Детская беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема
Безнадзорность детей и подростков – это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается на социализации подрастающего поколения.
Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло в категорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексом проблем в социально-экономической политики государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции – в контексте причин и профилактики безнадзорности и беспризорности. В педагогике – правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком. В психологии – деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.) дает определение понятий «безнадзорный», «беспризорный». Под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Следовательно, безнадзорность ребенка или подростка есть отсутствие за ним (надзора) контроля. В любом случае речь идет о нарушении обязанностей со стороны семьи, опекунов, учителей, социальных работников, социальных педагогов и др. по осуществлению контроля над воспитанником.
Безнадзорный ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей.
Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует.
Беспризорные - это дети, лишенные присмотра, внимания со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Беспризорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и под угрозой атрофии и разрушения.
Последние социологические опросы беспризорных детей проводились в нашей стране в 20-30 годы. В связи с отсутствием такой информации возникает много ошибочных или вполне правомерных суждений, объясняющих причины детской беспризорности. Среди таких интерпретаций, выделяю три:
Бедность как ключевой фактор, провоцирующий бедность, необходимость работать, толкает детей на улицу, постепенно они привыкают к уличному образу жизни и отрываются от семьи;
Склонность детей к побегам, вызванная либо психическими отклонениями, либо романтическими устремлениями;
Отсутствие контроля за ребенком со стороны школы, внешкольных организаций, милиции и др.
Хотя все три названных фактора безусловно присутствуют в каждой этиологии явления, они должны рассматриваться, как правило, в связи с одним ключевым фактором. Этим фактором является насилие и жестокость в семье, детская заброшенность (эмоциональная, физическая, медицинская, пищевая и т.д.). Именно она, как показывают исследования, является в большинстве случаев, причиной побегов или наоборот, выталкивания ребенка из дома. Что же касается контроля, то его предметом должен быть не ребенок, а, прежде всего, семья.
Нет такого общества, в котором не существовало бы детской заброшенности и жестокого обращения с детьми, а стало быть, беспризорности детей.
Выбитые из жизненной колеи дети, как правило, социально дезадаптированные, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое и физическое развитие.
Обследование детей, попавших в приемники-распределители, проведенное в ряде районов России дает основание составить социальный портрет современного беспризорника. Результаты исследования подтвердили, что 162.51 - это из неблагополучных семей. Из них 43.7% жили в неполных семьях, 31% - жили с бабушками и дедушками или с другими родственниками, так как родители лишены родительских прав. Лишь каждый 4-ый беспризорник жил в полной семье.
В основном родители безнадзорных детей имеют низкий образовательный уровень и невысокую профессиональную квалификацию.
Выяснение причин безнадзорности показало следующую картину. Практически каждый третий убежал из-за жестокого с ним обращения. У детей, испытавших жестокое обращение со стороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежеланны и недостойны любви. Последствия семейной жестокости разнообразны, имеют психологический и поведенческий характер: агрессивность, тревожность, обеспокоенность, депрессию, низкое самочувствие, сексуальное криминальное поведение.
В особенно тяжелом положении оказываются дети, живущие в семье с отчимом. Часто они уходят из дома, чтобы выразить протест своей матери против появления отчима.
Достаточно большую группу безнадзорных детей составляют дети из семей, где родители алкоголики, причем это не единственная причина, обычно ей сопутствуют конфликтные отношения с родителями, учителями, сверстниками.
Вместе с тем, ни один из опрошенных детей не отметил в качестве причины ухода из дома отсутствие любви к своим родителям и родственникам. Такая подсказка имелась, ей не воспользовались даже дети из семей алкоголиков, то есть для ухода из дома у основной массы детей были веские причины. Практически каждый ребенок дорожит своим домом и лишь, в крайнем случае, покидает его.
Около 10% убежавших детей - это любители попутешествовать, но даже они часто в качестве дополнительной причины выдвигали «плохие отношения с родителями». Лишь 5% беглецов покинули дома временно в поисках романтики и приключений.
При обследовании, которое проводилось в России, установлено, что более 305 от общего числа бездомных детей (37.5%) составляют дети, убежавшие из детских домов, приютов, интернатов и т.п.
