Особенности развития личности

Понятие возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в психологии связано с описанием изменений во времени его природного организма и личности в целом. В этом смысле в науке говорят о делении всего цикла жизни человека на отдельные, качественно различные периоды, выстраивая периодизацию развития человека. Существует множество возрастных периодизаций жизни человека, построенных на разных психологических основаниях.

В российской психологии и педагогике возрастная периодизация формирования личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии. В развитии человека от рождения до наступления зрелости можно выделить следующие возрастные периоды, накладывающие свой отпечаток на воспитание и формирование личностных качеств: младенческий возраст (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый возраст (11-15 лет), ранняя юность или старший школьный возраст (15-18 лет), юношеский возраст (18-25).

Счастье первых лет жизни человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает ему интенсивное развитие интеллекта. Через активное взаимодействие с миром дети исследуют сущность бытия, меру необходимого поведения. Впечатлительность детства не упускает ничего, что может пригодиться в жизни.

В преддошкольном и дошкольном возрасте ребенок раскрывает для себя мир человеческих отношений, его условия жизни стремительно расширяются. Он знакомится со сверстниками, соответственно, расширяется круг игр: если до сих пор он играл чаще всего в одиночку, то теперь ему более интересны ролевые игры со сверстниками. Образно-ролевые, сюжетно-ролевые игры уже имеют сюжет, содержание, роли, игровые условия, что открывает новые пути к формированию интеллектуальных операций.

В этом периоде в основном заканчивается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления, а также предметом сознательного изучения. Развивается звуковая сторона речи, интенсивно растет словарный запас. Этот возраст характерен детским словотворчеством, в ходе которого дети осваивают языковые тонкости.

Общение со сверстниками и взрослыми, возникшие в связи с этим новые задачи общения к концу дошкольного периода стимулируют использование новых форм речи и увеличение словарного запаса: переход к контекстной речи (ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку), развернутым высказываниям, развитие диалогической речи.

В дошкольном возрасте развивается осмысленное, целенаправленное восприятие: наблюдение, рассматривание, поиск. Складывается характерный тип мышления – наглядно-образное. Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Данный период – наиболее благоприятный для развития памяти, которая носит, как правило, непроизвольный характер: ребенок запоминает то, что ему интересно, не ставя перед собой такой цели. Произвольная память начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте, но сознательное целенаправленное запоминание появляется эпизодически. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Изменяется в этот период и эмоциональные процессы человека: круг эмоций расширяется, они становятся более насыщенными, но одновременно уравновешенными; возникает механизм эмоционального предвосхищения, лежащий в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Соответственно, появляются новые мотивы: игровые мотивы, потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых и сверстников, подражание взрослым, познавательные и нравственные мотивы. Одно из важнейших достижений дошкольного возраста: соподчинение мотивов, выделение доминирующих, что способствует развитию произвольного поведения дошкольника.

Центральным новообразованием дошкольного возраста считается формирование самосознания, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. На основе эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения самооценка к концу периода становится более адекватной. Самосознание развивается во времени: в 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем.

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Темпы физиологического роста, определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий социальный мотив учения (потребность занять определенную позицию, открывающую доступ в мир взрослых) и познавательную потребность, которую он не может удовлетворить дома, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы характеризуют готовность ребенка к школьному обучению. Основной вид деятельности ребят – игра, который постепенно смещается в сторону ведущей учебной деятельности.

С точки зрения анатомо-физиологического созревания в это время продолжается упрочение скелета в целом (важно помнить, что при неблагоприятных условиях этот процесс может протекать с большими аномалиями, например, вредные влияния способны оказывать физические перегрузки). Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, значительный прирост мышечной силы. Этим обусловливается большая подвижность младших школьников, их неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. Поэтому важно практиковать различные виды учебной работы во время занятий (чередовать письмо с чтением, применять наглядность и т.п.), проводить физкультпаузы, заниматься при открытых форточках.

Важное значение имеет развитие психики и познавательной деятельности. К концу младшего школьного возраста вес мозга приближается к весу мозга взрослого человека, совершенствуются нервные ответвления. Это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности. У младших школьников усиливается контроль сознания за поведением, развиваются волевые процессы, формируется внутренний план действий.

