Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства

У себя в мыслях, где-то в себе он открывает новый, еще более удивительный мир. А дальше надо отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.

Я.Корчак

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА

Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды.Именно воспитывающей, т.е. целенаправленно позитивно влияющей на процессразвития личности. С точки зрения философско-педагогической понятие «среда»многолико. Это и природная, географическая среда:разные условия для развития ма­ленького человека создаются за Северным полярным кругом и в южных субтропиках, по берегам больших рек озер и в засушливых горных аулах, в больших промышленно-культурных центрах и в сельской глубинке, в различных национальных культурах... Это и широкая coциальная средакак фактор экономического, политического, социального, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп: семьи, школы, внешкольных учреждений, неформальных объединений (политических, культурно-досуговых, социальных инициатив, альтернативного образа жизни...). Свою лепту в формирование личности растущего человека вносят и такие институты общества, как печать, радио, телевидение, видео, клубы, библиотеки, театры, музеи, досуговые цен­тры, различные виды и формы рекламы, внешнее офор­мление улиц и городов... Это и непосредственная среда обитания каждого ребенка — микросреда:дом, семья, улица, ближайшее бытовое окружение, друзья.., т.е. те факторы, с которыми растущий человек непосредственносоприкасается, которые оказывают влияние на формирование его личности.

Однажды малышу-дошкольнику задали вопрос: «Что нужно, чтобы сочинить сказку?» Он ответил, хорошо подумав: «Стул... Надо ведь сесть и придумать».

Дети интуитивно понимают и оценивают окружающую среду обитания. И чем старше, тем мудрее и осознаннее.

Практика накопила большой опыт: чем в более раннем возрасте человек оказывается в условиях, благоприятствующих развитию его любознательности, чем раньше он испытывает чувство радости и удовлетворения от саморазвития и самореализации, тем больше у него шансов состояться как самоактуализирующаяся личность.

Маленький Моцарт, как известно, жил в атмосфере музыки очень рано сам начал музицировать. Лейбниц в 8 лет увлекся картинками книги по истории Ливии. Книга была написана на латыни. По картинкам он разгадал значение слов в надписях и затем перечитал несколько раз всю книгу, пока не освоил все ее содержание. Джордано Бруно в 12 лет увлекся книгами по богословию, логике и диалектике. Рассказывают, что Ампер, еще не зная цифр придумал свою систему счета с помощью камешков и желудей. Практически все «состоявшиеся» педагоги в детстве играли «в школу» или «в учительницу».

Значит, окружающая среда — мощный фактор развития и воспитания растущего человека. А поэтому педагогизация среды — насущная задача школы, каждого воспитателя.

ПОНЯТИЯ «ФАКТОР», «УСЛОВИЕ» ВОСПИТАНИЯ, «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Когда мы говорим о влиянии среды, то употребляем понятия «фактор» и «условие». Фактор(от лат. factor — де­лающий, производящий) — движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении (Современный словарь иностранных слов. СПб.,1994.С. 645). Условие— обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит (Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1987. С. 685).

Для удобства анализа факторов развития современно­го школьника можно выделить несколько групп условий:

1) глобальные, мировые факторы (проблема войны и мира, экологические катастрофы, издержки цивилизации,..);

2) социальные (политические, экономические, культур­ные, медицинские, образовательные...) условия жизни общества и государства;

3) региональные (факторы, влияющие на развитие в конкретных городах, поселках, микрорайонах...);

4) конкретно-личностные (непосредственно с которыми соприкасается личность: семья, школа, внешкольные учреждения, бытовое окружение...);

5) «Я сам», т.е. условия внутреннего духовного развития. В последнее время в теории воспитания в связи с иде­ями гуманизации воспитания, признания самоценности детства появился термин «воспитательное пространство». Наиболее точное раскрытие его находим у И.Д. Демаковой*, которая считает, что «это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ

Существенным для методики воспитания является понятие «воспитывающая ситуация». По мнению В.А. Караковского, «это такая совокупность обстоятельств, которая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс рождения, развития и корректировки этих отношений»**. Он перечисляет описанные в педагогичес­кой литературе варианты различных ситуаций: ситуация авансирования доверия (А.С. Макаренко); свободного выбора (О.С. Богданова, Л.И. Катаева); непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова); эмоционального заражение (А.Н. Лутошкин); соотнесения (Х.Й. Лийметс); успеха (В.А. Караковский, О.С. Газман), творчества (В.А. Караковский), ситуация конфликта (у многих педагогов).

* Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства // Народное обра­зование. 2001, № 4. С. 167-172.

** Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. С. 215.

ВОСПИТАНИЕ И ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Одна из важнейших забот педагога в организуемом процессе воспитания – это помощь школьникам в социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Сам по себе фактор среды достаточно непредсказуемый. Могут всплыть совершенно неожиданные влияния микросреды — в семье, ближайшем бытовом окружении, в неформальных объединениях молодежи, да и в школе и внешкольных учебно-воспитательных учреждениях. Вся мудрость в том, что бороться с ними бесполезно. Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его (ребенка) от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом вос­питании, в изолированном высаживании нельзя этого выработать. Поэтому совершенно естественно вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду. Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить».

Под социальной адаптацией современная педагогика понимает способность школьника к социальному, нравственному,бытовому (физическому и коммуникативному) выживанию, статусному самоутверждению, сотрудничеству в существующих и в новых, ожидаемых и непредвиденных обстоятельствах, готовность выбрать различные способы жизнедеятельности, сохраняя свою индивидуальность. Нередко адаптация — только приспособление, подчинение обстоятельствам, потеря себя, бренное существование. Необходимы же жизненная устойчивость, стремление достичь цели, самореализоваться в культурном, нравственно-психологическом, профессиональном отношении»*.

Вульфов Б.З, Иванов И.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 604—605.

Именно поэтому помощь детям (подросткам, юношеству) в социальной адаптации — одна из важнейших гуманистических идей воспитания.

На основе этого сформулирована идея адаптивной школы*, которая рассматривается как школа, создающая условия для самореализации личности ученика и строящаяся на основе системного, синергетического и диалогического подходов.

Адаптивная школа приспосабливается к внешней среде (географической и социальной) и сама влияет на нее. Она приспосабливается также к рациональной (интеллектуальной), эмоциональной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса. Определяющий признак ее — развитие способностей личности к самоусовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, потенциальных возможностей.

Цельюадаптивной школы является создание условийдля самостоятельного выбора каждой личностью стратегии своего развития и поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Назначение,которому отвечает структура учебно-воспитательного процесса адаптивной школы, предполагает «обеспечение оптимального уровня интеллектуального духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе егоприродных задатков и склонностей».

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ

Решению проблем адаптации детей к социальным условиям жизни способствует педагогизация среды, т.е. cпециальная забота о создании воспитывающей среды.

Воспитывающая среда в отличие от формирующей - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Педагог, используя факторы природной и социальной ситуации развития ребенка, придает им целевую направленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду.

* Особенности адаптивной школы описаны на основе книги: Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М, 1999. С. 7—10.

Возможны как бы два пути создания педагогом воспитывающей среды. Во-первых, придание педагогической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приемов: целенаправленное обращение внимания детей («Посмотри, сколь гениально природа устроила...»), разъяснения непонятных явлений и фактов («Мы можем наблюдать это благодаря тому, что наука достигла немалого...»), этических и эстетических оценок («Настоящий мужчина поступает в этой ситуации иначе...»), организации наблюдения детьми предметов и явлений («Попробуйте пронаблюдать жизнь муравейника, и вы поймете, что не так уж просты эти малюсенькие букашки...») и т.д. Во-вторых, это конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.

