Глава iii обучение грамоте 4 страница

1 См.: Ананьев Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и вос­питания. — М., 1960.

С 7-го класса начинается так называемое литературное чте­ние. Школьники знакомятся с произведениями классиков рус­ской литературы или с фрагментами из этих произведений, чи­тают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает педагогу возможность к концу обуче­ния систематизировать знания детей в области русской и совре­менной литературы.

Заметно увеличивается объем текстов, усложняются сюжет, образность его передачи, становится более разнообразной жан­ровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворе­ний, сказок, в учебниках для 7—9-го классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм (повести, поэ­мы, баллады).

Усложнение содержания произведений требует работы не только по актуализации опыта детей, но и по формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора, послуживших источником творчества, и др.

Последовательность в отработке навыков чтения определена программой по русскому языку для специальной (коррекцион-ной) школы. В 1-м классе у детей формируют навыки орфогра­фически правильного слогового чтения, умение отвечать на во­просы. Во 2-м классе продолжается работа над слоговым чтени­ем с последующим переходом к чтению целыми словами струк­турно простых двухсложных слов. Детей учат пересказывать близко к тексту содержание прочитанного материала. В 3-м классе школьники продолжают овладевать навыком чтения це­лыми словами. По мере накопления слов, воспринимаемых гло­бально, усвоения знаний об ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных учащиеся поэтапно переходят на ор­фоэпическое чтение. Они учатся читать безударное [о] как [а], оглушать звонкие согласные на конце слова, читать ого — его как [ова] — [ева] и др. В этом же классе со второго полугодия школьники начинают читать несложные тексты про себя, переда­вать содержание прочитанного в лицах. В 4-м классе закрепляют­ся навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. Школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выбо­рочный пересказ прочитанного текста. В 5-м классе продолжает совершенствоваться техника чтения, а в 6-м классе учащиеся дол­жны быть подведены к беглому чтению. Основное внимание здесь и в последующих классах уделяется осознанию читаемого. В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном главную мысль, выявлять свое отношение к поступкам действу­ющих лиц, давать им характеристику, находить средства языко­вой выразительности, пересказывать текст полно и кратко, с из­менением лица рассказчика, делить произведение на части, озаг­лавливать их.

Вопросы и задания для самопроверки

•Раскройте образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, ко­торые решаются на уроках чтения в специальной школе.

•Изучите учебную программу и сравните тематику уроков чтения в млад­ших и старших классах.

•Каков принцип систематизации учебного материала в книгах для чтения для 2—6-го, 7—9-го классов? В чем различие объяснительного и литературного этапов чтения?

•Охарактеризуйте программные требования к отработке навыков чтения по годам обучения.

ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Правильность чтения

Правильное чтение — это чтение без искажения звукового со­става слов с соблюдением правильного ударения в словах.Ум­ственно отсталые дети, как уже отмечалось, допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения.

Наиболее результативным периодом для формирования на­выков правильного чтения являются 1—3-й классы, когда уча­щиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают не­большие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста.

Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражне­ния, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чте­нии текста. Конкретные задачи таких упражнений следующие: ус­тановление связи между зрительными и речедвигательными обра­зами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, за­крепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и задачу совершенствования произносительных навыков, по­скольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их арти­кулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляци­онного аппарата, отработку четкости произношения звуков, дан­ные упражнения прежде всего готовят детей к правильному про­чтению слов текста.

Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназна­ченном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подби­рают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особен­ностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке. Подо­бранные на основе этих критериев слоги и слова могут быть сгруп­пированы и включены в следующие виды упражнений:

1. Дифференциация сходных слогов и слов:

ла —рама — мя дом — том

ло — ро мо — мё Дима — Тима

лу —руму — мю кадушка — катушка

2. Чтение слогов и слов по подобию:

ма мо му Маша шапка

са со су Даша лапка

ла ло лу Паша папка

Проводя эти упражнения, учитель обращает внимание школьников на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произне­сении не только гласного звука, но и каждого слога с этим глас­ным. Кроме того, в процессе неоднократного воспроизведения сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются их зрительные образы.

