Цель работы - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся

Критического мышления для формирования

Мыслительной деятельности

младших школьников».

«…всякое размышление есть

результат внутреннего спора, так,

как если бы человек повторял по

отношению к себе те формы и

способы поведения, которые он

применял раньше к другим».

Л.С. Выгодский.

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Однако, анализ психолого- педагогической литературы, изучение массового опыта свидетельствуют о том, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления как средства для формирования мыслительной деятельности учащихся в учебно- воспитательном процессе. Недостаточно изучены педагогические условия формирования мыслительной деятельности младших школьников на основе использования на практике инновационных форм и средств, в частности технологии развития критического мышления.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Все вышеизложенное является актуальным обоснованием темы моей концепции: «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Цель работы - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинутагипотеза: если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:

* умение ставить вопросы;

* умение выделить главное;

* умение делать сравнение;

* умение устанавливать причинно – следственные связи и делать

умозаключения;

* умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

* способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Содержание работы определило следующие задачи:

1. Исследовать вопросы теории критического мышления.

2. Изучить умственное развитие учащихся на первый год обучения в школе проводить диагностику их развития во время обучения в школе 1 ступени.

3. Разработать критерии ожидаемых результатов.

4. Применять приемы и методы технологии развития критического мышления на практике.

5.Вести поиск и разработку необходимых диагностических материалов.

6.Выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности учащихся.

В чем же «инновационность» представленной технологии? Представляется, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня – я пойму».

Технология «Развитие критического мышления» разработана американ-скими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скот-том Уолтером.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выгодского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов.

Опыт показывает, что моделировать урок в той или иной технологии не просто. В данном случае, повышаются трудозатраты учителя при разработке уроков с применением технологии развития критического мышления.

На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На фазе вызова это: рассказ - предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют стратегия «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. «Работа в группах» - прием, когда ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Прием «Инсерт»- прочитать текст и сделать пометки значками- я буду использовать, когда все дети овладеют приёмом чтения. Такие значки дети будут ставить по ходу чтения на полях.( «» - уже знал, «+» - новое для меня, «-» - думал по другому, «?» - не понял, есть вопросы).

На этапе проверки первичного восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа.

На уроках придаю большое значение этапу рефлексии . На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:

• упражнение «От обратного» -- детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……

• упражнение «Синквейн».

• исследование по отдельным вопросам.

(Приложение 1)

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Для оценивания результативности были разработаны критерии:

* развитие логического мышления

* развитие критического мышления

* применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях.

В ходе работы подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики. (Приложение 2)

Эффективность использования технологии развития критического мышления будет исследоваться в учебном процессе совместно с психологической службой школы в конце учебного года (1 класс) и в конце 2 четверти в последующих классах. Будет проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся с использованием методики Замбицявичене Э.Ф. (Приложение3)

Будет изучено:

o умение исключать лишнее;

o словесно – логическое мышление;

o умение обобщать;

o умение анализировать.

Уровень развития мышления в баллах:

высокий- 90 и более баллов;

возрастная норма-70-89 баллов;

приближен к норме- 50-69 баллов;

низкий- 30-49 баллов.

Результаты исследования учащихся сводятся в таблицу:

Уровень развития : Начало года - Конец 1 полугодия - Конец года

Высокий

Норма

Близкий к норме

Низкий

Наряду с данной методикой мною применяется такой метод исследования, как педагогическое наблюдение, а именно включённое наблюдение.

Такой метод предполагает, что учитель сам участвует в процессе, за которым ведёт наблюдение, одновременно не прекращая наблюдать. Я наблюдала за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Такая работа ума развивает следующие качества:

• готовность к планированию;

• наблюдение за собственными действиями;

• поиск компромиссных решений;

• готовность исправлять свои ошибки;

• настойчивость в достижении цели.

Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизненных различных ситуациях. Установка на критическое мышление формирует такие качества у младших школьников.

Результаты исследования, хотя еще пока и незначительные, показывают, что использование технологии развития критического мышления:

* развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;

* формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Методы и приёмы технологии способствуют:

* лучшему запоминанию изученного материала;

* активизируют деятельность учащихся на уроке;

* формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.

Сравнивая обыденное и критическое мышление можно увидеть существенные отличия в развитии мыслительной деятельности учащихся.

Сравнения могут быть представлены в виде таблицы:

Умелое мышление - Обычное мышление

Оценивающее суждение - Гадательное предположение

Взвешенное суждение - Предпочтение

Классификация - Группирование

Допущение - Верование

Логическое формулирование выводов - Формулирование выводов

Понимание принципов - Объединение понятий по ассоциации

Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками.

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройности университетских лекций.

Приложение1

Фазы технологии РКМ

Стадия вызова

Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы.

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка "известной информации":

- рассказ

- предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально - в парах - группах.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе);

- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Приложение 2

Критерии Показатели Параметры Методы отслеживания

Наши рекомендации