Основная причина, по которой дети убегают из детских домов, - стремление вернуться домой, ее отметили 87% из опрошенных, не смотря на то, что их там ждет тяжелая жизнь. 25% детей убежали из-за плохих отношений с родителями и жестокого обращения с ними.
В полуролевом поведении безнадзорных отмечают две крайности. С одной стороны, половая распущенность, с другой - полное непонимание отношений между полами.
Особенно тяжело приходится девочкам. Вероятность того, что убежавшая из дома девочка будет втянута окружающими в раннюю половую жизнь, очень велика, почти все ее воспитанницы в прошлом подвергались изнасилованиям.
Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Безнадзорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы; задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают, неадекватны ситуации. Беспризорники страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Подростковый возраст характеризуется тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитие подростка, индивидуализация и самореализация личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако этот контакт у безнадзорного ребенка частично отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается.
Безнадзорные дети обычно плохо учатся. Они плохо читают, не умеют считать. Почти 50% из опрошенных при обследовании детей ответили, что учиться им не интересно.
Здоровье беспризорников расшатано. Среди наиболее частых заболеваний - энурез, невротическое развитие или задержки нервно-психологического развития (вплоть до олигофрении в стадии дебильности); пограничные психические расстройства; поражение бронхолегочной системы, у многих большой стаж курения, наркомании; аномалии развития и заболевания мочеотделительной системы; нарушения опорно-двогательного аппарата; аллергические заболевания (астматические бронхиты риниты, аллергодерматиты). Причем все болезни в основном имеют запущенную или хроническую форму. Часть безнадзорных детей - носители и распространители опасных инфекционных заболеваний. Педикулез, венерические заболевания - обычное для них явление.
Попадая в приют, безнадзорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение.
Помещение детей в социальные учреждения снижает число правонарушений среди подростков. Однако, в настоящее время, после принятия ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимо подготовиться ко второму всплеску роста числа безнадзорных детей. Он связан с прекращением приема безнадзорных в ЦВИНПы органов внутренних дел. Ведь введение закона предусматривает содержание в таких учреждениях только детей, совершивших правонарушения.
Важно, чтобы в подростковом возрасте, когда еще можно что-то исправить, ребенок - беспризорник имел возможность пообщаться со специалистом, способным выслушать его и помочь разрешить возникшие проблемы.
Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующих проявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основе социально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участие родителей, лих их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другой стороны – изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контроля воспитателя и оказаться на улице. Учитывая важность профилактики обращается внимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики. Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности. Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию. Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности.
В психологии, педагогике, социальной педагогике нет единого определения понятия взаимодействия. Каждая наука рассматривает это понятие со своих позиций. В психологии – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Особенностью такого взаимодействия является причинная обусловленность. С психологической точки зрения, оно может быть конструктивным и деструктивным. Основное внимание в психологии уделено межличностному взаимодействию. В педагогике – форма взаимосвязи его участников, направленная на достижение определенных целей (обучения, воспитания, подготовленности молодого поколения к жизни и др.). Основное внимание в педагогике уделено взаимодействию педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В социальной педагогике – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи, способ самоактуализации и саморазвития участников взаимодействия. Оно, как правило, рассматривается в социальной педагогике между социальным педагогом и ребенком, между социальным педагогом и родителями или лицами их замещающими, между ребенком и семьей, между специалистом и клиентом.
социально-педагогического взаимодействия – это согласованная деятельность (по времени, месту, решению профилактических задач и пр.) в рамках функционального назначения субъектов профилактики по месту жительства, интегрирующая возможности каждого из них, в преодолении проблем подростка и его семьи (объектов влияния субъектов взаимодействия), позволяющая стимулировать социализацию, духовное, нравственное, физическое развитие и обеспечивать целесообразное воспитание. Оно включает следующие компоненты: субъекты; объекты; цель; задачи; функции; принципы; функциональную (согласованную) деятельность; уровни; механизмы; результат; условия реализации.
