Глоссарий основных дефектологических терминов
Абазия - неспособность ходить.
Абилитация - первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития).
Абулия - нарушение волевой регуляции поведения.
Агнозия - нарушение восприятия, вызванное поражением коры головного мозга (утрачивается способность к анализу и синтезу поступающей информации).
Аграмматизм - нарушение речевой деятельности, проявляющееся в неправильном использовании грамматических средств языка.
Аграфия - нарушение письма (неспособность соединять буквы в слоги, слоги в слова).
Адаптация - в широком смысле понимается как приспособление человека к окружающим условиям.
Адаптация психологическая - приспособление человека как личности к существованию в обществе (в микро- и макросоциаль-ной среде) в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Адаптация социальная- процесс активного приспособления индивида к требованиям общества.
Адинамия - пассивность, отсутствие деятельности.
Акалъкулия - нарушение способности к счету.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.
Алексия (дислексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения.
Алогизм - нарушение мышления, при котором суждения не следуют законам логики.
Амнезия - расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.
Анамнез - подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, полученные от ребенка и его родителей.
Аномалия - отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии (в современной литературе практически не используется).
Аномальный ребенок - ребенок, имеющий значительные отклонения от нормального физического и психического развития (в современной литературе практически не используется).
Апраксин - нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов.
Артикуляция - деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи.
Асинхрония развития - диспропорциональное психическое развитие.
Астения - повышенная утомляемость, неспособность к длительному умственному и физическому напряжению.
Атаксия - расстройство координации движений.
Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, отрывом от реальности, уходом в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостыо в контактах со средой. Ранний детский аутизм впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943).
Афазия - полная или частичная утрата способности к речевой деятельности, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Афония - неспособность к звучной и громкой речи при сохранности шепотной.
Афразия - неспособность построить осмысленную фразу.
Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, при котором нарушается осознание и контроль за деятельностью.
Безбарьерная среда - комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества.
Брадилалия (брадифразия) - патологическая замедленность речи.
Брока центр - центр моторной речи.
Вернике центр - центр восприятия речи.
Гидроцефалия - водянка головного мозга, выражающаяся в накоплении спишю-мозговой жидкости в полости черепа.
Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания) - синдром двигательной расторможенности, выражающийся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению, концентрации внимания на объекте.
Гипокинезия - снижение двигательной активности.
Гипоксия - кислородное голодание организма.
Глухие (неслышащие) дети- это дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса.
Госпитализм - глубокое психическое и физическое нарушение, возникающее в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита внимания к нему, общения и воспитания.
Гуманизация - ориентация учебного процесса на потребности и возможности каждого ребенка, обеспечение социализации личности, приобретение профессиональных компетенций, постижение духовного богатства личности, гуманитарной миссии человека.
Дактилология - вид речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки.
Декомпенсация - рецидив (повторение, возврат) функциональных нарушений, т.е. процесс, обратный компенсации.
Деменция - распад, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности.
Депривация — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей; может характеризоваться выраженными отклонениями в интеллектуальном и эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов.
Дети с трудностями в обучении - дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития.
Детский церебральный паралич - поражение двигательных центров мозга, вследствие чего наблюдаются различные психомоторные нарушения.
Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии (в современной литературе практически не используется).
Дефектология - интегрированная область научного знания, соединяющая клинико-физиологическое и психолого-педагогическос направления исследований процессов развития, обучения и носии-тания детей с особенностями психофизического развития.
Диагностика (педагогическая) - процесс определения результатов деятельности ребенка и педагога с целью анализа, оценивания и корректировки обучения.
Дизартрия - нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Дисграфия - частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата.
Дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения.
Дисморфобия - болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.
Жестовый язык (жестовая речь) - самобытная лингвистическая система, являющаяся основным средством обучения и общения неслышащих.
Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Заикание (логоневроз) - нарушение темпо-ритмической организации речи, ее плавности, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Интеграция - в широком смысле: включение человека в социальную жизнь; в узком смысле: включение ребенка или детей с особенностями психофизического развития в обычною школу.
Интегрированное обучение и воспитание - организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.
Инфантилизм - сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту.
Компенсация - возмещение в той или иной мере неразвитых, нарушенных или утраченных функций и состояний за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций.
Коррекция - система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений.
Лечебная педагогика - отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физических и психических дефектов (в современной литературе практически не используется).
Лицо с особенностями психофизического развития - лицо, имеющее физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий.
Логопедия - наука о нарушениях речи, а также методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Логоррея - бессвязный речевой поток.
Логофобия - стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач.
