Актуальность физического воспитания.Задачи физического воспитания

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.

Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.

К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны.

1. Укрепление здоровья и закаливания организма школьников, содействие из правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья русской нации является государственной задачей.

Успешному решению задачи способствует систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития, а также учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся.

2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение связанных с этим знаний. Двигательные навыки и умения играют значительную роль в жизни человека. Они лежат в основе многих видов практической деятельности. Формирование этих навыков - основное назначение физического воспитания в школе.

3. Развитие основных двигательных качеств. Осуществление человеком многих практических действий связано с проявлением физических способностей. К качествам двигательным относятся такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

4. Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Значение этой задачи определяется тем, что положительное воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются регулярно. Важно добиться интереса учеников к регулярным занятиям, посредством внешкольной и внеклассной работы, однако чтобы этот интерес приобрел активные формы, вызвал потребность в самостоятельных, каждодневных занятиях.

5. Воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания.

6. Формирование организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива, т.е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность. Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к организации соревнований, игр, походов.

Наиболее общими задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются изложенные ниже.

Оздоровительные задачи

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма

существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость

простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование

правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление

мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так

как оно может существенно ограничить двигательную активность

ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп

необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела,

упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются

в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д.

Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием:

к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову;

к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками;

к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы;

к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить;

к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание;

к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде;

к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

Практика

Составить план-конспект строительной игры

Строительная игра: «Мы строим Россию».

Задачи:

• содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности;

• выполнять постройку в определенной последовательности;

• содействовать развитию связной речи;

• обобщить и систематизировать знания детей о России;

• формировать уважительное отношение к государственным символам;

• закрепить названия крупных российских городов и рек;

• воспитывать любовь к Родине;

• воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной деятельности.

Оборудование: карта Российской Федерации, схемы построек, атрибуты для конструирования, ТСО.

Предварительная работа: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, обозначению городов, деревень; закрепление элементарных математических представлений.

Источники: Программа и технология «Детский сад - дом радости» Н.М.Крыловой; ресурсы интернета.

Ход занятия.

Родина

З.Александрова

Если скажут слово Родина,

сразу в памяти встает

старый дом, в саду смородина,

толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

и ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

над скакалкой топот ног

и большой соседней фабрики

громкий радостный гудок.

Или степь:

от маков красная, Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

В: Вы живете в прекрасной стране - в России. А чем отличается Россия от других стран мира? Наша страна отличается от других стран своей историей, обычаями, традициями. Людей, которые живут в нашей стране, называют...(Россияне).

В: Люди разных национальностей и народностей живут в России. А какой язык объединят всех россиян? (Русский).

В: У каждой страны есть свое правительство. Есть глава государства. Назовите действующего президента РФ. (Д.А.Медведев).

В: Назовите столицу нашего государства? (Москва).

В: У каждой страны мира есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь. Назовите и покажите государственные символы России. (Герб. Флаг. Гимн).

(Демонстрация поочередно государственных символов России).

В: (демонстрируя герб России) Что за птица изображена на гербе России? (Двухглавый орел.)

В: А почему у него две головы?

В: (демонстрируя флаг России): под флагом сражаются за свою Родину войны, флаг поднимают во время побед, флаги вывешиваются во время праздников. Сколько полос у флага России? (Три).

В: Что означает белая полоса? (Мир, чистоту совести.)

В: А синий цвет? (Небо, верность и правду).

В: А какое значение у красного цвета? (Это цвет силы, огня, отваги. Это кровь, пролитая за Родину.)

В: Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Под звучание гимна выдающимся людям страны — артистам, спортсменам, ученым, писателям - вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают клятву верности, обещают защищать Родину от ее врагов. Как надо слушать гимн? (Стоя).

В: Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране.

Дети стоя слушают первый куплет гимна России.

В: А теперь я предлагаю отправиться в путешествие по России, и вспомнить все, что вы знаете.

Подойти к карте, к глобусу.

В: А где мы сейчас находимся? (В группе) А группа где? (в доме) А дом? (На улице) А улица? (В городе) А город (В России). А Россия? (В Евразии). А что такое Евразия? (Материк). Или ещё говорят другое слово — КОНТИНЕНТ.

В: Какие континенты или материки вы знаете? (Южная Америка, Северная Америка, Африка, Австралия, Евразия и Антарктида).

Работа с картой.

В: (показать) Раскинулась Россия с запада на восток по Европе и Азии. От Балтийского моря (показываете) отсюда, где Петербург, до берегов Тихого океана, на восток. Вот здесь город Владивосток. А на Севере от мыса Дежнева до Дербента на юге.

