Педагогические идеи И.Г. Песталоцци.
Важнейшей и основной педагогической идеей великого швейцарского педагога является всестороннее гармоничное развитие личности в процессе обучения и воспитания. Это цель любого учебно-воспитательного учреждения, достижение данной цели предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. И.Г. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:
1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.
2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».
3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.
Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.
Также и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.
Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.
Идея природосообразности в обучении и воспитании в понимании И.Г. Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».
Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо —• слышать, нога — ходить, и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. УМ хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне» [3, с. 356 – 390]. Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.
При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри ею». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих, мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.
Методы обучения И.Г. Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучения — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не слов, с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах.
Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету — числом, посредством развития речи — словом. Содержанием элементарного образования и является чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эта обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого – к сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод обучения, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, а не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял уистоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы», — утверждал он в «Лебединой песне».
И.Г. Песталоцци утверждал, что для школы очень важны отношения, которые устанавливаются между учителем и учениками. Эти взаимоотношения в своей основе должны иметь любовь учителя к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом.
Одной из важных задач педагогики И.Г. Песталоцци является трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.
Педагогические идеи И.Г. Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал широкому распространению в западноеврепейских государствах школьной практики знаменитого педагога. Так как институт И.Г. Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем И.Г. Песталоцци.
Основные даты жизни и деятельности:
1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.
1769—1774 — эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.
1775—1780 — создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.
1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.
1800—1826 — руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.
1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.
Основные работы:
1781—1787 — «Лингард и Гертруда».
1801 — «Как Гертруда учит своих детей».
1826 — «Лебединая песня».
7.3. Развивающее и воспитывающее обучение Ф.А. Дистервега.Одним из известнейших педагогов-классиков XIX столетия является Фридрих Адоьлф Дистервег (1790 - 1866). В историю педагогики он вошел как «учитель немецких учителей», так как был организатором и в течение длительного времени директором учительских семинарий в Мёрсе и Берлине, готовившими педагогические кадры для народной массовой школы.
В 1827 – 1866 гг. издавал педагогический журнал «Рейнские листки…», создал четыре учительских общества, в 1848 г. был избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза, выступил с предложениями по реформе существующей в то время школы, требуя отделения ее от церкви и всеобщего обучения детей, осуществления общечеловеческого, гражданского и национального воспитания.
Основной педагогический труд А. Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей» (1835). В книге содержатся указания. Каким образом учитель может повышать свой профессиональный уровень, на какой путь вступить в преподавании отдельных учебных предметов и какими средствами для этого пользоваться.
Педагогом было написано свыше 20 учебников (он занимался в основном вопросами обучения и воспитания в начальной школе), учебных руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Книги пользовались широкой известностью в Германии и во всей Европе.
В основу воспитания Дистервег положил три принципа:
Ø Природосообразность обучения и воспитания. Этот принцип он понимал как развитие в педагогическом процессе тех хороших задатков, которые заложены в ребенке от природы.
Ø Принцип самодеятельности и активности детей в учении и собственном личностном развитии.В современной педагогике он трактуется как создание в педагогическом процессе условий для становления и развития субъектной жизненной позиции ребенка.
Ø Культуросообразность обучения и воспитания,то есть учет в педагогическом процессе условий и уровня культуры данного времени страны, родины, семьи ученика.
Реализация этих принципов в педагогической практике обусловила необходимость разработки принципиально новых идей обучения. Таковыми в педагогическом наследии А. Дистервега являются идеи развивающего обучения.На их основе он выстроил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать индивидуальные проявления своих учеников, их особенности, уровень развития, круг интересов и увлечений. Только зная и учитывая все это можно учить «естественным путем», преодолевая трудности постепенно о последовательно.
Педагог решительно вытупал против учебных перегрузок учащихся: «Беда обычно заключается в том, что молодые учителя стремятся научить учеников всему тому, что они сами знают, на самом же деле надо сообщить учащимся только существенное… Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить» [2].
Особое внимание в вопросах дидактики Дистервег обращал на своевременное повторение учебного материала, но повторении он рассматривал не как простое заучивание, зубрежку, а осмысленное запоминание самого существенного в изучаемом материале. Это не только дает возможность прочно усвоить содержание предмета, какую-то сумму знаний, но способствует развитию памяти, а следовательно, и ума.
Дистервег указывал на необходимость в преподавании перехода от простого – к сложному, от близкого – к далекому, от неизвестного – к известному. Однако дидакт предупреждал от механического применения этих правил обучения. Ведь легкое должно перемежаться с трудным: учение не должно быть легким, это достаточно тяжелый труд ума и сердца, всего человеческого организма. Нередко удаленное от учащихся во времени и пространстве оказывается весьма близким, интересным и доступным, а близкое – трудным и сложным. Необходимо побуждать учеников, подчеркивал педагог, работать самостоятельно, добиваясь того, чтобы работа стала их второй натурой. Стремление все внимательно продумать, усвоить учебный материал должно быть потребностью ученика, только в этом случае можно говорить о развивающем характере обучения.
Большов внимание было уделено А. Дистервегом в его педагогических работах вопросам школьной дисциплины. Он высказывал свое отрицательное отношение к использованию наказания в педагогической практике как методу обучения и воспитания. «О мерах наказания мы лучше говорить не будем, - обращался он к учителям. – Они большей частью бесполезны и не нужны, то есть согласно природе самого предмета обучения. Надо только, чтобы ученик работал в школе охотно. Там. Где это имеет место, не может быть и совсем не бывает случаев неповиновения учащихся. Там же, где этого нет, приходится постоянно и безуспешно придумывать наказания» [2].
