Люди с умственной отсталостью в самостоятельной жизни
Важными критериями успешной социализации любого взрослого человека являются трудоустройство (удовлетворенность своим рабочим местом) и успешность социальных контактов. О жизни взрослых умственно отсталых как в отечественной, так и в зарубежной литературе имеется сравнительно мало научных данных. В основном даются сведения о занятости умственно отсталых.
Согласно данным, полученным в действующих учреждениях, и отдельным публикациям, трудоустраиваются лишь около половины выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Из них только небольшая часть работают по полученной в школе профессии. Обусловлено это трудностями, которые возникают при трудоустройстве умственно отсталых людей; зачастую они не конкурентоспособны на рынке труда. В настоящее время востребованы рабочие-универсалы, которые могут выполнять много производственных функций. Умственно отсталые юноши и девушки в большинстве своем не готовы к такой работе. Они также уступают коллегам по темпу работы, по времени освоения новых операций. Однако есть много профессий и сфер занятости, в которых эта категория людей (с легкой и умеренной степенью умственной отсталости) может трудиться с успехом, — озеленители или помощники садовника, санитарки в больницах, домах престарелых, помощники по хозяйству, кастелянши, швейцары, гардеробщики, лифтеры, горничные, рабочие на малых предприятиях (пекарни, швейные мини-предприятия, мини-прачечные), а также предприятиях по ремонту одежды, мебели, обуви, металлоизделий и др. За рубежом людей с легкой и средней степенью умственной отсталости успешно привлекают к работе в сфере обслуживания (официанты и швейцары в мини-кафе, горничные в гостиницах, фасовщики товара, подсобные рабочие в супермаркетах и др.).
Значительно легче трудоустроиться умственно отсталым, проживающим в сельской местности, где они также могут трудиться в личном подсобном хозяйстве. Некоторые получают работу при школах-интернатах (дворники, сторожа, уборщицы и др.). Для молодых людей, не сумевших найти работу, при образовательных учреждениях создаются реабилитационные цеха, подсобные хозяйства.
Ряд выпускников специальных учреждений VIII вида, получив работу после окончания школы, не удерживаются на ней, что нередко зависит от того, как встретили человека на новом месте, насколько он сам подготовлен к общению и профессиональной деятельности. Это лишний раз указывает на необходимость помощи и поддержки молодым людям в постшкольный период со стороны социальных педагогов.
Значительная часть умственно отсталых остаются не занятыми производительным трудом. Пребывая дома, эти юноши и девушки постепенно теряют приобретенные в учебных заведениях социальные и профессиональные умения и навыки. Их жизнь или монотонна и ограничена домашним окружением, или она приобретает асоциальный, а иногда и криминальный характер: доверчивость, исполнительность, отсутствие глубокой рефлексии собственных поступков, практическая умелость — все это способствует привлечению их криминальными элементами в качестве исполнителей преступных замыслов. Некоторые из них, попав в неблагоприятные социальные условия, ведут аморальный образ жизни (проституция). Нередко они поступают в психиатрические больницы или специальные интернаты.
Проблема трудоустройства таких людей существует и в зарубежных странах. В каждой стране она решается по-своему. Например, в США (Моргачева Е. Н., 2001) действуют профессиональные программы, в рамках которых молодым людям обеспечивается трудоустройство. Специальные работники наблюдают за успехами подопечного на рабочем месте, координируют взаимоотношения между работодателем и выпускником, отслеживают условия труда и проживания. На каждого выпускника приходится 3 — 5 таких специалистов.
В ряде стран созданы специальные рабочие места для умственно отсталых, например, они работают официантами в кафе (в Дании существует кафе, в котором работают только официанты с синдромом Дауна), курьерами, помощниками садовника и др., снижаются налоги предприятиям, в составе которых работают умственно отсталые. Назрела необходимость положительного решения этого вопроса и в России.
Другая проблема, с которой сталкиваются умственно отсталые люди, — недостаточность практических умений и навыков для самостоятельной жизни. Люди с легкой и умеренной умственной отсталостью нередко образуют семьи, некоторые растят детей, однако не всегда они умеют правильно распорядиться своим имуществом, часто становятся жертвами обмана. Это также свидетельствует о необходимости более длительного сопровождения выпускников специальных школ социальными педагогами.
Как указывалось выше, люди с тяжелой и глубокой умственной отсталостью не могут участвовать в производственном труде, однако часто они в состоянии заниматься какой-либо деятельностью. По окончании школы они, как правило, живут в родительских семьях (своих семей не образуют) и способны выполнять простейший обслуживающий труд, некоторые сельскохозяйственные работы, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.).