Микроцефалия - значительное уменьшение размеров черепа и головного мозга.
Мутизм - отказ от речевого общения.
Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Негативизм - любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей.
Норма - установленная мера, средняя величина чего-либо:
• норма индивидуальная - индивидуальные особенности разви
тия и саморазвития ребенка;
• норма предметная - знания, умения и действия, необходимые
ученику для овладения данным предметным содержанием програм
мы (отражается в стандартах образования);
• норма социально-возрастная - показатели интеллектуального
и личностного развития школьника (психологические новообразо
вания), которые должны сложиться к концу определенного возраст
ного этапа.
Нормальное развитие - относительно гармоничное равновесие; между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию.
Обучение на дому - организация специального образования, при которой освоение соответствующих учебных программ лицом с особенностями психофизического развития, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим учреждение образования, осуществляется на дому.
Общее недоразвитие речи - системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.
Олигофрения - отставание в умственном развитии органического генеза, наступившее в результате воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития плода, родов или в первые два года жизни (термин используется как клинический диагноз).
Олигофренопедагогика - отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Патология - биологический процесс появления нового качества, болезненного состояния.
Патронаж: - особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.
Педагогическая запущенность - устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.
Педагогическая интеграция - комплекс педагогических мер, направленных на формирование способности к усвоению учебного материала и овладению способами учебных действий детьми с особенностями психофизического развития. »
Педагогическая поддержка - система средств в деятельности педагога, которая обеспечивает оказание профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и самореализации ребенка.
Пограничная умственная отсталость - состояние между нормальным психическим развитием и легкой степенью интеллектуальной недостаточности (в современной литературе практически не используется).
Психический дизонтогенез - различные формы нарушений онтогенеза (развития индивида).
Психодиагностика — область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психокоррекция - направление реабилитационной и коррек-ционно-воспитательной работы с детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.
Психолого-медико-педагогическая комиссия - коллегиальный орган, осуществляющий выявление индивидуальных характеристик психического развития при различных вариантах дизонтогенеза с целью определения образовательного маршрута (программы развития), соответствующего психофизическим возможностям ребенка.
Психолого-медико-педагогическое обследование - изучение с использованием специальных методов и методик индивидуальных особенностей личности ребенка, развития его познавательной и эмоционально-волевой сфер, потенциальных возможностей и состояния здоровья в целях определения специальных условий для получения образования.
Психолого-педагогическое сопровождение - комплексный способ поддержки ребенка, предполагающий взаимодействие с ним в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Психопатия - патология характера, при которой у человека наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.
Ранняя комплексная помощь - система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.
Реабилитация - восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
Ребенок с особенностями психофизического развития - лицо с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет.
Ретардация - отставание в развитии.
Риноналия - нарушение тембра голоса и звукопроизношспия, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строении речевого аппарата.
Сензитивный возраст - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.
Синдром раннего детского аутизма - клиническая модель особого искаженного варианта нарушения психического развития, при котором отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие - патологически ускоренно.
Синкинезия - дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным (движения рук при ходьбе).
Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками.
Слепота - наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций.
Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение.
Социализация - двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом.
Специальное учреждение образования - учреждение образования, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.
Специальные условия для получения образования - условия обучения и воспитания, в том числе специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицами с особенностями психофизического развития.
Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой) - предметная область дефектологии (коррекционной педагогики), представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.
Тифлопедагогика (от греч. typhlos - слепой) - предметная область дефектологии (коррекционной педагогики), представляющая собой систему научных знаний о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.
Тифлотехника — теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям с нарушениями зрения и практическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрительных функций.
Тяжелые физические и (или) психические нарушения - физические и (или) психические нарушения, подтвержденные в порядке, установленном законодательством, выраженные в такой степени, что Получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элементарной профессиональной подготовки.
Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, наступающее в результате органического поражения клеток коры головного мозга.
Учреждение образования общего типа - учреждение образования, созданное для обучения и воспитания лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений, препятствующих получению образования без создания специальных условий.
Физические и (или) психические нарушения - отклонения от нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтвержденные в порядке, установленном законодательством.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Шрифт Брайля - специальный объемный, рельефно-точечный шрифт, созданный Л. Брайлем (1829) для чтения и письма незрячими.
Этиология — учение о причинах болезни.
Эхопраксия — подражательное автоматическое повторение движений и действий других людей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова. Минск, 2007.
Дефектология. Словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. М., 2005.
Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. М„ 1995.
Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» 2004.
Коррекционная педагогика / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.В. Кукушина. Ростов н/Д, 2002.
Специальная педагогика / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
Специальная психология / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. М, 2003.