Субъекты взаимодействия определяются средой места жительства. Здесь преимущественно реализуется обучение, осуществляются воспитание, досуг и самореализация подростков. Микросоциум места жительства – территория гражданского общества, где формируется личность ребенка (подростка), он является школой становления будущего гражданина, где закладываются основы социализации личности, охватывает то место, где живет ребенок (подросток) и его семья, где он реализует себя, где удовлетворяет свои интересы и потребности. Микросоциум места жительства может ограничиваться небольшой территорией (двор, ближайшая улица, школа и др.), а также может включать большую территорию (район, квартал, места скопления подростков и молодежи и др.). Он может быть организованным и неорганизованным.
Профилактика безнадзорности и беспризорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.
Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определенной категории подростков свои функции и на своем уровне решает определенный круг социально-педагогических задач. Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обусловливает наличие в его характеристике двух сторон – дифференциации и интеграции.
Совместные усилия субъектов взаимодействия в профилактике безнадзорности направляются к реальным объектам. Объектами влияния субъектов взаимодействия являются дети и подростки, проживающие на определенной территории, закрепленные за ней, их родители или лица их замещающие.
В процессе взаимодействия реализуются широкие социальные функции (защитная; профилактическая; восстанавливающая; коррекционно-развивающая; оздоровительная; компенсаторная).
Детская беспризорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовые нарушения прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
рост числа венерических заболеваний среди несовершеннолетних; высокий уровень беременности и родов у девочек подростков;
омоложение преступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих средств к существованию.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разных ведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям «группы риска».
За последние пять лет в России органами исполнительной власти всех уровней создано около 3 тыс. различных служб и учреждений, проведена большая работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого нового направления социальной практики. Однако, недостаточная эффективность профилактической деятельности различных ведомств, отсутствие логически организованной координации между ними снижают результативность их совместных усилий.
Недостаточное внимание уделяется социально-правовому и медико-социальному патронажу семей «группы риска», что приводит к их дальнейшей деморализации и распаду.
При существующем положении, как показало мое исследование, сотрудники органов опеки и попечительства не в состоянии в полной мере осуществить социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять в полном объеме весь спектр действий, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечить полноценную защиту прав и интересов детей.
Серьезные недостатки имеются в работе учреждений здравоохранения по охране репродуктивного здоровья подростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков. Именно поэтому необходимо развивать сеть учреждений для социальной реабилитации несовершеннолетних, которые бы целостно решали проблемы подростков коррекционно-реабилитационной работой ориентируя ее как на ребенка, так и на его семью. Такие центры имеют возможность помочь ребенку, пока он еще не утратил связи с семьей, другими институтами социализации, т.к. спектр услуг предоставляемых Центром несовершеннолетним, нуждающихся в государственной помощи весьма широк.
Необходимо усовершенствовать работу правоохранительных органов по защите детей и подростков от физического, психологического, сексуального насилия, от вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность.
Отлаживать координацию деятельности разных ведомств в сфере профилактики детской беспризорности и правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти всех уровней, которые должны осуществлять координацию и контроль за этой деятельностью, которые функционируют, по сути дела, на общественных началах и не имеют в достаточной степени ни норамтивно-правового, ни кадрового, ни информационного обеспечения своей деятельности.
В этих условиях, на мой взгляд, актуальной задачей становиться формирование государственной политики профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде.
Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений (КДН, органы опеки, социальные приюты, Центры социально-педагогической реабилитации, служба занятости, ПДН, ЦВИНП и др.)
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:
1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";
6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания
1. Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;
3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
3. Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:
1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.
Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:
1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
3) заблудившиеся или подкинутые;
4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
3. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.
В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания;
6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 настоящего Федерального закона.
4. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.
Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.
5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;
3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
4) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;
5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.
6. Должностные лица специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:
1) вызывать представителей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;
2) приглашать родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;
3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.
Дети-инвалиды как объект социально-педагогической деятельности. Причины и профилактика детской инвалидности. Помощь и поддержка детей-инвалидов в государственных учреждениях. Основные задачи различных типов учреждений, осуществляющих помощь детям-инвалидам.
дети – инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Многие дети – инвалиды не имеют семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, творческих возможностей и способностей.
