстве совместная познавательная деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы многообразны: ученическая бригада, лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, диспут, защита, индивидуальное и групповое обучение.
Самостоятельная внеурочная работа учащихся (домашняя, библиотечная, кружковая)
Функция – решающее средство закрепления У и Н, интенсивного развития умственных сил.
· Выполнение домашнего задания
· Самостоятельная работа в библиотеке
· Самодеятельное художественное творчество
· Конспектирование
· Ведение дневников
· Подбор необходимых материалов
Практическое применение ЗУН в производительном, общественно полезном труде, общественной жизни –
· Работа на базовых предприятиях
· УПК
· Межшкольные и школьные мастерские
Педагогическая диагностика - она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приёмов, направленных на выявление качества ЗУН, на получение обратной информации об эффективности обучающего взаимодействия со школьниками (индивидуальный и фронтальный устный и письменный опрос, практические задания воспроизводящего и творческого характера).
Психолого-педагогические основы овладения ЗУН.
С психологической точки зрения в процессе учения происходит усвоение знаний, которые являются внешними по отношению к личности, во внутренние её свойства. Процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности называется интериоризацией. Он составляет психологическую основу процесса обучения.
Овладение ЗУН
Усвоение ЗУН Применение ЗУН
- восприятие - виды знаний
- осмысление - уровни применения знаний
- запоминание - способы применения знаний
Восприятие - целенаправленный познавательный процесс, форма познания действительности, отражение предметов и явлений в совокупности их частей и свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств.
На этапе восприятия дети получают первоначальные знания.
Условия эффективности:
· Учить наблюдению
· Выяснять уровень знаний детей
· Положительная эмоциональная атмосфера
Восприятие зависит от количества анализаторов.
Первый этап заканчивается, когда учащиеся имеют достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и понимают учебную задачу.
На основе восприятия осуществляется осмысление, обеспечивается понимание и усвоение материала.
Осмысление – специально организованная аналитико-синтетическая деятельность, направленная на осознание сущности изучаемых явлений.
Оно заключается в выделении и анализе теоретического аспекта в знаниях. Необходима система в знаниях ученика, чтобы он видел главные, второстепенные, дополнительные, разъясняющие элементы. Чтобы он мог обосновать, доказать изучаемые положения либо репродуктивно ( повторяя объяснения учителя), либо творчески ( внося в рассуждения свои факты, примеры, способы решения).
Второй этап может считаться завершенным, если учащиеся понимают способы решения учебной задачи и осознают систему в знаниях.
Условия эффективности:
· Учить мыслительным операциям
· Необходимо включать новые знания в систему уже имеющихся
· Учить детей задавать вопросы
· Систематизация и обобщение знаний на уроке (право сделать вывод принадлежит детям)
(видят главную мысль, выделяют понятия, изучить примеры и объясняющие факты)
Запоминание (закрепление)- обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение).
Задача: 1) сохранение на длительное время полученных знаний
2) сформировать основу для У и Н
Условия эффективности:
· Поставить цель
· Хорошо организованное осмысление
· Составление плана
Итог: знание теоретического материала, умение использовать его для выполнения упражнений, решения задач, сформированы У и Н
+ 1v этап применение (упражнение)- применение ЗУН в практической деятельности (внеклассная и внешкольная работа, кружки, секции, бытовой труд).
По Лернеру И.Я.
Этапы усвоения знаний:
1. Узнавание
2. Воспроизведение (на уровне памяти или понимания)
3. Готовность к применению знаний в знакомых, аналогичных ситуациях
4. Применение знаний в новой ситуации, творческое применение знаний.
Виды знаний:
· Основные термины и понятия
· Научные факты
· Основные закономерности науки
· Научные теории
· Знания о способах деятельности
· Оценочные знания
Уровни применения знаний:
· Применение знаний по образцу
· Применение знаний по правилу или алгоритмическому предписанию
· Творческое применение знаний
Способы применения знаний:
· Теоретические (доказательства)
· Практические (решение задач).