Анализ утренней гимнастики
Необходимо учесть следующие основные моменты:
1. Сведения о группе (количество детей, их возраст, состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности).
2. Условия проведения (групповая комната, физкультурный зал, площадка).
3. Подготовленность воспитателя: наличие плана-конспекта, правильность и тщательность его разработки.
4. Подготовку места и физкультурного инвентаря.
5. Подготовку детей (переодевание и т.д.), их одежду и обувь.
6. Организацию утренней гимнастики; своевременное начало и конец; способы организации детей для выполнения физических упражнений; рациональное использование площадки (помещения); раздача и сбор инвентаря.
7. Соответствие упражнений, их сочетаний, последовательность выполнения, методики проведения их главному назначению – решению оздоровительных задач, возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности; продолжительность утренней гимнастики в целом и каждого упражнения; дозировку и темп выполнения упражнений; приемы регулирования дыхания; оценку общей и двигательной (моторной) плотности утренней гимнастики.
8. Решение образовательных задач; качество выполнения упражнений; приемы предупреждения и исправления ошибок.
9. Использование музыкального сопровождения.
10. Самочувствие, поведение и настроение детей.
11. Уровень педагогического мастерства воспитателя: качество показа упражнений, объяснения, команды, указания, распоряжения, умение видеть всех детей, осуществлять контроль за их самочувствием, поведением и настроением, владение голосом, культуру речи, тон, обращение с детьми, характер ведения утренней гимнастики (уверенно, неуверенно); настроение педагога.
Примерная схема анализа режимных моментов
1. Режимный процесс (прием детей, сон, подъем после сна, питание, умывание, раздевание, закаливание, утренняя гимнастика и т. д.).
2. Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т. д.).
3. Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественной литературы, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и т. д.).
4. Приемы, создающие положительное отношение к режимным процессам, переход от одного к другому, соблюдение гигиенических требований и др.
5. Использование режимных процессов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.).
6. Отражение работы в документации воспитателя (планирование содержания и методов работы с группой и отдельными детьми, учет достижений детей, фиксация недостатков, работа с родителями, закрепление навыков самостоятельной деятельности).
План-схема наблюдений за педагогическим процессом
1. Правильность планирования.
2. Организация предметной среды.
3. Соответствие выполняемой работы календарному плану.
4. Эффективность выбора приемов и методов воспитания и обучения.
5. Уровень практических навыков детей.
6. Приемы и методы развития речевой и творческой активности детей, оценка речи воспитателя.
7. Уровень речевых навыков детей.
8. Приемы индивидуальной работы с детьми.
9. Уровень развития самостоятельности и творческой активности детей.
10. Длительность наблюдаемого процесса в целом и его частей.
11. Рациональность проведения данного вида деятельности в течение дня.
12. Приемы и методы нравственного воспитания.
13. Уровень сформированности нравственных качеств детей.
14. Формы и методы работы воспитателя с другими специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.).
15. Выполнение программы по разделу за определенный период времени.