Произносительная сторона речи
Российская Е.Н., Гаранина Л.А.
Р75 Произносительная сторона речи: Практический
курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда)
ISBN 5-89415-299-2
Учебное пособие соответствует программе дисциплины «Логопедия» и является практическим курсом к ее основным разделам: «Теоретические и методологические основы логопедии», «Дислалия», «Фонетико-фонематические нарушения речи». Адресовано студентам дефектологических факультетов вузов, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика».
УДК 376 ББК 74.3
ISBN 5-89415-299-2 |
© Российская Е.Н., Гаранина Л.А., 2003 ©АРКТИ, 2003
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебное пособие является практическим курсом к дисциплинам:
— «Логопедия»(разделы: «Теоретические и методологи
ческие основы логопедии»; «Дислалия»; «Фонетико-
фонематическое недоразвитие»);
— «Логопедические технологии»;
— «Логопедический практикум»;
— «Психолого-педагогическая диагностика детей с на
рушениями речи»;
— «Педагогические системы воспитания и обучения
детей с речевыми нарушениями».
Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика» .
Узловые моменты и основные понятия, а также вопросы, задания, варианты тестовых контрольных работ и практические задачи по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса логопедии.
Цель данного учебного пособия — совершенствование профессиональной подготовки студентов, обучающихся по вышеуказанным специальностям, с учетом квалификационных требований Государственного образовательного стандарта нового поколения. Этим объясняется включение в пособие тем, связанных с общими вопросами культуры речи, интонации, классификаций фонем русского языка и др.
Для повышения эффективности усвоения студентами учебной информации в пособии широко использованы приемы знакового моделирования (схемы, таблицы, рисунки и др.).
Использование предлагаемого пособия возможно как в ходе аудиторных занятий, так и в процессе организации самостоятельной работы студентов. Поиски ответов на вопросы, выполнение заданий и решение практически ориентированных задач, которые включены в каждую тему, способствуют глубокому овладению знаниями по логопедии.
Семинарское занятие № 1
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ
План
1. Звуковая культура речи:
а) ритмико-мелодическая сторона речи;
б) звуки речи (система фонем).
2. Классификация звуков русского языка.
Методические указания и дополнительный материал
Цель работы над темой: знакомство со звуковой системой русского языка — основой работы логопеда над постановкой звуков.
Готовясь к ответу на первый вопрос, четко усвойте, что одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.
Таблица 1.1
КОМПОНЕНТЫ ИНТОНАЦИИ
Компоненты интонации | Характеристика |
Ударение | Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое. |
Мелодика речи | Тональный контур речи — модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания. |
Темп речи | Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания. |
Тембр | Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса. |
Пауза | Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза — это остановка, перерыв в звучании. |
Интонация (от лат. intono — громко произношу) — это совокупность звуковых средств языка, которые:
• фонетически организуют речь;
• устанавливают смысловые отношения между частями
фразы;
• сообщают фразе повествовательное, вопросительное
или побудительное значение;
• являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски.
Интонация — сложное явление. Она состоит из ряда компонентов (табл. 1.1 — составлена по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой, 1999).
Компоненты интонации выполняют следующие основные функции:
— коммуникативную;
— смыслоразличительную (фонологическую);
— кульминативную (выделительную);
— синтезирующую (объединительную);
— делимитативную (разграничительную);
— эмоциональную;
— экспрессивную.
Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:
— речевой слух — восприятие соответствующих ситуации
темпа и ритма речи;
— звуковысотный слух — восприятие движений тона голо
са (вверх — вниз);
— силу голоса;
— высоту голоса;
— речевое дыхание (его длительность и интенсивность).
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов.
Взаимосвязанная и скоординированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования. Т.е. под влиянием центральной нервной системы (ЦНС) осуществляются действия периферического звена речедвигательного анализатора. При этом:
• дыхательный аппарат обеспечивает силу звучания го
лоса;
• гортань и голосовые складки — его высоту и тембр;
• органы артикуляции — образование гласных и соглас
ных звуков и их дифференциацию по способу и месту
артикуляции.
Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения. Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифференциацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечивают фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения.
Приступая к классификации звуков русского языка (второй пункт плана), обратите внимание, что по артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные.Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.
Гласные звукииграют большую роль в нашей речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длительности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, которая достигается путем изменения тона голоса.