Под понятием «инвалидность» (от лат. invalidus) понимается «постоянное или длительное, значительное ограничение возможности трудоспособности, вследствие различных заболеваний или полученных травм.»[1]
Инвалидность – понятие биологическое, социальное, медицинское и правовое
Дети-инвалиды как объект социальной работы. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность». > Согласно Декларации о правах инвалидов ( ООН , 1975 ) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка , будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей . В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» / «инвалидности» , которое было связано с потерей трудоспособности . При такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвали- дами .Таким образом , возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид» . К этой категории относятся дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» . А «инвалидность» в детском возрасте можно определить , как «состояние стойкой социальной дезадаптации , обусловленное хроническими заболеванниями или паталогическими состояниями , резко ограничевающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы , в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним , помощи или надзоре» .
Определение инвалидности детям до 16 лет в Республике Беларусь производит Медико-реабилитационная экспертная комиссия в соответствии с разделом 3 «Определение инвалидности детям» Инструкции по определению инвалидности (1993 год). В соответствии с законодательством с 1.08.1999 г. в зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка ) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья. Их четыре (степени):
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем , которые , несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых );
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого)
существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности . Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка , его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни , к их интеграции в общество .
проблемы / барьеры , с которыми стал-кивается семья с ребенком –инвалидом и сам ребенок в нашей стране :
- социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов от родителей и опекунов ;
- при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо расподается , либо усиленно опекает ребенка , не давая ему развиваться ;
- ведется слабая профессиональная подготовка таких детей ;
- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.) , что приводит к изоляции инвалида ;
- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовер-шенство законодательной базы в отношении детей с огра-ниченными возможностями) ;
- сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа “инвалид - бесполезный” и т.п. ) ;
- отсутствие информационного центра и сети комплекс-ных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики .
Итак, «Наличие барьеров между инвалидами и общест-вом обусловлено тем , что больное общество стремится к тому, чтобы , откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу . Семья, являясь частью общества, не готова к тому , чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка –инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям . Когда же наступает время прекращения социальных программ , инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя».
уже сложились опре-деленные стандарты , формы и методы работы с детьми-инвалидами .Естественно , в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием , социально - экономическими условиями , психолого - педагогическими традициями , ориентацией на определенные научные подходы . Однако, можно выделить и некоторые общие тенденции , которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям .
Во-первых , это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь ( в том числе и интегрированное обучение ) .
Во-вторых , преймущество воспитания этих детей в семье .
В-третьих , направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение .
В-четвертых , индивидуальный подход к реабилитациии и абилитациии ребенка в каждом конкретном случае .
в большинстве стран идет переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции , если это возможно . Этот переход регулируется законодательством стран . Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей–инвалидов:
1. Учеников с серъезными нарушениями по возможности необ-ходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.
2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе , ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса ( индив-идуальные или в группах ) .
3. Дети с серъезными умственными и физическими недо-статками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками . При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отда-ется возможностям для детей получить образование , а не неудобствам администрации .
4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педогогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированнном обучении и обстоятельств окружающей среды .
5. При организации обучения сознательно планируется само-стоятельность
6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с функциональными навыками , которые соответствуют возрасту ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной среде ( домашний быт , профессиональное обслуживание , транспорт и т.п. ) .
7. Обучение , взаимодействие между людьми должно быть га-рантией того , что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном окружениии .
Деятельность социального работника , в основном , направлена на поддержание необходимого материально - бытового уровня семьи , помощь родителям в оформлении документов на получение денежных пособий , страховых выплат и т.п.. При необходимости он помогает в улучшениии жилищных условий , санитарного состояния жилья , транспортном обслуживании и т.д. .
Институтом развития личности РАО ( Москва ) при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана “Игротерапия”.Она рекомендована для использования психологами , социальными работниками и педагогами в работе с детьми с ограниченными возможностями (3-9 лет ) . Игротеропия применяется для предупреждения и коррек-ции невротических реакций , утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей . Она может быть групповой и индивидуальной , может носить личностный характер (игры с предметами) или личностный характер (игры с людьми) . В игру включаются средства “Арттерапии” . Параллельно с работой с детьми проводятся семенары , консультации с родителями . Таким образом , в рамках Федеральной программы “ Дети России ” на основе русских народных сказок ( “Репка” ,”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны и опробированы в реабилитационном центре “Сломанный цветок” игротерапевтические атракционы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. “ Особенностью разработанных атракционов является активное использования игровых способов общения ребенка с игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны”.