В: Кто пойдет и покажет границы нашего государства?

В: Большая страна Россия, на столе не разместишь... Только где? (Выслушайте предложения детей).

В: Договорились. Строить будем на полу.

В: Мы же не будем целые города строить...? (Мы обозначим)

В: Перед тем, как начнете строить, давайте определим, где какие части света у нас?

В: Север наверху, юг внизу. Слева — запад, справа — восток. На севере-то льдины, льдины... Еще уральские горы почти посредине...

В: А подскажите, какой прибор помогает людям определять части света? (Компас)

В: Давайте, обратимся к нашему плану на полу. Слева будет у нас ЗАПАД. — Балтийское море. Здесь Петербург обозначить надо. Справа — ВОСТОК. Здесь обозначим, город Владивосток. Наверху СЕВЕР мыс Дежнева..., льдины будут плавать... А у вас есть? (Да, льдины мы сделали).

В: Очень хорошо, значит, сделаете и океан.. Смотрите на пол и на карту.

В: А где у вас на плане Северный ледовитый океан? А на севере никто и не живет?! (Медведи белые, полярники дрейфуют).

В: Весна ведь уже. Навигация открыта. Северный морской путь прокладывать надо.

В: Что мы задумали построить? (Россию,) Правильно..

В: Вы обозначили реки — Волгу и Каму... Обь, Иртыш, Енисей. Хорошо. получилось. А у вас будут леса? А где вы их возьмете? (У нас есть леса)

В: Много ли леса в России? (Много, леса разные, смешанный лес, лиственный лес) А вот весна, одновременно приходит и в тайгу, и в смешанный лес...? В один день наступает и там, и там весна? (Нет, по-разному) Где-то весна первую победу празднует, а где-то и третью уже отмечает...

В: Вы готовы к строительству России? ( Готовы)

В: Тогда посмотрим, всё ли вы сделали, чтобы обозначить большую Россию.

Подойти к коробкам с поделками.

Теперь мы определили для детей координаты построек.

В: Времени на строительство я вам даю 15 минут, как только время истечет я вас жду на этом же месте. Пожалуйста, без опозданий.

Строительство России.

В: Время истекло. Прошу всех собраться на совещание.

Все собрались.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это - березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Все смотрят на постройку.

В: Издавна люди селились на берегах рек, озер. Почему они так делали?

В: Давайте посмотрим на города и деревни, расположившиеся на берегах наших рек и озер. Как мы узнаем город? (многоэтажные здания). А как мы обозначили деревню? (Рассказывают). У нас получается... как на карте... (показываете на карту). Города обозначены кружочками.

В: ..... ты какой город обозначил?/Петербург)

В: Покажи на карте город Петербург.( Показывает на карте)

Аналогично опросить несколько детей.

В: А где на карте Уральские горы? Покажите.

В: Вот горы коричневым цветом обозначены... А у нас (вкусно) горы, как настоящие. Ледовитый океан... (показывают на карте) А у нас ... плавают льдины...

В: А что у нас есть? (Показываю, а дети называют) Медведи есть, тигры есть. Тихий океан есть, Обь и Енисей есть... А чего ещё нет? А ещё чего нет? (Молчат...).

В: Вот, представьте себе, люди живут вот здесь, на берегу океана. Чем они занимаются? (Рыбу ловят?!) Сколько поймали, столько и съели... (Нет) А кому же они рыбу отдают, свой результат? (Тому, у кого нет рядом моря)... Да, вот этим... (около тайги) и здесь... Здесь поймали океанскую, а если из озера Байкал... там особая рыба... Так вот, те, которые поймали в океане отправить должны сюда, а из Байкала... сюда... Так рыбаки пешком понесут свой улов?! (Самолетом, железной дорогой...)

В: А вот от Владивостока (показать на карте) около Байкала и до Москвы есть железная дорога — Транссибирская магистраль... Это — (чудо) одно из чудес света! Как вы думаете, почему? (Очень длинная?)

В: Железная дорога — Транссибирская магистраль. А мы ее не построили.

Как вы думаете, она нам нужна?

В: На следующем занятии обязательно надо построить железную дорогу. Она необходима жителям России.

В: Сколько городов в России? (Много) А как вы думаете , чем они отличаются друг от друга? (Флагом, гербом...) В каком городе мы живем? Чем известен наш край , наш Кузбасс?(У нас добывают уголь, или, как еще его называют, «черный янтарь»). Жителей города Кемерово называют....

В: А сейчас кемеровчане и наши гости послушайте гимн нашего города.

Звучит гимн города.

Теория

Наши рекомендации