Однако многие люди с выраженным нарушением интеллекта остаются незанятыми. Вместе с тем необходимо обеспечить им дальнейшее познание окружающего мира и человеческих отношений, взаимодействие и общение с окружающими, возможность реализовать себя. В этом им требуется постоянная помощь и поддержка (А. Р. Маллер, О. Шпек и др.). Такую поддержку могут обеспечить родители, родственники, близкие люди, однако важна и специальная помощь подготовленных социальных работников, которые понимают, что работают со взрослыми людьми, учитывают их личные желания, уважительно относятся к их собственным решениям и т. п.
Зарубежные педагоги (О. Шпек и др.) высказываются за необходимость продолжения образования для взрослых умственно отсталых людей (речь идет о людях с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью), которое направлено на удовлетворение их потребностей и устремлений, что «служит как познанию собственной личности и самореализации, так и приобретению навыков для самообеспечения и самосохранения»1, пониманию социального мира и его расширению. Умственно отсталым людям могут быть предложены разнообразные курсы, например: «Домоводство», «Изобразительное искусство», «Театральная студия» и др. В процессе занятий у них появляется возможность устанавливать контакты между собой. Часто их интересует не столько сфера деятельности, которую они осваивают, сколько возможность заниматься вместе с другими. Важное значение приобретает организация досуга.
В России действуют реабилитационные центры, оказывающие помощь взрослым (например, «Турмалин», «Родник» и др. в Москве). Здесь молодым людям предоставляется возможность реализовать себя в трудовой деятельности (труд в керамической, ткацкой, свечной мастерских), в общении, а также получить дальнейшее культурное и социальное развитие. В центрах действуют музыкальный, драматический и другие кружки, проводятся беседы и познавательные занятия, посредством которых молодые люди расширяют свой кругозор.
Приведем пример реабилитационных мероприятий, которые были проведены в центре «Турмалин» в работе с юношей с синдромом Дауна и тяжелой умственной отсталостью.
Иван П., 21 г., проживаете мамой и бабушкой в однокомнатной квартире.
До посещения центра Иван находился дома под присмотром старенькой бабушки. Однажды, насмотревшись по телевизору криминальных хроник, он стал звонить по указанным телефонам и сообщать о событиях, о
1 Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. — М., 2003. - С. 360.
которых рассказывалось в передаче. В результате попал в психиатрическую больницу.
Через некоторое время мать обратилась за помощью в центр.
Иван очень эмоционален, всегда улыбается, дружелюбен. Он чрезвычайно активен, постоянно ищет себе занятие, например, может вымыть пол в коридоре без необходимости, по время прогулки в лесу пытается наводить там порядок, очень любит мыть посуду (в центре для молодых людей организуются обед и чаепитие). Он почти никогда не молчит, при этом речь его глуховата и невнятна. У него возникают немотивированные страхи: боится всего незнакомого, того, что не в силах понять. В истории развития отмечена необъяснимая агрессия к детям.
Первое время после поступления в центр Иван болтал без умолку и без смысла, грозил всем милицией и «психушкой», не мог сосредоточиться на работе (по решению педагогической коллегии центра был направлен в керамическую мастерскую), без спроса бегал в подвал, задирал ребят, боялся участвовать в постановках драматического кружка.
При обсуждении на педагогической коллегии были определены направления работы с Иваном.
1. Помогать в переработке информации, а именно — учить связывать факты. Необходимо проговаривать с Иваном последовательность событий: что произошло, к чему это привело, что он хотел бы пожелать на будущее. При выполнении трудовой деятельности следует сначала помочь ему осознать цель задания (предложить повторить его) и его объем, затем оценить все шаги и предполагаемый результат, а по завершении пересказать то, что было сделано. Общение с Иваном важно проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, учитывая, что он воспринимает не столько смысл, сколько тон обращения и настроение.
2. Отучить юношу от неправильных стереотипов. С этой целью решено проводить поведенческий тренинг. Так, каждый день на утреннем круге объявлялось, что Иван будет мыть посуду только в том случае, если будет вести себя хорошо. А ему предлагалось повторить это. Если в течение дня за ним замечался отрицательный проступок, то после обеда педагог наказывал Ивана — лишал его права мыть посуду, обязательно объяснив при этом, за что именно он наказан.
3. Помочь в преодолении страхов. Этому способствовало включение Ивана в деятельность драмкружка. Чтобы преодолеть страх перед выступлением за несколько дней до спектакля Ивану давали домой театральный костюм, чтобы он к нему привык. Кроме того, во время спектакля педагог оказывал ему моральную поддержку.
В настоящее время Иван стал более сосредоточенным, меньше разговаривает за работой. Он может достаточно связно ответить на вопрос или другое обращение окружающих. Уменьшились страхи. Заметно улучшилось поведение, наказание в виде лишения мытья посуды применяется уже значительно реже, хотя сам тренинг еще продолжается. Коренным образом изменилось отношение к маленьким детям (в центре имеются детские группы): Иван проявляет к ним много внимания и нежности.
Сейчас Иван очень привязан к одному из воспитанников, более сохранному по интеллекту, но не обладающему таким уровнем эмоциональности. Эта дружба очень полезна для обоих.