Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей группе
ГЛАВА 1. УМК области социально-коммуникативное развитие
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
Задачи:
1. Развитие игровой деятельности детей;
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Методический комплекс, обеспечивающий реализацию
Содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Комплексная программа и её методическое обеспечение | «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011 Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. — СПб.: Речь, 2010. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб.: ДЕТ-СТВО-ПРЕСС, 2009. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. Гончарова Н. В., Михайлова 3. А. и др. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Старшая группа: методическое пособие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — М.: Центр педагогического образования, 2008. |
Дополнительная программа и её методическое обеспечение | «Основы безопасности жизнедеятельности» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002 Раздел: Ребенок и другие люди · Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное (демонстрационное) пособие по формированию навыков умения вести себя безопасно при общении с другими людьми, сверстниками во время игр, на улицах города и в домашней обстановке. 2000 Просвещение. · Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Комплект иллюстрированных (раздаточных) альбомов № 1,2,3,4 по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице города, в природе, дома, при общении с незнакомыми людьми. 2001-2003 Детство-Пресс. |
Технологии и методические пособия | Л.М. Шипицына и др. Азбука общения (основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) – СПб.: «Детство - пресс», 1998 Г.Т. Алифанова. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – СПб.: Паритет, 2005 Н.Я, Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Гном и Д., 2000 Т.И. Бабаева. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности СПб: Детство-Пресс, 2007 Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. «Я – ребенок, и я имею право» - М.: Скрипторий, 2003 Г.Н.Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России»: М.: АРКТИ, 2003 Приобщение к истокам русской народной культуры. О.Л. Князева, М.Д. Маханева, СПб, «Детство- Пресс», 2000г. Беседы о правах ребенка. Т.А.Шорыгина. М.,ТЦ Сфера, 2008 Играем?..Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006 Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991. Козлова С. А. «Я — человек». Программа социального развития ребенка. — М.: Школьная пресса, 2003. Финкелыитейн Б. Б. Давайте вместе поиграем: комплект игр. — СПб.: Корвет, 1998-2011. Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. Маленький дизайнер: игра. — СПб.: Корвет, 2003-2011. Финкельштейн Б. Б. Волшебный поясок: игра. — СПб.: Корвет, 2006-2011. |
Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей группе
Возрастные группы | Разделы (блоки)/ Основные задачи | Направления работы | Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми | |||
Образовательная деятельность в режимных моментах | Непосредственнее образовательная деятельность | Самостоятельная детская деятельность | Совместная деятельность с семьей | |||
Виды детской деятельности: Игровая, Коммуникативная, Трудовая, Двигательная, Познавательно-исследовательская, Продуктивная, Музыкально –художественная, Чтение | ||||||
II младшая группа | Развитие игровой деятельности В игре ребенок развивается, познает мир, общается 1. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка. 2. Помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира. 3. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других 1. Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнать друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах к действиям с предпочитаемыми игрушками, предметами и возникающей взаимной симпатии. 2. Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю. 3. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных. 4. Развивать умение передавать эмоциональные состояния в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в их делах, играх, совместных праздниках. 4. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности, спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и прочее). 5. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. 6. Формировать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, об отдельных, ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях. 7. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении. | В совместной игре с воспитателем ребенок осваивает умения правильно называть себя в игровой роли («Я шофер», «Я — мама»), называть свои игровые действия («Я завожу мотор — р-р-р, я еду на машине»; «Я варю кашу, буду кормить дочку»), планировать в речи 2 игровых действия, передавать сюжет из нескольких взаимосвязанных действий. В зависимости от сюжета и роли младший дошкольник пользуется разными игрушками, предметами, предметами-заместителями, атрибутами одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка жезл милиционера). В дидактических играх дошкольник учится выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, размер, форму), выделять в предмете несколько признаков: его назначение, части, материал, различать «правильные» и «неправильные» предметы (ведерко с донышком и без донышка, варежка с пальчиком и без пальчика). Дошкольники учатся объединять предметы в