Когда ребенок становится учеником, кардинально меняется его социальный статус, что приводит к достаточно значительным изменениям в его поведении и психике. По мнению Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность, становится не таким понятным для окружающих. Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания. Внешне это может выражаться в чисто кризисных проявлениях: манерности, кривлянии и т.п. В то же время, важнейшими приобретениями ребенка в данный период становятся возникшие самолюбие и самооценка как устойчивые качества личности. Появляется рефлексия – осознание детьми своих действий.

При организации познавательной деятельности младших школьников следует развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающей среды, то есть ощущение и восприятие; вырабатывать умения замечать сходство и различие между предметами и тем самым развивать конкретное мышление. У младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это благоприятно для усвоения теории (языка, математики). При усвоении материала необходимо учить расчленять целое на части, выделять существенное, делать сравнения, умозаключения. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В процессе обучения формируются научные понятия, развивается теоретическое мышление. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью: они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Ученики уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Внимание характеризуется небольшим объемом, малой устойчивостью, затруднены распределение и переключение внимания. В процессе учебной деятельности развивается произвольное внимание.

На воспитание младших школьников большое влияние оказывает личность учителя, влияние родителей и взрослых; многое в воспитании зависит от их чуткости, внимания, умения стимулировать и организовывать деятельность ребят. Например, школьная оценка в немалой степени влияет на самооценку младшего школьника, способна сформировать мотивацию достижения успеха, либо, наоборот, мотивацию избегания неудачи. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

Средний школьный (подростковый) возраст учащихся обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. До XVII-XVIII вв. подростковый возраст не выделялся в качестве самостоятельного в жизненном цикле человека. Сегодня данный период считается самым трудным этапом в жизни человека, появилось понятие кризиса подросткового возраста.

Физическое развитие подростков очень интенсивно и неравномерно. Зачастую наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, развитие туловища несколько отстает. Неравномерно проявляется и сам рост: он то замедляется, то слишком интенсивен. Одновременно происходит развитие мышечных тканей, что придает подростку большую физическую силу.

Наблюдаются диспропорции в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, а рост сосудов отстает, что ведет к недостатку притока крови к отдельным органам, к повышению давления, головным болям. Все это специфически сказывается на поведении подростков. Они отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности, поднятию тяжестей и так далее. Но поскольку мышцы и кровеносная система окрепли еще недостаточно, поэтому подростки быстро устают, а чрезмерные физические нагрузки нередко приводят к травмам.

Все эти физические изменения осложняются половым созреванием. Половое созревание является центральным фактором физического развития подростка. Оно оказывает существенное влияние на работу внутренних органов и ведет к появлению новых ощущений, чувств, переживаний, мыслей, влечений. Перестройка в эндокринной системе часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, двигательной активности, периодической вялости и апатии.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. В отличие от младших школьников они не ограничиваются внешним восприятием предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, причинно-следственные связи, задают много вопросов, требуют от учителя аргументации вопросов и убедительного доказательства ответов. У них развивается абстрактное мышление и логическая память. В процессе осмысления и запоминания материала подростки трансформируют текст и воспроизводят основной смысл, происходит постепенный отказ от дословного заучивания с помощью повторений, замедляется развитие механической памяти. Вербальный материал воспринимается и запоминается уже на уровне формирования понятий. Восприятие становится плановым, последовательным, преднамеренным, но внимание отличается противоречивостью: с одной стороны, вербально-логическая память способствует устойчивости произвольного внимания, с другой – обилие впечатлений, переживаний, активность, импульсивность подростка проводит к неустойчивости внимания.

Развиваются также навыки научного мышления, благодаря которым подростки рассуждают о прошлом, настоящем, будущем, выдвигают гипотезы, строят прогнозы. Речь подростка становится более сложной, отличается самостоятельностью и последовательностью, происходит увеличение словарного запаса, в основном, за счет специальных научных терминов, усваиваемых в процессе изучения различных учебных предметов. Развитие интеллектуальной сферы оказывает влияние на развитие других сторон психики подростка. В психическом облике подростка чаще всего сочетаются, по словам Н.С. Лейтеса, активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность и впечатлительность.

Центральным новообразованием личности в подростковом возрасте является «чувство взрослости» и на этой основе происходит возникновение нового уровня самосознания. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого, стремится к самостоятельности.

В 12-14 лет в психологическом развитии подростка наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Он заключается в том, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено. Стремление к самоутверждению и самовыражению внешне может проявляться в грубости и нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию взрослых. Особо важным случаем проявления недостатков социализации подростков является девиантное поведение, проявляющееся в поступках, отражающих нравственные пороки, отступления от принципов и норм морали и права.

