Исследование динамики развития и формирования композиционного мышления детей экспериментальных групп. Контрольный эксперимент.

Данный экспериментальный этап проходил в постоянном сравнении результатов обучения детей экспериментальной группы по программе формирующего эксперимента с обычным, традиционным обучением изобразительному и декоративно-прикладному искусству в параллельной группе (контрольной группе).

Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных группах, а также результаты, полученные в ходе проведения эксперимента. В экспериментальных группах занятия велись по разработанной нами методической системе с использованием разработанных поурочных разработок, системы оригинальных упражнений, пособий.

Оцениванию детских рисунков уделено внимание во многих методических пособиях по изобразительному ис­кусству. Важен аналитический подход к оцениванию детского рисунка с учетом критериальности. Критериями оценки успеваемости ученика можно назвать такие качества работы: композицион­ную организацию рисунка, характер формы и передачу пропорций предметов, качество конструктивного построения, правильность перспективы, владение техникой и общее впечатление от работы. В творческих работах детей также учитываются оригинальность, степень завершенности работы, сохранение традиции (например, в декоративно-прикладном творчестве).

Методики оценивания работ предполагают многосторонность. Например, считается целесообразным оценивать изобразительную деятельность ребенка по художественной гра­мотности (владение формой, цветом, передачей) и по умению применять изобразительные средства. Оценка таких способностей учащегося в этом случае производится на основе критериев вари­ативности (манипуляция способом изображения предметов по своему усмотрению); динамичности (изображение предмета в движении); активности или пассивности (работа самостоятельная или под воздействием стимула). Помимо художественной грамотнос­ти эти критерии отражают качества личности ребенка и образ его действий.

В конкретном опыте работы с детьми по теме орнаментальной композиции, были разработаны следующие критерии оценки результатов знаний и умений полученных в результате проведения данного педагогического эксперимента.

Критерии оценки детских работ.

Таблица 3.

Крите­рий Показатели
  Композиция - Гармоничное заполнение листа и расположение элементов композиции; - Установление композиционных отношений; - Выделение композиционного центра; - Соблюдение правил симметрии, ритма, равновесия; - Соответствие расположения орнаментальных мотивов форме, которую предстояло ими заполнить; - Использование средств художественной вырази­тельности (контраст, динамика и др.) - Использование акцента; - Наличие авторского замысла; - соответствие и соразмерность орнамента объему и форме изделия;  
  Графика - Четкость линии, штриха; - Узнаваемость силуэта, реалистичность; - Лаконизм в передаче формы; - Адекватность применения графического приема;  
  Колористика - Использование свойств холодной / теплой гаммы в соответствии с замыслом; - Подбор основных, составных или сочетание цветов в соответствии с замыслом (сочетание орнамента с фоном основы по цвету); - Применение цветового контраста и нюанса; - Применение цветового акцента; - Применение цветового ритма; - Количество использованных цветов( ограниченность/ изобилие);  
Техника изобра­жения - Знание и целенаправленное применение способов использования изобразительных материалов; - Адекватность применения того или иного способа работы определенным материалом;

Рекомендуется оценивать работы по традиционно сложившейся пятибалльной шкале:

5 — «отлично» — уровень художественной грамотности впол­не соответствует этапу обучения и критериям оценки детских работ, учебная задача пол­ностью выполнена;

4 — «хорошо» — уровень художественной грамотности соот­ветствует этапу обучения и критериям оценки детских работ (допускаются незначительные отклоне­ния), учебная задача выполнена;

3 — «удовлетворительно» — уровень художественной гра­мотности в основном соответствует этапу обучения и частично соответствует критериям оценки детских работ, учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью);

2 — «неудовлетворительно» — уровень художественной гра­мотности не соответствует этапу обучения и критериям оценки детских работ, учебная задача не выполнена;

1 — «крайне неудовлетворительно» — уровень художествен­ной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная зада­ча сознательно не выполнялась.

Таблица 4.

№ урока Уровни художественной грамотности
«отлично» «хорошо» « удовлетворительно»
I гр. II гр. I гр. II гр. I гр. II гр.
Кол-во детей Кол-во детей Кол-во детей Кол-во детей Кол-во детей Кол-во детей

I – экспериментальная группа (12 детей)

II – контрольная группа (12 детей)

В связи с тем, что в обеих группах не обучаются дети, чей уровень художественной грамотности абсолютно не соответствовал бы двум низшим баллам, в таблицу занесены сведения по первым трем оценкам, что соответствует низкому, среднему и высокому уровням знаний, умений и навыков изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Ознакомительные уроки-беседы не оценивались.

Результаты показателей I группы

Исследование динамики развития и формирования композиционного мышления детей экспериментальных групп. Контрольный эксперимент. - student2.ru

Рис. 2

Результаты показателей II группы

Исследование динамики развития и формирования композиционного мышления детей экспериментальных групп. Контрольный эксперимент. - student2.ru

Рис. 3

В ходе проведения эксперимента нами выявлены причины затруднения, испытываемые детьми в ходе создания работ на уроках изобразительного искусства, определено содержание методической работы по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие композиционного мышления детей. Исходя из полученных результатов эксперимента, можно сделать следующие выводы: детям рассматриваемого нами возраста необходимо развивать композиционное мышление, пополнять свои знания в области композиции, методами более подробного изучения композиционных понятий и структур, на примерах орнаментальной композиции, которая, в свою очередь, является наиболее удобным и гибким решением поставленных задач.

