Спортивная подготовка, ее цели и задачи
Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы: теоретическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, морально-волевая и психологическая подготовка, физическая подготовка.
Теоретическая подготовка.Теоретическая подготовказаключается в привитии студентам знаний по теории и методике спортивной тренировки в той области, с которыми спортсмен сталкивается каждодневно. Это прежде всего относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю, в изучении механизмов воздействия на организм человека физических нагрузок, законов жизнедеятельности и развития человеческого организма под воздействием спортивной тренировки, постоянного изучения правил соревнований, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, гимнастика и др.).
Техническая подготовка.Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике системы движений и доведение их до совершенства.
Тактическая подготовка.Тактическая подготовка спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной). Тактика может быть пассивной, активной и комбинированной (смешанной).
Морально-волевая и психологическая подготовка.Морально-волевая и психологическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Морально-волевая подготовка спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера. Для того, чтобы добиться высокого уровня развития необходимых в спорте качеств и навыков, спортсмен должен долго, много и настойчиво тренироваться. Это под силу только трудолюбивому, целеустремленному, дисциплинированному человеку. Однако, только высокого уровня подготовленности еще недостаточно для победы. Для того, чтобы побеждать на соревнованиях, нужно уметь бороться за победу, быть собранным, обладать достаточной смелостью и решительностью.
26.
Существует ряд способов классификации физической нагрузки по так называемым зонам интенсивности. В некоторых случаях, границы зон устанавливаются без особой на то подоплеки, однако более целесообразно это делать основываясь на физиологических измерениях.
Если классифицировать тяжесть циклической нагрузки опираясь исключительно на физиологические параметры, то можно выделить три основные зоны и супрамаксимальную. На рисунке 1 образно представлено подразделение зон интенсивности по результатам функционального тестирования.
Первая зона это, как ее еще принято называть – аэробная зона, которая находится на уровне аэробного порога и ниже. Верхней границей этой зоны является первый лактатный порог (LT1), которому соответствует концентрация лактата в 2 ммол/л. Как правило именно в этом диапазоне интенсивности проводят львинуя долю нагрузки высококвалифицированные спортсмены в видах спорта на выносливость. Энергия, при нагрузке в этой зоне, извлекается в основном посредством окисления жирных кислот. Спортмены работая в этой зоне развивают способность организма эффективно использовать жирные кислоты в качестве источника энергии, что повышает их работоспособность.
Вторая зона, смежная или смешанная, находится выше аэробного порога (первого вентиляторного порога), но ниже анаэробного (второго вентиляторного порога). Энергообечпечение на этой интенсивности обеспечивается как посредством окисления жирных кислот так и с прогрессивным увеличением окислением углеводов. В диапазоне интенсивности второй зоны, концентрация лактата достигает уровня 2-4 ммол/л.
Третья зона лежит в промежутке между уровнем анаэробного порога и величины максимального потребления кислорода (МПК). Третья зона является зоной высокоинтенсивной физической нагрузки, где основным источником энергии являются углеводы получаемые посредством расщепления гликогена. Соревновательная деятельность по своей интенсивности близка к третьей зоне. У квалифицированных профессиональных спортсменов высокой квалификации около 20% от объема всей тренировочной нагрузки протекает в третьей зоне.
Супрамаксимальная нагрузка, лежит за пределами величины МПК. На этой интенсивности преобладает анаэробный механизм энергообеспечения. Эта интенсивность приближена к максимальной возможной, и может поддерживаться спортсменом относительно короткое время.
Выше описаны физиологические границы разделения зон интенсивности. Их определение основывается на результатах функционального тестирования и выражается в пульсовом эквиваленте.
С практической точки зрения вышеупомянутые зоны имеют достаточно широкие границы. В Норвегии, стране с традиционно сильными циклическими дисциплинами, принято делить зоны интенсивности более подробным образом, при этом не теряя общих контуров физиологических принципов. Их классификация больше диктуется практическими нуждами, нежели физиологическими обоснованиями. Описание норвежской классификации приведена на рисунке 2.
На рисунке видно, что зона на уровне, и ниже аэробного порога подразделяется на две подзоны 1 и 2 соответственно. Зону номер один принято называть восстановительной и зону номер два умеренной. Как правило в умеренной зоне проводятся длительные вкатывающие тренировки.
Смешанная зона, 3 зона по интенсивности относится к легкой тяжести.
Зона номер 4 и 5 лежат выше анаэробного порога и имеют узкие диапазоны. Эти зоны принято называть зоной средней и высокой тяжести.
Все что находится выше интенсивности уровня МПК находится в супрамаксимальной зоне, анаэробной зоне. С этой интенсивностью как правило делаются ускорения короткой длительности и длительной пребывание в этой зоне приводит к утомлению или худшем случае переутомлению.
Классификация тяжести физической нагрузки необходима для более точного анализа подготовки и подведения выводов.
Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в ВУЗе.
Студенческий спорт
Студенческий спорт занимает своё особое место в движении молодёжи. Ему безусловно присущи перечисленные выше специальные функции (спорт высших достижений и массовый спорт), но имеются и свои специфические задачи которые необходимо учитывать:
1. Важнейшей задачей физического воспитания в процессе обучения является обеспечения высокой работоспособности и учебно-трудовой активности студентов. Для реализации этих целей в настоящее время применяется система средств, форм и методов использования разнообразных физических упражнений и мероприятий спортивного, оздоровительного и профессионално-прикладного характера, предусмотренных учебными программами кафедр физического воспитания. При этом должны соблюдаться следующие условия:
- занятия спортом направленны на достижение высокого спортивного результата, но нельзя забывать и о других ценностях личности: социальных,являются культурных, общественных и индивидуальных.
- необходимо соизмерять спортивную деятельность с возможностями личности (студента). Должны контролироваться нагрузки в учебно-тренировочном и спортивном процессе.
- студентам желающим на высоком уровне заниматься избранным видом спорта такая возможность предоставляется. Спортсменам высокого уровня создаются необходимые материально-бытовые условия, а также возможность обучения по индивидуальному графику;
- таким образом студенческий спорт выполняет функции по подготовке резерва спорта высших достижений;
Но конечно сочетать высокие нагрузки учебной программы и спортивно-тренировочного процесса достаточно трудно.
Особенно учитывая высочайший уровень спортивных результатов и требований будущей профессии.