Классификации нарушений развития
Множественность вариаций нарушений у человека и их зависимость от целого ряда факторов затрудняют создание их универсальной классификации. Дефект, нарушение, недостаток развития могут возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а могут развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды или как последствие продолжительного хронического заболевания. Ограничение может быть устранено (полностью или частично) медицинскими, психологическими и/или педагогическими средствами, а также принятием соответствующих мер социального характера, его проявления могут уменьшиться, или оно не рассматривается как недостаток в определенных социальных условиях.
В соответствии с многообразной спецификой предмета, при разных профессиональных подходах к данному вопросу и различных основаниях для систематики существуют и разные классификации. Наиболее распространенными основаниями, по общему признанию, являются следующие:
- причины нарушений;
- виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
- последствия, вызываемые нарушением (или нарушениями), для дальнейшей жизни человека (предложение английских специалистов; Варнок М., 1979).
Последняя педагогическая классификация основывается на учете характера особых образовательных потребностей людей (детей) с ограниченными возможностями и степени таких ограничений.
В современной педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, а также с предметными областями специальной педагогики в основу классификации по традиции положены характер нарушения (недостатка) и степень его выраженности. Согласно действующей классификации различают следующие категории людей (детей) с ограниченными возможностями:
- глухие;
- слабослышащие;
- позднооглохшие;
- незрячие;
- слабовидящие;
- люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- люди с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- люди с нарушением интеллекта;
- дети со стойкими образовательными затруднениями;
- люди с тяжелыми нарушениями речи;
- люди со сложными недостатками развития.
Существует и более обобщенная классификация, сложившаяся па основе группировки перечисленных нарушений в соответствии I их локализацией в той или иной системе организма. В соответствии с ней выделяются:
- телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
- сенсорные нарушения (слух, зрение);
- нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Эта классификация важна для педагогики лишь как обобщенная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы она более значима, ибо имеет сопутствующие гонко дифференцированные дополнения.
В сфере социальной защиты, социально-трудового права важную роль приобретает классификация, обусловленная причинами возникновения нарушения (недостатка). Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат и т.п. К причинам возникновения нарушения относятся:
- врожденное нарушение развития;
- несчастный случай, стихийное бедствие;
- производственная травма;
- профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
- дорожно-транспортное происшествие;
- участие в боевых действиях;
- последствия экологических преступлений;
- болезнь;
- прочие причины.
Классификация, указывающая причины нарушений, необходима и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической, социальной или комплексной обусловленности, а также сроков и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи. Так, для ребенка, не слышащего от рождения, индивидуальная коррекционно-об-разовательная программа будет строиться с учетом того обстоятельства, что он никогда не слышал звуки окружающего мира, в
том числе и человеческую речь, при реальном понимании того, что речь у него не разовьется сама по себе, без специального обучения. Частичная потеря слуха после перенесенного ребенком инфекционного заболевания в дошкольном возрасте предполагает другое построение коррекционно-образовательной программы, имеющей иные задачи и педагогические технологии.
Для социальной сферы и для педагогики значима и классификация, ориентированная на последствия нарушений, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека, обусловливая потребности в специальном образовании, в реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), а нередко и в уходе, в обеспечении специальными техническими средствами, необходимыми для включения в социальную жизнь. Такая классификация содержит указания и на то, в каких сферах жизнедеятельности человека могут особенно сильно проявляться эти нарушения, — в семье, в процессе учебы, в общественной жизни, в профессиональной сфере.
Английские специалисты (Варнок М., 1979) разработали комплексную классификацию, в которой указаны не только нарушенные функции организма, но и степень их поражения. Это позволяет более тонко дифференцировать различные категории людей с ограниченными возможностями и точнее определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей для каждого конкретного индивидума. Исходя из этой классификации, можно с большой долей вероятности определить социально и образовательно значимые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления специальной образовательной деятельности — ориентировку в окружающей физической и социальной среде, физическую независимость, подвижность, посильность и безопасность разных видов деятельности и соответственно сферы занятости, возможности социальной интеграции и социально-экономической независимости.
Своими частными, педагогически обоснованными классификациями, применительно к различным категориям людей с ограниченными возможностями, например с нарушениями слуха и зрения, с нарушенным интеллектом, с недостатками речи и другими, обладает каждая предметная область специальной педагогики.