Исходя из наблюдений и результатов работ экспериментальной группы, в целом, следует отметить такие положительные стороны эксперимента, как: повышение интереса учащихся к усвоению теоретического материала об орнаментальном искусстве, качественное улучшение их творческих работ, что говорит об успешном влиянии нашей методики на развитие художественно-образного и композиционного мышления детей, а также активизация их творческой деятельности – незаменимый компонент в обучении детей изобразительному искусству.

В качестве доказательства эффективности разработанной нами методики были подвергнуты сравнению четыре основных компонента художественной и творческой деятельности учащихся, непосредственно применимой к результатам экспериментальной и контрольной групп и являющиеся критериями оценок детских работ.

1. композиция;

2. графика;

3. колористика;

4. техника исполнения.

Показатели изменений в экспериментальных и контрольных группах.

Таблица 5.

№ урока Основные компоненты художественной деятельности учащихся
Композиция Графика Колористика Техника исполнения
I гр. II гр. I гр. II гр. I гр. II гр. I гр. II гр.
Всего (%): 80,8 69,1 80,8 74,3 82,3 73,1 67,3

Исследование динамики развития и формирования композиционного мышления детей экспериментальных групп. Контрольный эксперимент. - student2.ru

Рис. 4

На основе полученных данных, нами была составлена диаграмма, отражающая рост изобразительного качества детских работ, с учетом полученных данных за время проведения эксперимента. Сравнивались показатели оценок детских работ первого и последнего уроков.

Исследование динамики развития и формирования композиционного мышления детей экспериментальных групп. Контрольный эксперимент. - student2.ru

Рис. 5

Рост качественного улучшения детских работ, а также отражение в них значительно, более развитого уровня композиционного, художественно-образного мышления составил: в экспериментальной группе 96,8 %, в контрольной группе – 83 %. Таким образом, разница показателей содержательно-образного уровня экспериментального и контрольного класса составила 13,8 %.

В итоге сравнительного эксперимента в обеих группах учащихся было итоговое задание, на ту же тему, что и 2-е тестовое задание констатирующего эксперимента, показывающее разницу развитости композиционного мышления детей. Нами был составлен график, отражающий данные, которые оценивались исходя из критериев оценки детских работ, в частности, выполнения композиционных задач. (см. 2.1.)

Исследование динамики развития и формирования композиционного мышления детей экспериментальных групп. Контрольный эксперимент. - student2.ru Рис. 6

Сравнивая, полученные данные с результатами констатирующего эксперимента позволили нам обнаружить значительные качественные изменения в процессе обучения учащихся ИЗО-студии экспериментальной группы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Анализ работ показал, что уровень развитости композиционного мышления детей обучавшихся по экспериментальной программе значительно выше. В рамках исследовательской работы были изучены художественно-творческие способности детей в возрасте от 10 до 12 лет - это воображение, конструктивное, композиционное, объемно-пространственное мышление, зрительная память, эмоциональная направленность, активная работа фантазии.

Материал, излагаемый детям экспериментальной группы, а также иные способы подачи основ композиции, на примере орнаментальной композиции, пробудили интерес к выбранной тематике орнамента, работам великих художников, наследию русского народного творчества, индивидуальный, творческий подход к выполнению заданий. В своих работах ребятам удалось отразить и свое эмоциональное состояние.

Выводы по второй главе.

На основании полученного опыта, в результате проведения педагогического эксперимента, можно сделать соответствующие выводы.

Орнаментальное рисование является очень важным, необходимым и доступным видом изобразительной деятельности детей выбранного нами возраста. Работа по орнаменту дает учащимся ряд навыков, которыми они будут пользоваться в процессе всей дальнейшей изобразительной деятельности, - это развитие руки и глазомера (умение координировать, т.е. свободно согласовывать движение руки со зрительным восприятием), чувство ритма и композиции, уверенность штриха и линии. В процессе работы педагогу необходимо подвести детей к сознательному, правильному решению собственной композиции, подбору сочетания цвета; необходимо развивать в них чувство гармонии и ритма.

В итоге сравнения результатов анализа работ учащихся контрольной и экспериментальной групп, объективно выявлено, что развитие композиционного мышления и изобразительной деятельности в целом у учащихся, происходит значительно эффективнее в процессе их приобщения к орнаментальному искусству. Данные эксперимента показали, что применение разработанной нами методики можно значительно быстрее и эффективнее переводить с одного, более низкого уровня развития композиционного мышления в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве учащихся на более высокий уровень. То есть более эффективно развивать и формировать умения и навыки учащихся к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Поставленные цели содержания разработанной программы были достигнуты, решены и экспериментально проверены обозначенные задачи на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рекомендуется включение специально разработанного цикла занятий в обучающую программу по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Наши рекомендации