Виды досуговой деятельности, разнообразие форм воспитательной работы в структуре досуга
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности.
В связи с этим им определены такие виды досуга:
1. пассивный(зрительский, слушательский) и активный (деятельностный);
2. организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);
3. контролируемый и неконтролируемый;
4. коллективный и индивидуальный;
5. подражательный и творческий;
6. опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели).
Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности пдрастающего поколения, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.
Вместе с тем С.А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность посвоемусодержанию подразделяется на ряд принципиальных групп.
Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.).
Вторая группа – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия и др.).
Третья– с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.).
Четвертая группа реализует потребность ребенка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.).
Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, смотры, каникулярные объединения, турпоходы).
Следовательно, в процессе досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей детей и подростков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.
Э.В. Соколов классифицирует виды досуговой деятельности по группам:
1. Отдых - снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности.
2. Развлечения - имеют компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.
3. Праздник – сочетание отдыха и развлечения. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преимуществу преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств.
4. Самообразование- направлено на приобщение людей к ценностям культуры. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.
5. Творчество - потребность человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Все перечисленные виды досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга.
Опираясь на данные науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры - шестьдесят тысяч.
Многие определения, составляющие понятийный аппарат досуга как отрасли научного знания, начали разрабатываться не так давно. Это относится к понятиям «досуговая деятельность», «социально-культурная деятельность», «социальные институты», «социализация личности», «социальная педагогика», «индустрия досуга», «чистый досуг», «полудосуг» и др.
Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.
Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора.
Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий.
Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости.
Досуг – необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п.
Остановимся на понятии «формы воспитательной работы» в структуре досуга.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы.
В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и др.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция – организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и обучающиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция – регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и обучающимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция – информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение обучающимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей.
В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.
В педагогической теории и практике существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы.
Остановимся на классификации, предложенной Е.В. Титовой. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы:
Мероприятия.
Дела.
Игры.
Они различаются по следующим признакам:
· по целевой направленности;
· по позиции участников воспитательного процесса;
· по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Е.В.Титовой выделены характерные признаки такого типа форм. Это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть мероприятие.
К второй группе форм воспитательной работы относятся так называемыедела -общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, т.е. определить признаки формы.
Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.
По времени проведения все формы можно разделить:
· кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
· продолжительные(продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
· традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовкибывают:
· экспромтные формы, т.е. проводимые с обучающимися без включения их в предварительную подготовку
· формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку обучающихся.
По видам деятельности:
· формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности.
По способу влияния педагога:
· непосредственные;
· опосредованные.
По субъекту организации классификацияформ может быть следующая:
· организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
· деятельность организуется на основе сотрудничества;
· инициатива и ее реализация принадлежат детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
· результатом является информационный обмен;
· результатом является выработка общего решения (мнения);
· результатом является общественно значимый продукт.
По количеству участниковформы могут быть:
· индивидуальные (воспитатель – воспитанник);
· групповые (воспитатель – группа детей);
· массовые(воспитатель – несколько групп, классов).
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы, поэтому остановимся более подробно на массовых (коллективных) формах воспитательной работы, которые являются наиболее распространенными в организации досуговой деятельности детей и подростков.