Однако бывают случаи бескризисного развития. Чаще это происходит тогда, когда взрослые в воспитании подростка учитывают основные новообразования личности. Подростки охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Подростков отличает высокий коллективизм, их привлекают общие интересы, совместная деятельность. Они высоко дорожат мнением сверстников и остро реагируют на свое положение в коллективе. Существенной возрастной чертой является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Если надо сделать выбор между мнением учителя и мнением коллектива, подросток чаще всего придерживается мнения своих товарищей. Однако недочеты других подростки судят строго, а о своих забывают, поэтому требуется развивать у них самокритичность и побуждение к самовоспитанию.

Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.

У учащихся этого возраста сглаживаются те противоречия и диспропорции, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность. В основном заканчивается половое созревание. На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы.

Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнению; а присущая подросткам категоричность суждения уступает место гипотетическому мышлению, стремлению понять связь между количественными и качественными изменениями. Склонность к абстрактному мышлению типична, главным образом, для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по прилежанию и успеваемости, их познавательные интересы менее определены. Для юношей наиболее распространен интерес к изучению предметов естественного цикла, у девочек художественно-гуманитарные интересы превалируют на естественнонаучными.

Развитие мыслительных способностей порождает у старшеклассников стремление облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать афоризмы, высказывания выдающихся деятелей. Это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, разъяснять научные термины, иностранные слова.

Происходит дифференциация умственных способностей. Развитие интеллекта способствует развитию творческих способностей. Однако оригинальность мышления юноши легко спутать с оригинальничанием как средством самоутверждения, а тягу к самостоятельности – с возрастной самоуверенностью и негативизмом. Это налагает на педагогов большую ответственность. Обучение должно стимулировать самостоятельность и творчество старшеклассников.

Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития: в завершающий этап первичной социализации. Главная задача этого возраста – выбор профессии. Переход в старшие классы или новые учебные заведения подразумевает не только новые коллективы, но и, главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Расширяется диапазон социальных ролей, старшеклассник становится активным субъектом саморазвития и самоопределения. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассника формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы. Обостренность сознания и чувств старшеклассников в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии следует иметь в виду при проведении профориентационной работы с ними.

Еще одно важнейшее приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса личной идентификации, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов. Соответственно, различаются критерии юношеских и девичьих самооценок. Если юноша оценивает себя, главным образом, по своим предметным достижениям, ядро его личности и самосознания больше зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной деятельности, то для девочки важнее межличностные отношения, в женском самосознании семье придается большее значение, чем профессии. Одно из важнейших новообразований данного возраста – чувство любви.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и характеру, но и по направленности личности (потребностям, мотивам учения и выбора профессии, самосознанию и т.п.). Индивидуальные особенности личности проявляются и в выборе жизненного пути.

Юношеский возраст – общепризнанно, переходный период к самостоятельной взрослой жизни, время становления социальной зрелости человека, интенсивного развития интеллектуальных и творческих сил (при благоприятных условиях), формирования мировоззрения, убеждений, нравственных принципов и критериев. Но именно вследствие этого молодежь подвержена целому вихрю противоречий и претерпевает значительные изменения, которые можно охарактеризовать с трех сторон:

– с биологической, которая включает особенности высшей нервной деятельности, чувствительность анализаторов, уровень и качество мнемонической деятельности и т.д.; в целом, завершается процесс физиологического созревания человека;

– с социальной, поскольку происходит смена социальной ситуации развития – в той или иной степени освобождение от родительской опеки, профессиональное самоопределение, обогащение общения, гражданское и моральное созревание и т.д., то есть происходит становление общественных отношений и качеств в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе;

– с психологической, которая обусловлена новообразованиями в психике, например, проявлением способности к абстрактному мышлению, скачками в интеллектуальном развитии, качественным изменением самосознания и характера, всей системы ценностных ориентаций и т.п.

Психологи утверждают, что для юношеского возраста характерно достижение оптимума в развитии большинства психических, социальных и физических возможностей, например, максимальная пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков, наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач, усиление сознательных мотивов поведения и т.д.

По мнению многих ученых, юношеский возраст является сензитивным периодом саморазвития личности. Однако степень и глубина проявления саморазвития зависит не только от возраста, но и от личностных качеств и способностей человека, от социальных условий.