Специальная работа школы и каждого педагога-воспитателя по конструированию и развитию воспитывающей среды включает в себя несколько специальных направлений:

Ø создание в «педагогическом пространстве» ребенка (под­ростка) социокультурной среды развития;

Ø педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;

Ø создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации ребенка (подростка);

Ø содействие детскому движению в школе и вне ее, по­мощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений;

Ø сотрудничество с многопрофильными творческими объ­единениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне школы);

Ø взаимодействие с неформальными объединениями мо­лодежи, формирование у школьников адекватного от­ношения к позитивным и негативным (асоциальным

и антисоциальным) объединениям;

Ø предметная среда воспитания: интерьер школьных по­мещений, наглядные пособия, способы расстановки мебели, цветы и украшения, свет и цветовая гамма, используемые в воспитательной работе предметы...

ПОНЯТИЕ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВОСПИТАНИЯ

Социокультурная среда образования (в широком смысле слова, куда включается и процесс воспитания) —это совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений к образованию, наличие и содержание которых... позволяет ему продуктивно действовать и са­моорганизовываться, саморазвиваться, обновляться, изменяться и, в свою очередь, влиять на социальные про­цессы. Это влияние тем выше, чем выше культура обра­зования и воспитания*.

Социокультурные условия способствуют эффективно­му воспитанию, если они включают**:

Ø правовое, материальное, экономическое обеспечение функционирования, развитие и постоянное обновление образовательно-воспитательных систем (разнооб­разных, вариативных, мультикультурных);

Ø наличие в сфере образования инициативных групп и сообществ, способных к самостоятельным культурным акциям, проектам и творческой деятельности;

Ø наличие открытой образовательной (воспитатель} полисистемы... и ее взаимодействия с системами куль­турных учреждений;

Ø осуществление более или менее системной и концеп­туально выраженной политики в сфере образования, исходящей от общества и государства;

Ø признание обществом и органами управления права школ и других учебно-воспитательных учреждений на автономность и разнообразные культурно-образователь­ные инициативы и обеспечение поддержки нововве­дений;

Ø наличие культуры управления;

Ø способность самой сферы образования к изменениям и эволюции, а также способность влиять на динамику общества;

Ø видимое проявление и развитие культурных тради­ций в жизни детских учебно-воспитательных учреж­дений;

Ø проявление динамичной, способной к саморазвитию педагогической культуры в разных сообществах. В качестве примеров можно привести социально-производственный педагогический комплекс «Лужники» им. С.Т. Шацкого многие авторские школы (например, «Школа диалога культур» B.C. Библера, модель «Русская школа» Л.Н. Погодиной в Москве, школа-парк М.А. Балабан, школы адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга в Москве и Б.А. Бройде в Ярославле и др.). Цель обновлен­ий программы Международного детского центра «Артек» определена в таком же ключе: «Создание социокультур­ного пространства для свободного выбора социокультурных норм».

ПОНЯТИЕ «НИША» И «СТИХИЯ» В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОСПИТАНИЯ

Ключевыми понятиями в характери­стике социокультурной среды воспи­тания как фактора развития ребенка (подростка) являются понятия «ниша» и «стихия»*.

* См.: Управление воспитательной системой школы, проблемы и реше­ния/Под ред. В.А. Караковского. М., 1999. С. 47.

Ниша— «это определен­ное пространство возможностей, позволяющеедетям удовлетворять свои потребности. Условно ниши можно подразделить на природные, социальные и «культурные». Стихия— «это неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и общественной среде в виде того или иного социального движения,информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения, возбуждающих импульсов. Педагогический смысл явления стихия» состоит во власти над детьми. Стихия обладает принуждающей, подчиняющей силой, она детерминирует выбор возможностей саморазвития». В контексте формирования отношения ребенка (подростка) к культурным ценностям это может вылиться во влияние культуры, псевдо- (или поп-) культуры и бескультурья (отсутствия культурных норм и ценностей в среде обитаниядетей).

Каждому воспитателю и родителю хорошо знакомы явления последних лет: общение на языке сленга, восторженное цитирование банальных слов рекламы; «балдение от пива»; «тусовки» в ночных клубах; ранний секс; мода на дорогую фирменную одежду и презрение к тем, кто «не такой, как все наши»...