В зависимости от степени подъема языка по вертикали гласные бывают:
• верхнего подъема ([и], [ы], [у]);
Губно- | Губно- | Передне- | Средне- | Задне- |
губные | зубные | язычные | язычные | язычные |
п, п' | Ф,Ф' | т, т'// д, д' | j | к, к' |
б, б' | в, в' | с, с'// з, з' | г, г' | |
м, м' | л, л' // р,р' | х, х' | ||
ж // ш | ||||
н, н' | ||||
Ц, Щ, Ч |
• среднего подъема ([э], [о]);
• нижнего подъема ([а]).
При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:
• переднего ряда ([и]и [э])поднимается передняя часть
языка;
• среднего ряда ([а] и [ы]) участвует средняя часть языка;
• заднего ряда ([у] и [о]) поднимается задняя часть языка.
В образовании гласных наряду с языком существенную роль
играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образуются лабиализованные гласные ([о] и [у]). При произнесении нелабиализованных гласных [и] и [э] губы занимают положение улыбки. Гласные [ы] и [а] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтральное положение) и также относятся к нелабиализованным.
Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости (схема 1.1).
Схема 1.1
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО
УЧАСТИЮ В АРТИКУЛЯЦИИ МЯГКОГО НЁБА
И РАБОТЕ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК
Щелевые Ф,Ф' в, в' с, с' з, з' ш, ж х, х' щ j |
Смычно- Смычно-взрывные щелевые п, п', б, б' ц, ч т, т', д, д' к, к', г, г' |
Смычно- Дрожащие проходные м, м' р, р' н, н' л, л' |
Классификация согласных звуков по месту образования |
Классификация согласных звуков по способу образования
Мягкий звук образуется в результате добавления к артикуляции твердого звука подъема средней части языка к нёбу. По акустическим признакам,которые важны при проведении работы по противопоставлению звуков на слух, выделяют звуки: |
звонкие звонкие глухие глухие шумные шумные шумные шумные длительные мгновенные длительные мгновенные в, в', з, з', ж б, б', д, д', г, г' ф, ф', с, с', ш, х, х' п, п', т, т', к, к' |
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков: |
твердые |
Важным для логопедии является понятие опорные звуки.Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно. |
ТОНАЛЬНЫЕ:
(гласные) образуются голосом при почти полном отсутствии шума.
СОНОРНЫЕ:
главная роль — голос,
шум участвует
в меньшей степени
(м, м', н, н', л, л', р, р', j)
ШУМНЫЕ:
их качество
определяется
характером шума
(акустического эффекта)
от трения воздуха
при сближенных
или взрыве при
сомкнутых
органах артикуляции:
Таблица 1.2
ОПОРНЫЕ ЗВУКИ
Звуки, произношение которых нарушается | Опорные | |
Звуки, сходные по месту образования | Звуки, одинаковые по способу образования | |
[с] | - | [ф] |
[ш] | [т], [р] | [с] |
[р] | [ж], [д] | - |
[л] * | [д] | - |
[к] | - | [т] |
[г] | - | [д] |
[х] | - | [с] |
[ j] | - | [з'] |
Примечание. Также для [л] опорным является гласный звук [ы],который обеспечивает подъем средне-задней части языка к нёбу. Для [р] опорным звуком также является звук [з], который способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру языка, и мелкой вибрации кончика языка. В качестве опорного звука для постановки [с] наряду с [ф] успешно используется гласный [и],который вырабатывает зазубное положение языка, характерное для правильной артикуляции свистящих звуков.
Дополнительные вопросы
1. Как образуются следующие звуки речи:
— гласные;
— язычные;
— губно-губные и губно-зубные;
— носовые;
— глухие (шумные);
мягкие |
— мягкие?
2. Как известно, звуки русского языка резонируют в различ
ные полости. На какие группы по соотношению резонаторных
полостей можно разделить все фонемы русского языка?
3. На какие группы по участию голоса делятся все звуки
русского языка? Назовите эти группы.
4. Как изменяется звук, если в его артикуляционном укла
де появляется дополнительный подъем средней части спинки
языка, а все остальные артикуляционные характеристики остаются прежними?
5. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.*
Карточка 1.1. | |
Выберите и выпишите номера характеристик, | 1. Согласный. |
соответствующих звуку [с]. | 2. Носовой. |
3. Ротовой. | |
4. Глухой. | |
5. Щелевой. | |
6. Смычно-взрывной. | |
7. Смычно-проходной. | |
8. Губно-зубной. | |
9. Переднеязычный. |
Карточка 1.2. | |
Выберите и выпишите номера характеристик, | 1. Гласный. |
соответствующих звуку [ш]. | 2. Согласный. |
3. Ротовой. | |
4. Звонкий. | |
5. Глухой. | |
6. Щелевой. | |
7. Смычно-щелевой. | |
8. Переднеязычный. | |
9. Заднеязычный. |
1. Согласный. 2. Ротовой. 3. Сонорный. 4. Звонкий. 5. Глухой. 6. Щелевой. 7. Смычно-проходной. 8. Переднеязычный. 9. Твердый. |
Карточка1.3.
Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [л].
При разработке карточек было использовано пособие: Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть 1: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. — М., 1996.
Карточка 1.4.
Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [ц].
Карточка 1.5.
Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [з].
Карточка 1.6.
Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [х].
Карточка 1.7.
Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [р'].
1. Согласный.
2. Носовой.
3. Ротовой.
4. Глухой.
5. Щелевой.
6. Смычно-взрывной.
7. Смычно-щелевой.
8. Дрожащий.
9. Переднеязычный.
1. Согласный.
2. Ротовой.
3. Сонорный.
4. Звонкий.
5. Щелевой.
6. Смычно-проходной.
7. Губно-зубной.
8. Переднеязычный.
9. Твердый.
1. Согласный.
2. Ротовой.
3. Сонорный.
4. Звонкий.
5. Глухой.
6. Щелевой.
7. Среднеязычный.
8. Заднеязычный.
9. Твердый.
1. Согласный.
2. Носовой.
3. Ротовой.
4. Сонорный.
5. Глухой.
6. Дрожащий.
7. Переднеязычный.
8. Губно-зубной.
9. Губно-губной.
1. Согласный. 2. Носовой. 3. Ротовой. 4. Сонорный. 5. Звонкий. 6. Глухой. 7. Смычно-щелевой. 8. Смычно-проходной. 9. Губно-зубной. |
1. Согласный. 2. Ротовой. 3. Звонкий. 4. Щелевой. 5. Смычно-взрывной. 6. Смычно-щелевой. 7. Смычно-проходной. 8. Дрожащий. 9. Губно-губной. |
Карточка 1.8.
Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [г]. 2. Ротовой.
3. Сонорный.
4. Звонкий.
5. Щелевой.
6. Смычно-взрывной.
7. Губно-губной.
8. Переднеязычный.
9. Заднеязычный.
Карточка 1.9.
Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [л'].
Карточка 1.10.
Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [ж].
Карточка 1.12.
Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [ч]. 2. Носовой.
3. Ротовой.
4. Глухой.
5. Щелевой.
6. Смычно-взрывной.
7. Смычно-щелевой.
8. Смычно-проходной.
9. Дрожащий.
Карточка 1.13.
Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный,
соответствующих звуку [г']. 2. Согласный.
3. Носовой.
4.. Ротовой.
5. Глухой.
6. Щелевой.
7. Смычно-взрывной.
8. Смычно-щелевой.
9. Дрожащий.
Карточка 1.14.
Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [р]. 2. Носовой.
3. Ротовой.
4. Сонорный.
5. Глухой.
6. Дрожащий.
7. Переднеязычный.
8. Твердый.
9. Мягкий.
Карточка 1.11.
Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный,
соответствующих звуку [к]. 2. Согласный.
3. Ротовой.
4. Сонорный.
5. Звонкий.
6. Глухой.
7. Смычно-взрывной.
8. Заднеязычный.
9. Твердый.
Карточка 1.15.
Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный,
соответствующих звуку [з']. 2. Носовой.
3. Ротовой.
4. Сонорный.
5. Звонкий.
6. Глухой.
7. Щелевой.
8. Переднеязычный.
9. Мягкий.
Практические задания
1. Законспектируйте главу 2 книги: Гранин Г.Г., Бондарен-
ко С.М., Концевая ЛА. Секреты орфографии. — М., 1991. —
С. 35-48.
2. Подберите игры и упражнения на развитие силы и высо
ты голоса, речевого дыхания.
Рекомендуемый библиографический список
1. Акишина АА., Барановская ФА. Русская фонетика. — М.,
1990.
2. Гамезо М .В., Домашенко И А. Атлас по психологии. — М.,
2001.
3. Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л А. Секреты ор
фографии. — М., 1991.
4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979.
5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и
практика обучения. — М., 2001.
6. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред.
В.Н. Ярцева. — М., 1990.
7. Постникова И.И., Подгорецкая И.М. Фонетика — это ин
тересно. — М., 1992.
9. Реформатский АА. Введение в языковедение. — М., 1997.
10. Речь. Речь. Речь/ Под ред. Т.А. Ладыженской. — М.,
1983.
11. Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию.
Часть I: Материалы для практического усвоения системы фо
нем русского языка. — М., 1996.
12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ
ношения. — М., 1989.
13. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской
речи. — М., 2000.
14. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.
15. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации. — М., 1999.
Семинарское занятие № 2