Юность – пора самоанализа и самооценок, развитие самосознания является центральным психологическим процессом, но встает вопрос об адекватности самовосприятия: реальное «Я» еще не полностью понято и оценено личностью, а идеальное «Я» не всегда выработано самостоятельно и соответствует целям личности. Возрастающие интеллектуальные и физические силы, сопровождаемые вниманием к собственной внешности, нередко создают иллюзию «всемогущества», формируют завышенную самооценку, что приводит к несоответствию имеющихся способностей и возможностей их реализации.

Возможен и обратный эффект – формирование неуверенности в себе, неустойчивость образов «Я», пониженное самоуважение, болезненная реакция на критику, смех, плохое мнение окружающих. Неадекватная идентичность может привести к избеганию близких межличностных отношений, застенчивости, уходу от действительности в мир мечты или, что нередко происходит сейчас, в виртуальный компьютерный мир; страху взросления и перемен, неспособности строить жизненные планы; неумению мобилизовать свои внутренние ресурсы, неспособности к концентрации на главной деятельности; отказу от самоопределения и выбору отрицательных образов для подражания.

Многие специалисты отмечают, что способности человека к сознательной саморегуляции в 17-20 лет не развиты в должной степени: возникают противоречия между потребностью в большей самостоятельности и неумением предвидеть последствия своих поступков; между решительностью, целеустремленностью, настойчивостью и немотивированным риском, недостатком самоконтроля, неумением владеть собой; между наличием (в идеале) у молодежи интереса к знаниям и неумением мобилизовать внутренние ресурсы для самообразования. Более того, исследования показывают, что молодые люди не всегда успешно овладевают знаниями (особенно в вузе на первых курсах) именно потому, что у них в полной мере не сформирована способность учиться самостоятельно, умение правильно и рационально распределять время для самостоятельной работы, то есть недостаточно развиты навыки самообразования и самовоспитания.

Кризис юности (если он возникает) связан с разрушением декоративных моделей счастья, осознанием относительности самого этого понятия. Понимание мира становится более реалистичным, а во многих случаях – по-житейски приземленным, прагматичным. Жизненные силы мобилизуются на новые свершения – как правило, на те, что реальны, полезны и достижимы.

Безусловно, возрастные особенности развития человека необходимо учитывать как в процессе обучения и воспитания, так и в межличностном взаимодействии. При построении государственных учебных планов и программ на основе этих особенностей определяются сложность, доступность учебного материала, предполагаются виды мыслительных операций. Ориентируясь на «зону ближайшего развития», зная возрастные особенности детей, педагог может предполагать реальный результат их развития, рационально используя интеллектуальные, физические и психические свойства своих учеников.

Еще больше, чем в процессе обучения, знание возрастных особенностей необходимо при построении коммуникативных отношений, организации воспитательной работы, которая не регламентируется так строго и так точно, как процесс обучения. Опираясь на это, педагоги и психологи самостоятельно, творчески определяют стиль общения с учащимися в разных возрастных группах, вид, сложность, занимательность, возрастную актуальность организуемого дела.

Однако типические возрастные особенности, выверенные временем и наукой, – еще не достаточная характеристика личности учащегося. Эти особенности могут преломиться в каждом индивидууме очень разнообразно. Одна из важных и закономерных причин такого разнообразия – неравномерность физического и психического развития. В раннем возрасте неравномерность и индивидуальные особенности часто определяются семейным окружением и воспитанием. Например, не только наложить отпечаток на характер ребенка, но и повлиять на всю его дальнейшую судьбу могут такие обстоятельства, как состав семьи, ее материальное положение, социальный статус родителей.

Индивидуальные различия и особенности педагог и психолог постигают в процессе личностного изучения учащихся, обращая внимание, прежде всего, на физическое состояние и здоровье, виды внимания на занятиях, общую работоспособность учащихся. Опираясь на знание возрастных особенностей, необходимо внимательно отнестись к тому, как в познавательной деятельности проявляются индивидуальные свойства памяти, склонности и интересы, задатки к изучению тех или иных предметов у разных учащихся одного и того же возраста. Это позволит найти правильный подход в обучении и воспитании, определить перспективы умственного и нравственного развития.

Сложным, но весьма важным является изучение потребностей каждого учащегося, его мотивов, установок, внутренней жизненной позиции, отношений со взрослыми и коллективом товарищей. Это знание поможет найти правильный стиль общения с каждым человеком и при необходимости эффективно повлиять на его развитие.

Лекция 6.

ЧУВСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:

Наши рекомендации