Отсюда возникает стратегическая задача воспитания - создание в школе, классе, в индивидуальном развитииребенка такой системы воспитания, которая позволила бы регулировать стихийные воздействия средыи создать нишукультурного развития школьников.

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ДЕТСТВА

Но сделать это невозможно без учетаособенностей, сложившихся в совре­менной социокультурной среде вос­питания, характерной для нашего постперестроечного об­щества и меняющейся культуре образования. Их с болью в сердце современные педагоги-практики и ученые, ис­следующие проблемы воспитания, называют современны­ми реалиями детства,выстраивая прямую зависимость: социокультурная среда <-> воспитание детей. Это пробле­ма объективных трудностей и противоречий воспитания.

Самое грустное, что на Земле?

Не тишина в лазарете,

Не поминальная скорбь на челе —

Грустные дети...

Нет, не дитя, издающее крик,

Нас беспокоит —

Чадо, притихшее, будто старик,

Чадо людское...

Г.Я. Горбовс кий

Есть такая точка зрения: «Цивилизация — ужасное ра­стение, которое не растет и не расцветает, пока его не польют слезами и кровью» (А. Граф). Увы, но это так: социокультурная реальность имеет непосредственное отно­шение к детям, ставит перед ними «недетские» пробле­мы, влияет на процесс их развития и самоактуализации. В качестве примера — стихотворение четырнадцатилетней Ольги Мяловой из г. Оренбурга.

Кончается день.

Кончается год.

Кончается век.

Закругляется эра.

Бешено мчатся эпохи вперед...

Разрушили разум.

Прервали полет.

Закрыли глаза.

Опорочили веру.

Действует время, убивая, раня,

Уничтожая, грозя изменой.

Кратко охарактеризуем некоторые современные реалии больно бьющие» по современному детству. Их несколько групп.

1. Экономические: имущественное расслоение детей как следствие имущественного расслоения общества; подмена дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи и «дикого» рынка в детской среде; раздутые, гипертрофированные потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления; материальное закабаление и эксплуатация одних детей другими (купля-продажа всего, подкуп, взятки, вымогательства, даже рэкет... в детской среде); рост имущественных правонарушений детей; своеобразное «рекламное мышление» (дети нашпигованы рекламными фразами в ущерб собственному мышлению и оценкам...); вынужденная работа некоторых детей, даже приносящая вред здоровью и нравственному развитию личности; нищенство и попрошайничество некоторых детей, попадание в экономическую зависимость детей от богатых», вплоть до преступных элементов...

2. Политические: нестабильность в политике и нечистоплотность отдельных политиков, ошибки и просчеты политического курса привели к существованию в детской среде неуверенности в будущем, отсутствию всяких политико-экономических ориентиров, «зациленностъ на негативном», депрессиям и страхам, протестам в качестве социально-политической защиты, уходу а неформальные молодежные объединения асоциального и антисоциального толка, повышенному критиканству, самоустраненности от политических и общественных дел, неприкаянности, националистическим проявлениям, культу жестокости, разборкам «с пози­ций силы» и др.

3. Социальные:изменения в медицинском обслуживании (платные услуги, отмена обязательной диспансери­зации...) привели к увеличению числа заболеваний, воз­рождению некогда исчезнувших заболеваний, увеличениепроцента детской смертности и т.д.; изменения в систе­ме образования (появление платных школ, альтернативного образования, увеличение числа специализированных школ с отбором учащихся, появление права школ вы­бирать учеников и т.д.) привели и к негативным последствиям, как-то: фактически не действует закон о всеобуче, большой процент детей (и до окончания 9-го класса,а после 9-го особенно) остались за пределами школы, породив детскую безнадзорность и беспризорность... Покаслабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных, неполных семей с детьми в обеспечении материальной помощью, жильем, отдыхом и т.д.

