Методика педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления
Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе учебы, внеклассной работы в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования).
Наблюдение требует от классного руководителя точной фиксации фактов, объективного педагогического анализа. Однако дело это непростое.
Наблюдение в педагогическом процессе может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для изучения учащегося, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Наблюдение достаточно трудоёмкий метод исследования. Трудности применения наблюдения в качестве метода сбора первичной информации являются следствием его особенностей и делятся на субъективные, связанные с личностью педагога и объективные, не зависящие от него.
Наблюдение – это не простая фиксация фактов, так как ему присущи такие признаки, как опора на какую-то педагогическую цель, планомерность, систематичность, объективность. Наблюдение интересно тем, что исследователь имеет дело с естественным педагогическим процессом и не вносит в него никаких изменений.
Существуют различные классификации наблюдения. В основу классификаций кладут разные основания, и тогда виды наблюдения описываются следующим образом:
– в зависимости от условий наблюдения: в естественных условиях и лабораторные, в искусственно созданных ситуациях;
– в зависимости от наличия или отсутствия четкой программы наблюдения: формализованные и неформализованные;
– в зависимости от участия наблюдателя в наблюдаемых событиях: включенные, участвующие;
– по частоте наблюдения: постоянные, повторные, однократные;
– по объему наблюдения: сплошные, выборочные;
– в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдение.
Выбор типов наблюдения зависит от его конкретных целей и условий.
Чтобы наблюдение было успешным, к нему необходимо тщательно подготовиться. Подготовка состоит из нескольких этапов: выбор объекта наблюдения (что мы будем наблюдать?); постановка целей и задач наблюдения; составление его плана; подготовка документов и оборудования (бланки протоколов, тетрадь наблюдений, диктотофон и т.п.); сбор данных; оформление и анализ результатов; теоретические и практические выводы.
Основным средством наблюдения является квалифицированное протоколирование, причем обычно в протоколе фиксируется содержательная сторона наблюдаемых явлений и/или хронометрия.
Наблюдение – весьма результативный метод педагогического исследования. Однако он страдает существенными недостатками: во-первых, не все явления и процессы доступны наблюдению; во- вторых, наблюдатель зачастую теряет беспристрастность и перестает отделять себя от среды; в-третьих, высока вероятность ошибок в интерпретации полученных фактов и др. Поэтому педагогическое исследование не может опираться только на эмпирический метод наблюдения, но должно использовать и другие методы.
Интерпретация и представление результатов.В работе классного руководителя, самой сложной считается задача интерпретации полученного и обработанного фактического материала. К сожалению, педагоги нередко стараются избегать этап обсуждения фактов и переходят сразу к выводам.
Конечно, хорошо обработанные материалы, упорядоченные и оформленные в таблицы, статистические изображения могут служить базой для выводов. Из поля его зрения обсуждающих не должны выпадать ценные характеристики фактического материала, которые невидимы, то есть визуально не просматриваются, но существенно влияют на выводы.
Основная цель интерпретации — выявление и фиксирование комплекса характеристик обработанного материала, на основе которых открывается возможность обнаружить и объяснить основные тенденции и сформулировать выводы.
Отметим, что важнейшим условием объективного истолкования обработанных данных выступает квалификация педагога: его эрудиция, способность к ассоциативным мыслительным действиям. Естественно, что, чем квалифицированнее в той области, где ведется поиск, тем основательнее обсуждение и богаче его результаты.
Большую роль при анализе данных играет владение некоторыми специальными способами представления полученных данных в наглядной — краткой и схематизированной — форме.
Табличный способ изображения данных позволяет представить качественные и количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).
Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами (столбцами), имеющими какие-либо функционально-логические связи. В результате в матрице обнаруживается наличие или отсутствие связи между различными факторам педагогического процесса.
Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение выборки, а по оси “Y” — значение, порядок признака, частота события.
Композиция графика – это сочетание всех его элементов. График должен привлекать внимание, обеспечивая в то же время легкость его прочтения и усвоения. Немаловажной задачей композиции графика является художественная и эстетическая сторона его оформления.
Гистограмма представляет собой разновидность графика, в котором по оси “Y” откладываются частотные (интервальные) значения какой-либо группировки, в результате чего график становится “ступенчатым”.
Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник, сектор, цилиндр, пузырьки и др.).
Графы — особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек (вершин), соединенных отрезками (ребрами). Вершины графа могут обозначать различные компоненты педагогического процесса, параметры, факторы, а ребра — отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты.
Вышеперечисленные методы, возможно, использовать как при создании диагностических методик, предназначенных для определения степени эффективности психолого-педагогических воздействий, так и для анализа индивидуальных характеристик структуры и содержания интерпретации невербального поведения.
Особенности планирования работы с семьей в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
«Семья — важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Соловьев Н. Я., 1977). Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества.
Функции, структура семьи и взаимоотношения в семье подробно раскрыты в параграфе 2.2. Родители хотят видеть своего ребенка хорошим и счастливым человеком. Добиться этого можно лишь в том случае, если воспитательные усилия родителей будут совпадать с усилиями педагогов. Характер этого сотрудничества должен отвечать определенным требованиям. Прежде всего, это: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение убеждать, владеть словом; тактичность, деликатность, уверенность в себе; умение общаться с родительской аудиторией.
- Права родителей:
- - Избирать и быть избранными в совет школы.
- - Вносить предложения на рассмотрение совета школы.
- -Посещать отдельные уроки и мероприятия по согласованию с учителями, классным руководителем и администрацией.