3. Чтение слогов и слов с подготовкой:

о то сто стол тосто-ит
у ту стустул таста-ли
а ра еравраг ня сняли

После воспроизведения слоговых структур дети читают сло­во либо в слоговой разбивке, либо целиком, в зависимости от того, на каком этапе чтения они находятся и какова сложность структуры слова. Исходя из программных требований, учащиеся 2-го класса заканчивают чтение цепочки слоговых структур чте­нием целого слова без слоговой разбивки в том случае, если слово состоит не более чем из 2 слогов доступных им структур. Все остальные слова читаются по слогам. В 3-м классе предва­рительное прочитывание слоговых структур чаще заканчивается глобальным чтением слова:

Ра тратрам-вай трамвай

4. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя
буквами или порядком их расположения:

кто — кот следы — слезы

так — тот мука — муха

рак — как лыжи — ложись

5. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга
одной из морфем:

лес — лесок шел — пошел

трава — травка нырял — нырнул

решила — решала увидел — увиделся

6. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные
корни:

прошел — проделал — просмотрел увял — увел — увез

Выполнение пятого и шестого упражнений предупреждает свойственную умственно отсталым учащимся ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Так, часто повторяющиеся буквосочетания или опор­ные буквы ведут к прочтению более привычного слова: лесной вместо лесистый, серый вместо сизый и т.п.

Как показала практика, наиболее оптимальным для проведе­ния подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. Содержание произведения им уже знакомо из чтения учителя. В связи с этим слова, которые отобраны для упражнения, легче ос­мысливаются учащимися, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После первого прочтения выбранных слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или кото­рые, по мнению учителя, могут быть неточно поняты. На эти уп­ражнения отводится 4—5 мин, в зависимости от объема материала. Покажем суть данной работы на конкретном примере. Во 2-м классе дети читают сказку братьев Гримм «Еж и заяц». В тексте содержится большое количество родственных слов, представленных в разных формах. Именно эти слова дол­жны быть предварительно прочитаны. На доске заранее выпи­сываются слова:

бе-жим бе-га-ет бе-жа-ли

по-бе-жим по-бе-жит по-бе-жа-ли

под-бе-жим под-бе-жит до-бе-жа-ли

при-бе-жа-ли Перед чтением сказки ученики прочитывают слова, объясня­ют значения некоторых из них. Затем им предлагают читать текст, правильно воспроизводя все подготовленные заранее слова.

В 3-м классе при чтении стихотворения И. Сурикова «Зима» можно для упражнения сгруппировать слова таким образом:

при-на-крыл-ся не-про-буд-но

кру-жит-ся пе-ле-но-ю

Учитель читает слова и объясняет их значение, привлекая к объяснению детей. Далее написанное читают ученики, индиви­дуально и хором. Кроме того, в стихотворении достаточно мно­го слов, которые школьники уже могут читать целым словом. Принимая во внимание приверженность умственно отсталых школьников к одному способу чтения, учитель предлагает им про­читать глобально слова, заключенные в квадрат. Слова прочиты­ваются учениками каждого ряда «на соревнование». Подсчитыва-ется количество правильно прочитанных слов.

белый снегом солнце
на землю поле мало
тихо стали зима

Ставится задача: при чтении стихотворения все девять слов обязательно читают целым словом, остальные слова — по слогам.

В предварительные упражнения можно включать и другие иг­ровые моменты, например:

«Слог потерялся», «Буква потерялась». На доске записывают слова из текста с пропущенной буквой или слогом. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, ка­кая буква (слог) потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в сло­во. Особенно полезна данная игра, когда в тексте много родственных слов. Напри­мер: снег, сне...ный, сне...той, сне..ли.

«Кто самый внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различаю­щиеся одной-двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, по­темнело — потеплело). Дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.

«Шепни на ушко». На доске записываются слова и закрываются полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны.

«Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).

Данные игры способствуют не только формированию навы­ков правильного чтения, но и наращиванию темпа последнего, развитию умения прогнозировать слова.

В процессе проработки связного текста учитель дает образец правильного чтения и затем неоднократно читает материал вмес­те с детьми. При этом важно чуть-чуть замедлять темп чтения, не разрушая его смысловой целостности и выразительной пере­дачи.

Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Фактически это основной путь, который ведет к выработке на­выка правильного чтения. Во избежание быстрого утомления школьников при однообразной работе, когда (особенно в млад­ших классах) к одному и тому же тексту приходится возвра­щаться многократно, учитель каждый раз модифицирует зада­ния. Дети читают по цепочке (предложения текста прочитыва­ются поочередно), абзацами (учитель называет ученика, который будет читать), по эстафете (сами дети называют одноклассника, который продолжит чтение), выборочно. Прием выборочного чтения, в свою очередь, дает возможность варьировать задание: школьники прочитывают отрывок, ориентируясь на иллюстра­цию («Рассмотри рисунок. Подбери к нему строчки из расска­за»), на вопрос учителя («Как выглядит лес после первого сне­га? Прочитай этот отрывок еще раз»), на конкретное задание («Прочитай последние строчки из сказки и запомни их»).

Интерес учащихся к повторному чтению поддерживается не только за счет постоянной вариативности заданий, но и подчерк­нутого интереса учителя к новому виду деятельности детей. Актерские данные (эмоциональность, выразительность, умение иг­рать роль заинтересованного участника всего происходящего) необходимы педагогу любого типа школы, но в большей степе­ни тому, кто обучает и воспитывает умственно отсталых детей.

Не менее важно для формирования навыка правильного чте­ния организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга. Только при активности всего класса можно добиться того, что­бы школьники читали текст в течение всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклас­сника. Для организации таких наблюдений можно использовать различные приемы:

•медленное чтение учителя (текст до этого уже отработан), ког­да учащиеся имеют возможность следить по книге, используя зак­ладку или водя по строке пальцем. Педагог в любой момент может проверить учеников и поощрить, выдав игровую фишку;

•комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предло­жения для чтения их хором. Перед детьми ставят задачу вовремя включиться в хоровое чтение;

•сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети про­должают читать хором. Это чтение должно быть слаженным, чтобы затем учитель мог свободно подключаться к нему;

• контроль детей за чтением товарищей с последующим со­
общением количества и характера допущенных ошибок. Каж­
дый ребенок должен читать не более одного-двух предложений,
так как в противном случае дети забывают действительные
ошибки и начинают придумывать их, чтобы получить поощре­
ние учителя.

С некоторыми учениками педагогу приходится проводить специальные занятия, а на уроке применять к ним индивидуаль­ный подход. Например, следует учитывать, что правильность чтения у детей с нарушением работоспособности (возбудимых или тормозных) во многом зависит от обстановки, в которой оно протекает, от интереса ученика к тому, что он читает. Поэто­му на индивидуальных занятиях с такими детьми и в процессе урока следует создавать игровую ситуацию, привлекать их внима­ние побуждающими средствами («Будем считать, сколько слов и предложений ты прочитал верно. За каждое правильно прочитан­ное слово или предложение ты получишь кубик», «Сравним, сколько кубиков у тебя было вчера, а сколько сегодня» и т.п.).

Учащихся со сложными нарушениями фонематического слу­ха следует объединять в группу, с которой должен заниматься ло­гопед. Методика этой работы раскрыта в книге Р.И. Лалаевой «Устранение нарушения чтения у умственно отсталых детей» (М., 1978). На уроках чтения в 1—2-м классах для этой группы школь­ников можно вводить упражнения на дифференцировку смешива­емых звуков, на установление их места в слове, на определение ко­личества звуков и их последовательности. В процессе работы учи­тель опирается на функции более сохранных анализаторов: зри­тельного, кинестетического. С детьми уточняется артикуляция звука (движения артикуляционного аппарата воспринимаются зрительно: с помощью зеркала и тактильно — посредством ощу­щения пальцем движения языка или губ), определяется место зву­ка в слове сначала в произношении учителя с утрированной арти­куляцией, затем — самого ученика. После анализа школьники чи­тают предложения с этими словами. Очень полезно предваритель­но отрабатывать текст или отдельные абзацы из текста, который будет предложен всему классу на следующем уроке. Это позво­лит учителю вовлечь данную группу детей во фронтальную рабо­ту. Эффективен в занятиях с такими учениками и игровой прием с воображаемым магнитофоном. Слабочитающий школьник слу­шает чтение сильного ученика, следит за чтением по тексту. За­тем после слов учителя «магнитофон включен» прочитывает предложение сам. Товарищи по классу обсуждают результаты «записи». Небольшой объем слов, предварительная ориентация в них зрительно и на слух помогают, как правило, ученику ус­пешнее справиться с заданием, вызывают интерес к работе, способствуют появлению некоторой уверенности в своих силах, закрепляют нормы литературного произношения. Тот же прием чтения «слабым» учеником после «сильного» можно обыграть как имитацию эха.

Беглость чтения

Наши рекомендации