4. Культурные:засилье молодежной массовой поп-культуры; дороговизна предметов культуры (книг, посе­щений музеев, театров, кинотеатров, поездок в другиегорода и т.д.); утрата приоритетов русской культуры в уго­ду американской с культом жестокости, насилия, пор­нографии, крайнего индивидуализма; разрушение систе­мы детских внешкольных учреждений и т.д. — привело кутрате ценностного отношения к культуре, возникнове­нию различных направлений низкопробной молодежной субкультуры; недоступность кружков, секций, занятий спортом и т.д.

5. Моральные(произошла переоценка ценностей): ори­ентация молодежи на индивидуализм, появление опре­деленных нравственных понятий типа «новые русские», «хозяева жизни», приоритет некоторых сомнительных цен­ностей типа «кроссовки из Торгограда», «Делай, что хо­чешь с шоколадом «Vispa», нравственная «раскованность» вплоть до распущенности и разнузданности, лжедемок­ратия, этикет как внешние формы культуры поведения, американизация нравов, повальное увлечение азартны­ми играми часто безнравственного содержания...

6. И как следствие этого — проявление некоторых не­гативных явлений,связанных с детством: детская безнад­зорность и беспризорность имеют тенденцию расшире­ния; появление детей-беженцев, бездомных детей; рост преступности несовершеннолетних; появление детской проституции и проступков, связанных с половой распущенностью; новые виды правонарушений детей и под­ростков: рэкет, разборки и т.п.; рост тенденции втягивания детей в табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических и токсичных веществ; пропагондирование в детско-юношеской среде так называемого «безопасного секса»; уход в виртуальную сферу через Интернет, где тиражируются штампованные псевдоцен­ности; межнациональные конфликты у детей и подростков; детский и юношеский суицид и др.

В каждом из названных факторов и тенденций — нарушения элементарных прав ребенка и прав человека, нуждающихся в воспитании.

Веяние нашего времени — детские страхи. Они тоже результат воздействия окружающей детей среды. Дети 2-го класса школы № 45 боятся: войны, теней, тигров, темноты, пауков, болезней, попасть под машину, лежать в больнице, врачей со шприцами, привидений, ядовитых змей, «руганья», тараканов, опасных животных, пантер; тех кто бьет слабых; смотреть ужасы, утонуть, злых мальчишек, вулканов, саранчу, замерзнуть, злобных собак, когда их кто-то хочет обмануть.

В ответах старшеклассников уже более отчетливо просматривается боязнь того, что навеяно особенностями нашего времени: атомной катастрофы, неожиданно возникаюших войн, террористических актов, «меня ограничивают в правах», маньяков-преступников, смерти, убийства кого-то из близких и друзей, что отец потеряет работу и нам не выжить, поздно вечером ходить по улице, СПИДа, наркомании, бюрократов, жуликов, плохих дел болезней, обезличивающего коллектива и др...

Так современные реалии вносят существенный штрих в характеристику школьного детства. И соответственно вносят коррективы в организацию и методику воспитания.

СОЗДАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Вот почему создание воспитываю­щей социокультурной среды — одно из главных стратегических направле­ний в организации и методике вос­питания.

Культурная среда — это конкретное, данное каждому ребенку (подростку) социальное пространство, посред­ством которого он включается в культурные связи обще­ства, где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности*. Это совокупность различных условий воспитания: в семье, в школе, в культурной среде региона и города, страны в целом. Ребенок (подросток) живет, действует и развивается в многоликой социокуль­турной среде — культурной, но и бескультурной или псев­докультурной, возвышающей, но и низвергающей лич­ность, стимулирующей культурное саморазвитие и само­актуализацию и нет.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЫ

Возможность реализации программ создания социокультурной среды для выполнения прогрессивных программ связано с педагогической культурой воспитательных уч­реждений и педагогов.