- -Принимать участие в оценке деятельности педагогического коллектива работающего в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
- -Обращаться с предложениями по улучшению педагогического процесса в классе и школе.
- -Защищать права своего ребенка и честь семьи.
- -Обращаться к психологу, администрации или в конфликтную комиссию по спорным вопросам, в проблемной ситуации.
- -Выбирать профиль обучения ребенка в классах компенсирующего обучения.
- -Ходатайствовать о поощрении отдельных педагогов и учащихся.
- Обязанности родителей:
- -Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.
- -Быть семейным психологом, педагогом и врачом. А для этого посещать занятия в школе и читать литературу.
- -Главное в семье — это уважение друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого члена семьи.
- -Заниматься воспитанием ребенка с особенностями развития постоянно, а не от случая к случаю.
- -Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспитание — это не отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.
- Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации.
- -Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда уже большие.
- -Воспитывать в детях самостоятельность при наличии любых диагнозов.
- -Не подходить к ребенку, если нет своих принципов и убеждения в том, что ты ему не навредишь. Направлять ребенка, давать ему советы, но считаться с мнением ребенка.
Планирование работы с семьей в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. Таблица № 13
Направления деятельности | Формы и методы работы | Срок проведения |
1.Изучение семей учащихся |
| сентябрь в течение учебного года |
2.Педагогическое просвещение родителей |
| в течение учебного года |
3.Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества | 1. Привлечение родителей к участию в классных и школьных акциях . 2. Оказание помощи в организации и проведении: - праздника «Наши бабушки, наши дедушки»; -дней именинника; -новогоднего огонька; - фотовыставок. 3. Участие в мероприятиях: - праздник «Лучшая мама» - встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой»; - конкурсная программа «Что умеют наши папы» - спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!» 4. Привлечение родителей: - к ремонтным работам в классной комнате; - к озеленению кабинета. 5. День открытых дверей (посещение уроков родителями) | 1 раз в четверть в теч. года 1 раз в месяц |
4.Педагогическое руководство деятельностью родит. комитета | 1. Выборы родительского комитета 2. Помощь в планировании и организации деятельности родительского комитета. | сентябрь |
5. Индивидуальная работа с родителями | 1. Индивидуальные беседы с родителями. 2. Индивидуальные поручения. 3. Посещение семей | по необходимости |
6. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся | 1. Работа с родительскими дневниками. 2. Направление родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных писем и пр. | Систематически по необходимости |
Представления и ожидания, связанные с развитием ребенка, восприятие самого ребенка составляют основу “родительских установок” и являются источником для воспитательных стратегий. В процессе работы повышается родительская компетенция, родители “особых” детей постепенно берут на себя не только поддерживающие и закрепляющие, но и самостоятельно развивающие функции развивающего взаимодействия с ребенком.
Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
Контрольные вопросы и задания
1. Изучите и проанализируйте педагогическую работу по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей в процессе педагогической практики (на примере конкретной школы).
2. Разработайте план коррекционно-профилактической работы с ребенком по устранению адаптационных нарушений (на психолого-педагогическом уровне).
3. Что такое дезадаптированное поведение?
4. Дайте характеристику типов нарушения поведения.
5. В чем заключается взаимосвязь школы и семьи с детьми имеющими проблемы в развитии и поведении?
Литература
Основная литература:
Баскаков, А.Я. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов./А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. – 2-е изд., испр. – К.: МАУП, 2004. – 212 с.
Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие/Г.Х. Валеев.- Стерлитамак, 2002. – 134 с.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие/ Под. ред. М.И. Рожкова.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Воликова, Т. В. Учитель и семья. – М., 1987.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология.- М., 1991.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя - М.: Вако, 2003 – 194 с.
Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпритация./ Загвязинский В.И. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993 – 158 с.
Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/Под ред. Г.Ф. Кумариной.- М., 2003.
Кушнер, Ю.З.Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
Подласый, И.П. Педагогика начальной школы.- М., 2000.
Матвеева, О.А., Львова, Е.А. Групповые коррекционно-развивающие работы с детьми 6-12 лет по проблемам школьной дезадаптации// Практический психолог.- М., 1997, № 6.
Щуркова, Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников.- М.: Педагогическое общество России, 2002 – 162 с.
Дополнительная литература:
Андреева, Т. В. Семейная психология — СПб.: Речь, 2004.
Гейко, В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.
Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива. - М., 1984.
Леонтьева, В. Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В. Б.Леонтьева.- Минск: МОИПК и ПРР и СО, 2001.
Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
Ткачева, В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
Строгова, Н.А., Магарычева, Е.А. “Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59 с.
Словарь терминов
Воспитание -деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Закон об образовании Р.Ф.);
Национальный воспитательный идеалэто высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника:
Первый — Закон "Об образовании". В ст. 14, п. 1—2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования: самоопределение личности, создание условий для ее самореализации; укрепление и совершенствование правового государства; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — "человек государственный, слуга царю и отечеству".
Духовно-нравственное развитие личности это процесс социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России -педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Духовно-нравственное воспитание – процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Показателями его могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания учащихся, реакция на педагогическое воздействие, богатство духовных запросов. (Т.И. Петраковой).
Духовно-нравственное воспитание – процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). (В.П. Сергеевой).
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Важнейшие национальные задачи:
· приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности,
· повышение качества его жизни, труда и творчества,
· укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности,
· развитие национальной культуры.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
· в соответствии с национальным приоритетом;
· исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
· согласно Конституции Российской Федерации;
· согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»