группы по 2-3 признакам: по цвету и форме, по цвету и размеру. Раскладывать предметы в убывающем или возрастающем порядке: от самого большого к самому маленькому и наоборот. Определять предметы на ощупь, по звуку, по вкусу и запаху, не глядя на них. Настольные игры (лото, кубики, мозаика, разрезные картинки): складывание картинки из 4—6 частей, составление мозаики по образцу и замыслу, подбор предметных картинок к сюжетным (мама накрывает на стол - подберем для нее посуду; куклы собираются гулять - подберем им одежду и т. п.). Находить на картинках одинаковые предметы в контурном и цветном их изображениях («Заселяем домики», «Формы и цвета») Дети учатся принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности, подбирать предметы по определенным признакам, начинать действовать по сигналу (например, сначала поставить домики, потом развесить замочки, потом к каждому замочку подобрать ключи). Действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей, учиться понимать несложные схемы (вести игровой персонаж по игровому полю согласно направлению стрелок -«Умные тропинки»). Замещать реальные предметы геометрическими фигурами. Отвечать на вопросы воспитателя по ходу игры об игровых действиях, материалах и пр Люди (взрослые и дети). Узнают и называют взрослых и детей в жизни и на картинках, видят отдельные различия по возрасту и полу, различают особенности внешности: части лица и тела, одежду, обувь. Находят общее и отличное во внешнем виде взрослых разного возраста, а также взрослых и детей. Представляют и называют разнообразные действия взрослых (заботятся о детях, работают, строят дома, лечат людей, управляют транспортом, отдыхают, гуляют вместе с детьми, учат детей, любят детей, делают подарки и прочее). С помощью воспитателя на картинках, в сказках, в жизни выделяют конкретные действия и поступки взрослых, в которых проявляется их забота о других (о детях, животных, членах семьи), а также поступки, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю. Различают отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния людей (радость, веселье, слезы, гнев), соответствующую мимику, жесты. Семья. Отвечают на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях, праздниках, о том, как в семье помогают друг другу. Представляют, как можно проявить доброе отношение и любовь к близким в семье. Понимают, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге. Детский сад. Ориентируются в группе, в назначении разных помещений. Знают, где находятся и хранятся игрушки, книги, посуда и прочее. Понимают, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, обращаются по именам, делятся игрушками, что воспитатели и няни любят детей и заботятся о них. | Фронтальная Подгрупповая Индивидуальная Совместная игра с детьми Игры – драматизации элементов знакомых сказок («Покажи, как Колобок убегал от волка», «Покажи, как Машенька легла спать в Мишуткину кроватку» и прочее). Вопросы воспитателя о происходящем в игре, Проблемные ситуации («Шла Машенька по лесу и заблудилась. Кто помог ей найти дорогу домой?»). Игры-имитации Хороводные игры,. Строительные игры Игра-экспериментирование с разными материалами (игры с песком и снегом игры с водой и мыльной пеной, игры с бумагой, игры с тенью) Дидактические игры - игры с предметами (игры типа «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом», «Узнай, кто позвал», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок»), дидактическими игрушками, с картинками, настольные игры (лото, кубики, мозаика, разрезные картинки) Подвижные игры Развивающие игры *Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым; *инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье; *общение и совместная деятельность с воспитателем как средство становления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия; *наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель); * образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками; *чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных и прочее; * рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье); * сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк). | Фронтальная Подгрупповая Индивидуальная Игровые образовательные ситуации Игры – драматизации Игры-имитации Хороводные игры Строительные игры Игра-экспериментирование Сюжетно – ролевые игры Подвижные игры Игровые образовательные ситуации Проблемные ситуации и вопросы Инсценировки Ситуации общения Речевые ситуации Ситуативные задачи Наблюдение Хороводные, подвижные, имитационные, театрализованные игры Рассматривание иллюстративного материала, фотографий, картин, картинок. Просмотр видеороликов, мультфильмов, презентаций соответствующей тематики Сюжетные игры Чтение художественной литературы Чтение и изучение познавательной литературы Слушание музыкальных произведений Художественно – продуктивная деятельность Ручной труд | Подгрупповая Индивидуальная Самостоятельные сюжетные игры Игры-драматизации Хороводные игры Подвижные игры Игры – эксперименты Строительные игры Сюжетные игры Рассматривание иллюстративного материала, фотографий, картин, картинок. Хороводные, подвижные, имитационные, театрализованные игры Художественно – продуктивная деятельность Ручной труд | Фронтальная Подгрупповая Индивидуальная Беседы Консультации Интернет – общение Памятки Наглядная информация Открытые мероприятия Совместные мероприятия Консультации Интернет – общение Памятки Наглядная информация Открытые мероприятия Совместные мероприятия Беседы |