Исследование динамики развития и формирования композиционного мышления детей экспериментальных групп. Контрольный эксперимент.
Данный экспериментальный этап проходил в постоянном сравнении результатов обучения детей экспериментальной группы по программе формирующего эксперимента с обычным, традиционным обучением изобразительному и декоративно-прикладному искусству в параллельной группе (контрольной группе).
Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных группах, а также результаты, полученные в ходе проведения эксперимента. В экспериментальных группах занятия велись по разработанной нами методической системе с использованием разработанных поурочных разработок, системы оригинальных упражнений, пособий.
Оцениванию детских рисунков уделено внимание во многих методических пособиях по изобразительному искусству. Важен аналитический подход к оцениванию детского рисунка с учетом критериальности. Критериями оценки успеваемости ученика можно назвать такие качества работы: композиционную организацию рисунка, характер формы и передачу пропорций предметов, качество конструктивного построения, правильность перспективы, владение техникой и общее впечатление от работы. В творческих работах детей также учитываются оригинальность, степень завершенности работы, сохранение традиции (например, в декоративно-прикладном творчестве).
Методики оценивания работ предполагают многосторонность. Например, считается целесообразным оценивать изобразительную деятельность ребенка по художественной грамотности (владение формой, цветом, передачей) и по умению применять изобразительные средства. Оценка таких способностей учащегося в этом случае производится на основе критериев вариативности (манипуляция способом изображения предметов по своему усмотрению); динамичности (изображение предмета в движении); активности или пассивности (работа самостоятельная или под воздействием стимула). Помимо художественной грамотности эти критерии отражают качества личности ребенка и образ его действий.
В конкретном опыте работы с детьми по теме орнаментальной композиции, были разработаны следующие критерии оценки результатов знаний и умений полученных в результате проведения данного педагогического эксперимента.
Критерии оценки детских работ.
Таблица 3.
№ | Критерий | Показатели |
Композиция | - Гармоничное заполнение листа и расположение элементов композиции; - Установление композиционных отношений; - Выделение композиционного центра; - Соблюдение правил симметрии, ритма, равновесия; - Соответствие расположения орнаментальных мотивов форме, которую предстояло ими заполнить; - Использование средств художественной выразительности (контраст, динамика и др.) - Использование акцента; - Наличие авторского замысла; - соответствие и соразмерность орнамента объему и форме изделия; | |
Графика | - Четкость линии, штриха; - Узнаваемость силуэта, реалистичность; - Лаконизм в передаче формы; - Адекватность применения графического приема; | |
Колористика | - Использование свойств холодной / теплой гаммы в соответствии с замыслом; - Подбор основных, составных или сочетание цветов в соответствии с замыслом (сочетание орнамента с фоном основы по цвету); - Применение цветового контраста и нюанса; - Применение цветового акцента; - Применение цветового ритма; - Количество использованных цветов( ограниченность/ изобилие); | |
Техника изображения | - Знание и целенаправленное применение способов использования изобразительных материалов; - Адекватность применения того или иного способа работы определенным материалом; |
Рекомендуется оценивать работы по традиционно сложившейся пятибалльной шкале:
5 — «отлично» — уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения и критериям оценки детских работ, учебная задача полностью выполнена;
4 — «хорошо» — уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения и критериям оценки детских работ (допускаются незначительные отклонения), учебная задача выполнена;
3 — «удовлетворительно» — уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения и частично соответствует критериям оценки детских работ, учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью);
2 — «неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения и критериям оценки детских работ, учебная задача не выполнена;
1 — «крайне неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача сознательно не выполнялась.
Таблица 4.
№ урока | Уровни художественной грамотности | |||||
«отлично» | «хорошо» | « удовлетворительно» | ||||
I гр. | II гр. | I гр. | II гр. | I гр. | II гр. | |
Кол-во детей | Кол-во детей | Кол-во детей | Кол-во детей | Кол-во детей | Кол-во детей | |
I – экспериментальная группа (12 детей)
II – контрольная группа (12 детей)
В связи с тем, что в обеих группах не обучаются дети, чей уровень художественной грамотности абсолютно не соответствовал бы двум низшим баллам, в таблицу занесены сведения по первым трем оценкам, что соответствует низкому, среднему и высокому уровням знаний, умений и навыков изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Ознакомительные уроки-беседы не оценивались.
Результаты показателей I группы
Рис. 2
Результаты показателей II группы
Рис. 3
В ходе проведения эксперимента нами выявлены причины затруднения, испытываемые детьми в ходе создания работ на уроках изобразительного искусства, определено содержание методической работы по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие композиционного мышления детей. Исходя из полученных результатов эксперимента, можно сделать следующие выводы: детям рассматриваемого нами возраста необходимо развивать композиционное мышление, пополнять свои знания в области композиции, методами более подробного изучения композиционных понятий и структур, на примерах орнаментальной композиции, которая, в свою очередь, является наиболее удобным и гибким решением поставленных задач.