Понятие «педагогическая культура» многогранно: оно имеет отношение к педагогической культуре и обществу в целом с его системой образования, и к конкретной школе, и к личности каждого педагога и родителя... Если говорить обобщенно, то «педагогическая культура — это некоторая совокупность ценностных отношений к обра­зованию (воспитанию — Л.М.) и к ребенку, которые предметно и практически реализуются в учебно-воспи­тательном процессе»*. Показателями ее служат состояние и качество, эффективность обучения и воспитания, куль­тура их организации в конкретной школе, личная и пе­дагогическая культура каждого педагога.

Основные идеи современной культуры учителя-воспи­тателя заложены в идеях гуманистической педагогики, которая может быть выражена формулой: «сотрудничество во взросло-детском сообществе + интегрированное зна­ние (общекультурные ценности и отношение к ним) + индивидуальное образование (личностно-ориенированное воспитание) на основе интересов, потребностей потен­циальных возможностей»**. Воспитание — это целенаправленное создание условий для самоактуализации личности на основе ее разностороннего гармоничного развития в условиях личностно-ориентированной коллективной деятельности.

* Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 191.

**Тамже. С. 204-214.

Старые стереотипы («Я тебя воспитываю – ты подчиняйся», «Воспитатель всегда прав», «» Непогрешимость выверенных временем методов и приемов, оправдавших себя организационных форм воспитания» и т. п.) преодолеваются педагогических коллективах, где:

— Создается атмосфера готовности к педагогическому творчеству, открытости новым формам воспитания, терпимости методическому инакомыслию;

— Культивируется рефлексия конструктивный диалоговый стиль педагогического общения в процессе решения проблем;

— вырабатывается уважение к творческому самоопределению каждого педагога, его радикальным поискам;

— складывается естественное разнообразие методик и технологий обучения и воспитания, к которым культивируется отношение как к обогащению, а не как к конкуренции;

— происходит естественное становление демократических норм общения, взаимодействия, самоуправления и самоорганизации*.

*Крылова Н.Б. Там же.С.210.

КУЛЬТУРА ДОМА И СЕМЬИ

Культура дома и семьи предполагает заботу взрослых о наполнении интерьера и жизнедеятельности семьи культурными ценностями. Библиотека –какая? Что читают дети? У В. Лизинского есть афоризм: «Если в доме не читают Пушкина, то дети вырастают дантесами». А если читают лишь авантюрно-приключенческие, детективные, эротические (а то и порнографические) современные романы-однодневки? Как оформлен интерьер дома: мебель, освещение, ценностные (материально и духовно) вещи и предметы, чистота и порядок (для человека или «показуха») и многое, многое другое. А животные: какие есть и каково к ним отношение взрослых и детей? Это осень важно – общение с животными.

На вопрос о том, с кем любишь общаться, трудный подросток, вздохнув, отвечает: «С морской свинкой — она меня так хорошо слушает и «улыбается» мне просто так ни за что и никогда на меня не ругается». Из сочинения о дружбе третьеклассницы Тани Л.: «Мой лучший друг - собака. Зовут ее Веста. И еще собака Рама. Мне с ним; весело, хорошо и спокойно».

А игрушки — какие? Развивающие и воспитывающие с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ? Или дикие и кровожадные «герои» детских боевиков, эротизирован­ные куклы (одна маленькая девочка сказала: «Мне пода­рили куклу Барби, но я не люблю в нее играть, потому что она не дочка, она — тетя»); или напичканные элек­троникой малопонятные существа и новомодная техни­ка; или игрушечное оружие, по меткому выражению од­ного мальчишки, «все равно для кого — хоть для поли­цейского, хоть для киллера»...

А общение с бытовой техникой — магнитофоном, те­левизором, компьютером? Дети (с 1-го по 11-й класс) в разных опросах о любимых, предпочитаемых занятиях на­зывают их в качестве предпочитаемых. Попробуем себе от­ветить на вопросы: что предпочитают смотреть, слушать, во что играть? На каких сайтах блуждают в Интернете? Как это все соотносится с понятиями «культура», «псев­докультура», «бескультурье»?