Ведущее место в структуре учреждений здравоохранения занимают лечебно-профилактические учреждения. К ним относятся:
· амбулаторно-поликлинические (амбулатории, городские поликлиники, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты, косметологические лечебницы, центральные районные поликлиники и т.д.);
· больничные (городские больницы, детские больницы, центральные районные больницы, частные лечебницы и т.д.);
· диспансеры (врачебно – физкультурные, кардиологические, кожно – венерологические, наркологические, онкологические, противотуберкулезные, психоневрологические и т.д.);
· учреждения охраны материнства и детства (родильные дома, дома ребенка, ясли, молочные кухни);
· станции скорой и неотложной медицинской помощи и переливания крови;
· санаторно-курортные учреждения (санатории, детские санатории, курортные поликлиники, грязелечебницы, санатории – профилактории).
Перед социальным работником сферы здравоохранения стоят следующие задачи:
1) обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением;
2) оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации;
3) обеспечить связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;
4) оказать поддержку родным и близким в ситуациях трагического исхода болезни клиента.
Таким образом, медико – социальная помощь населению включает не только такие направления деятельности, как первичная медико-санитарная помощь и реабилитация больных хроническими заболеваниями со стойкой утратой трудоспособности, оказание медицинских услуг по уходу за престарелыми, инвалидами, но и решение социально-бытовых, юридических, воспитательных, психологических и ряда других проблем, выполнение которых невозможно без наличия в штате учреждения здравоохранения социальных работников.
Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266–1 «Об образовании», в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в Федеральном законе от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в Федеральном законе от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.[10]
Дети-инвалиды имеют льготы: [11]
– 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая;
– дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);
– детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов;
– дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно;
– дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 – ти лет обеспечиваются жильем вне очереди;
– семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50% (в общественном жилом фонде).
чрезвычайно важны положения закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»[2]. Отмечу только три важные его позиции.
Первая - социальные гарантии. Закон определяет категории, в частности детей-инвалидов, которые находятся и должны находиться на полном государственном обеспечении. В числе этих лиц - дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, глухие и слабослышащие, с аутизмом и некоторые другие. Это положение важно, поскольку в условиях своеобразно понимаемой рыночной реформы постоянно предлагается со всех, с кого можно и с кого нельзя, брать деньги за обучение.
Вторая - выбор модели образования. Известно, что существует три модели организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Модель, условно называемая советской: обучение таких лиц в специальных образовательных учреждениях. Американо-скандинавская: обучение среди детей, не имеющих ограничений по здоровью. Европейская, смешанная модель: развитие одновременно и специальных образовательных учреждений, и интегрированного обучения. В период подготовки закона его разработчики испытывали довольно сильное давление со стороны «маятника» обратно качнувшегося общественного сознания в сторону американо-скандинавской модели. Однако выбрана была европейская, т.е. идти путем реформы, сохраняя существующую в стране и неплохо работающую сеть специальных образовательных учреждений и вместе с тем открывая дорогу интегрированному обучению. Именно поэтому Европейская ассоциация образовательного права дала высокую оценку нашему закону.
Третья - финансирование. Не секрет, что в последние годы многие лица, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывают проблемы с обучением, поскольку специальные школы размещены не во всех субъектах Федерации. Прежде всего, это относится к школам для незрячих и глухих детей. Возникает проблема: как ребенка из региона, в котором отсутствует школа, направить в другой регион. Обычно одни региональные власти требуют денег, другие региональные власти денег платить не хотят, а дети остаются без образования. Разработанный закон решает эту проблему: финансирование школ для детей с нарушениями зрения и слуха будет осуществляться за счет не только регионального, но и федерального бюджета. Тем самым предполагается, что снимется острота проблемы и школе будет практически все равно - из какого региона, своего ли, соседнего, принимать ребенка. Очень жаль, что до сих пор этот закон не вступил в действие.