Исходя из наблюдений и результатов работ экспериментальной группы, в целом, следует отметить такие положительные стороны эксперимента, как: повышение интереса учащихся к усвоению теоретического материала об орнаментальном искусстве, качественное улучшение их творческих работ, что говорит об успешном влиянии нашей методики на развитие художественно-образного и композиционного мышления детей, а также активизация их творческой деятельности – незаменимый компонент в обучении детей изобразительному искусству.
В качестве доказательства эффективности разработанной нами методики были подвергнуты сравнению четыре основных компонента художественной и творческой деятельности учащихся, непосредственно применимой к результатам экспериментальной и контрольной групп и являющиеся критериями оценок детских работ.
1. композиция;
2. графика;
3. колористика;
4. техника исполнения.
Показатели изменений в экспериментальных и контрольных группах.
Таблица 5.
№ урока | Основные компоненты художественной деятельности учащихся | |||||||
Композиция | Графика | Колористика | Техника исполнения | |||||
I гр. | II гр. | I гр. | II гр. | I гр. | II гр. | I гр. | II гр. | |
Всего (%): | 80,8 | 69,1 | 80,8 | 74,3 | 82,3 | 73,1 | 67,3 |
Рис. 4
На основе полученных данных, нами была составлена диаграмма, отражающая рост изобразительного качества детских работ, с учетом полученных данных за время проведения эксперимента. Сравнивались показатели оценок детских работ первого и последнего уроков.
Рис. 5
Рост качественного улучшения детских работ, а также отражение в них значительно, более развитого уровня композиционного, художественно-образного мышления составил: в экспериментальной группе 96,8 %, в контрольной группе – 83 %. Таким образом, разница показателей содержательно-образного уровня экспериментального и контрольного класса составила 13,8 %.
В итоге сравнительного эксперимента в обеих группах учащихся было итоговое задание, на ту же тему, что и 2-е тестовое задание констатирующего эксперимента, показывающее разницу развитости композиционного мышления детей. Нами был составлен график, отражающий данные, которые оценивались исходя из критериев оценки детских работ, в частности, выполнения композиционных задач. (см. 2.1.)
Рис. 6
Сравнивая, полученные данные с результатами констатирующего эксперимента позволили нам обнаружить значительные качественные изменения в процессе обучения учащихся ИЗО-студии экспериментальной группы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Анализ работ показал, что уровень развитости композиционного мышления детей обучавшихся по экспериментальной программе значительно выше. В рамках исследовательской работы были изучены художественно-творческие способности детей в возрасте от 10 до 12 лет - это воображение, конструктивное, композиционное, объемно-пространственное мышление, зрительная память, эмоциональная направленность, активная работа фантазии.
Материал, излагаемый детям экспериментальной группы, а также иные способы подачи основ композиции, на примере орнаментальной композиции, пробудили интерес к выбранной тематике орнамента, работам великих художников, наследию русского народного творчества, индивидуальный, творческий подход к выполнению заданий. В своих работах ребятам удалось отразить и свое эмоциональное состояние.
Выводы по второй главе.
На основании полученного опыта, в результате проведения педагогического эксперимента, можно сделать соответствующие выводы.
Орнаментальное рисование является очень важным, необходимым и доступным видом изобразительной деятельности детей выбранного нами возраста. Работа по орнаменту дает учащимся ряд навыков, которыми они будут пользоваться в процессе всей дальнейшей изобразительной деятельности, - это развитие руки и глазомера (умение координировать, т.е. свободно согласовывать движение руки со зрительным восприятием), чувство ритма и композиции, уверенность штриха и линии. В процессе работы педагогу необходимо подвести детей к сознательному, правильному решению собственной композиции, подбору сочетания цвета; необходимо развивать в них чувство гармонии и ритма.
В итоге сравнения результатов анализа работ учащихся контрольной и экспериментальной групп, объективно выявлено, что развитие композиционного мышления и изобразительной деятельности в целом у учащихся, происходит значительно эффективнее в процессе их приобщения к орнаментальному искусству. Данные эксперимента показали, что применение разработанной нами методики можно значительно быстрее и эффективнее переводить с одного, более низкого уровня развития композиционного мышления в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве учащихся на более высокий уровень. То есть более эффективно развивать и формировать умения и навыки учащихся к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Поставленные цели содержания разработанной программы были достигнуты, решены и экспериментально проверены обозначенные задачи на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рекомендуется включение специально разработанного цикла занятий в обучающую программу по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.