Во всех работах А. Дистервега красной нитью проходит мысль о значении искусства обучения и воспитания учителя (педагогического мастерства) в успешном решении педагогических задач. Мастерство профессиональной деятельности он органично связывал с личными качествами учителя, однако рассуждал «не об общих качествах учителя-воспитателя: его честности, нравственности и т.д., а только о качества учителя, делающих обучение образовательным и плодотворным» [2, с. 407]. К таким важнейшим качествам относил энергичность и живость, силу характера, любовь к детям и своей педагогической работе.
Одним из первых «учитель немецких учителей» высказывался о педагогическом значении внешнего вида учителя, манеры его поведения, указывая на то, чтобы учитель усваивал «как можно больше живости! Последняя заключается не в бесконечном размахивании руками, не в гримасах и мимике. Это духовная жизнь, которая, разумеется, также отражается на лице. На всем внешнем облике и жестах» [2, с. 408]. Он советовал учителям заботиться о своей внешности, о физическом и духовном здоровье, организации здорового и рационального образа жизни, так как во многом, по мнению немецкого педагога, результативность работы учителя обусловлена его физическим здоровьем, хорошим самочувствием, внутренней энергетической силой.
Примечательно, что А. Дистервегом впервые была предпринята попытка выделения нескольких уровней профессиональной деятельности педагога. Он указывал на то, что есть учителя, работающие добросовестно, добиваясь хороших результатов в обучении и воспитании, но есть и «гениальные виртуозы педагогического дела», которые формируются как профессионалы «при редчайших и счастливейших обстоятельствах» [2, с. 415]. Дистервег не проанализировал эти обстоятельства, указал только на отдельные факторы развития высокого уровня профессионализма педагога. Важнейшим среди них назвал способность учителя к постоянному самообразованию, самоусовершенствованию.Он призывал педагогов «никогда не останавливаться» и подчеркивал, что учитель «до того времени способен образовывать других, пока продолжает работать над собственным образованием… общим, как человека и гражданина, и специальным, как учителя» [2].
Педагогическое наследие Ф.А. Дистервега детально изучается современными педагогами, служит неиссякаемым источником педагогических идей в разных направлениях педагогических исследований, педагогической теории и практики.
7.4. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.Известный немецкий педагог, психолог, философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776— 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.
Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, посетив Бург-дорфский институт (1800), он создал свой первый педагогический труд, который посвятил знаменитому швейцарцу.
Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он был воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. Затем, по завершении университетского образования, читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией по подготовке учителей. Создав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику.
Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.
В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от педагогических идей Песталоцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чувственного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание может повлиять на нравственность. Гербарт считал, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет И.Г. Пестолоцци, разрабатывая свои психолого-педагогические представления. Если Песталоцци, опираясь на идею чувственного восприятия, стремится к изучению физического мира, то Гербарт не считал такой подход достаточным и ставил целью создание морально-эстетического представления о мире. Поэтому естественно-научным занятиям (арифметике, географии, естествознанию) он предпочитал занятия чистой математикой, классическими языками и литературой.
Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими.
Рассмотрим ключевые психологические понятия теории Гербарта. Душа (психика) человека, ничем не заполненная от рождения, имеет одно важное свойство — она вступает во взаимоотношения с окружающей средой через нервную систему. Благодаря этому в уме появляются первые представления, полученные от чувственных восприятий, а из сложных взаимодействий представлений образуются понятия, развиваются суждения и размышления. Представления детей исходят из двух источников: из практического (опытного) соприкосновения с природой и из общения с людьми. Учитель должен, расширяя жизненный опыт ребенка, развивать знание, а расширяя социальное общение — развивать чувства. Отсюда следовало два важных вывода:
1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния).
2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, — воспитание.
Процесс воспитания Гербарт делил на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.
Цели и задачи воспитания педагог и философ выводил из философии и этики.
Цель воспитания он определял так: «Все дело воспитания можно суммировать в понятии «нравственность». Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания». Добродетель понимается как «идея внутренней свободы», развивающаяся у человека в процессе накопления им опыта. Такой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых явлений и суждения на уровне вкуса. Поэтому Гербарт называл их эстетическими представлениями (свой философский трактат он назвал «Эстетическое представление о Вселенной как главная цель воспитания»). Такие представления включают в себя «пригодное, красивое, нравственное, справедливое», то есть все то, что нравится в процессе созерцания. Главная цель воспитания состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование.
Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желания. Дело воспитания — сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле.
Задачи воспитания были определены немецким педагогом-классиком так: обогащение души представлениями или опытом на основе представлений, выработка идеи и мотивов поведения.
Нравственность зависит от доброй воли и знания, а они в свою очередь — от просвещения человека или идей, развившихся из первоначальных представлений. Воля и действие (поведение) возникают из желания, или мотивации. Отсюда итог, к которому пришел Гербарт: «Делание, которое перед самим собой обнаруживает ученик, выбирая добро и отвергая зло, — это, а не что другое, есть образование характера». Действия учителя при этом ограничены, так как выбор делает сам ученик и завершает его своими действиями, учитель не может «влить в душу своего ученика» силу, способную заставить его действовать. Но он создает такие условия, при которых результатом станет добродетель ученика, к этой основной цели должны быть направлены все усилия педагога.