А общение со взрослыми: его содержание, насыщен­ность культурными ценностями или суррогаты замены человеческого общения общением с «видиком», «компиком», «игрушками»... А то и с асоциальной и антисоци­альной компанией за пределами дома, семьи.

«ДВОРОВАЯ КУЛЬТУРА»

Есть еще понятие «дворовая культу­ра», «культура большого (малого) города, поселка. На ее можно сделать проекцию всего того, что было сказано выше, все имеет отношение к ней как фактор воспитания. Хочется внести еще один акцент, на который обратила внимание жур­налистка С. Кольчик, опубликовавшая полемичную ста­тью «Бескультурные «образованцы»*.

* Аргументы и факты. 2001. № 31.

Проблема в том, что в Москве, где высок образовательный и культурный уровень жизни, стали нормой такие мелочи, как:

«--- заплеванный шелухой от семечек пол в обществен­ных местах;

— наступив рядом стоящему пассажиру на ногу в обще­ственном транспорте, не извиниться;

— выгулять на газоне собаку и не убрать за ней;

— бросить посреди улицы банку из-под кока-колы, шкурку от банана и прочий мусор;

— говорить в полный голос по мобильному телефону в театре или кино;

— круглосуточно врубать в кафе, расположенном рядом с жилыми кварталами, музыку на полную мощность и далее».

В поисках культурной ниши от стихийного натиска бескультурья дети (подростки, юношество) не всегда попадают в культуру. Они просто не имеют возможности узнать о настоящей культуре, поэтому нередко находят выход (успокоение, расслабление, блаженство, решение проблем в химических зависимостях, девиантных группах и даже в суициде. И это все социокультурная среда обитания школьника, которую надо сделать воспитывающей.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Возможна ли «педагогика среды»? Если да, то в чем она состоит? Испытали ли вы на себе ее влияние или, может быть, наблюдали?

2. В чем суть понятия «воспитывающая среда»?

3. Как понимать педагогическое явление «социокультурная среда воспитания»? Что в нее входит? Как она влияет на продуктивность, эффективность воспитания?

4. При каких условиях социокультурная среда воспитания может быть позитивной, а при каких — негативной?

5. Понятия «ниша» и «стихия» применительно к теории и ме­тодике воспитания. Что нужно предпринять воспитателю, чтобы сделать целенаправленным стихийные воздействия социокультурной среды и создать культурную нишу для ребенка (подростка)? Что зависит от уровня культурного раз­вития самого педагога, его личной жизненной позиции?

6. Современные реалии детства: позитивное и негативное. Как сделать их позитивным фактором воспитания школьников?

7. Что значит педагогическая культура школы; дома и семьи; ближайшего непосредственного окружения ребенка (под­ростка)? Как на нее влиять с целью придания ей воспита­тельного смысла?

Рекомендуемая литература

Битинас Б.П., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. Ростов н/Д, 1993.

Бодалев А.А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитатель­ных систем. М., 1995.

Боронеев О.А., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер на­рода и судьбы страны. СПб., 1992.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 7. Педагогика среды: идеи и реальность.

Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для неза­висимой комиссии по международным гуманитарным вопро­сам)., 1990.

Воспитание через среду // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Карковского и др. М., 1999. Ч. 1, §5.

Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. М., 1999.

Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.

Культурная и мультикультурная среда. № 4 в серии «Новые ценности образования». М., 1996.

Кураева Л.Г. Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997.

Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на ру­беже тысячелетий. М., 2000.

О положении детей в Российской Федерации. 1995: Госу­дарственный доклад. М., 1996.

Писарский П.С, Собин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры. М., 1997.

Подросток: проблемы социальной адаптации. М., 1995.

Развитие личности школьника в воспитательном простран­стве: проблемы управления / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 2001.

Рыбинский Е.М. Детство в России: реальности и проблемы. М., 1996.

Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.

Флэйк-Хобсон К.Е., Робинсон Б., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.

Наши рекомендации