Использование икт в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса
Опубликовано 09.04.2012 - 21:04 - Ладыгина Ольга Тимофеевна
21 марта 2012 года проходил конкурс среди дошкольных образовательных учреждений нашего города Котельнича "Мои инновации в образовании". На конкурсе я представила свой опыт работы по теме "Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса" и заняла 1 место.
Скачать:
- ispolzovanie_ikt_v_rabote_pedagoga_s_celyu_povysheniya_kachestva_vospitatelno.doc - 67 КБ
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса
Ладыгина Ольга Тимофеевна, воспитатель МБДОУ детского сада № 7 «Калинка»
1 слайд.
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.
В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее я буду говорить сокращённо ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование. Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога.
2 слайд.
Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи:
- Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.
- Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
- Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
3 слайд.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Для повышения своего профессионального мастерства я прошла обучение на курсах по ИКТ в 2009 году. Подключение к Интернет-сети позволило мне поделится собственным опытом работы, перенимать передовой опыт коллег России и зарубежья. Я получила так же возможность создать библиотеку электронных ресурсов: мультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности (это и сценарии НОД, подборка демонстрационного материала по математике, развитию речи и другим образовательным областям).
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе. Очень жаль, что на рабочем месте воспитателя нет персонального компьютера, что существенно облегчило бы работу каждого из нас.
Сеть Интернет предоставляет мне возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях. Например, в этом году я подала заявку на участие в дистанционном семинаре на сайте «Педагогическая планета». В будущем планирую участие в вебсеминаре. Являясь активной участницей форума социальной сети работников дошкольного образования, принимала участие в обсуждении вопросов по темам: «Взаимодействие с родителями», «Проблемы внедрения ФГТ в ДОУ» и другие.
Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень моей ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников дошкольного образования», на портале «О детстве», на «MAAAM.ru». На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения, портфолио. Очень быстро я нашла единомышленников в профессиональной сфере общения по моим интересам. На сайте я общаюсь с коллегами, узнаю их точку зрения, высказываю своё мнение, получаю консультацию специалистов. В данное время в моём блоге в рубрике «Мои достижения» выложены результаты моих воспитанников и моего труда, в разделе «Мои публикации» - личные методические разработки по НОД, по работе с родителями, материалы по теме самообразования. На портале «MAAAM.ru» создан сайт моей группы.
4 слайд.
Я, являясь членом творческой группы педагогов нашего детского сада, принимала участие в электронных конкурсах профессионального мастерства. Так во Всероссийском конкурсе инноваций «Качественное образование – будущее нации» («Кнопочка») наша работа получила золотую медаль и национальную премию «Элита Российского образования». Во всероссийском заочном конкурсе «Призвание-воспитатель» наша творческая группа награждена Дипломом Лауреата. В настоящее время, конспект образовательной деятельности (для детей и родителей) получил заслуженную оценку на Фестивале педагогических идей «Открытый урок» и будет опубликован в сборнике тезисов Фестиваля. Благодаря мини-сайту на «MAAAM.ru», ежемесячно участвую в конкурсе «Лучший конспект занятия для детей в ДОУ». На всероссийском конкурсе проектов «Семья – основа государства» я разместила свой проект по использованию инновационных форм и методов в работе с родителями. Участие в таких конкурсах способствует развитию моего творческого потенциала, коммуникативных способностей и стремлению к повышению моей педагогической компетентности.
5 слайд.
Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты, диски, дискеты.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
6 слайд.
Одним из показателей успешности педагога и качественности его образовательной деятельности являются и достижения его воспитанников. Так мои дети, являются активными участниками интернет-конкурсов:
- Всероссийские конкурсы рисунков, организуемые системой добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ»: 2009-2010 уч.год: «Каникулы», 2010-2011 уч.год: «Моя Родина – 2011», «Паучок и червячок», 2011-2012 уч.год: «Снова Осень», «Куда спешат красные машины», «Граница», «Приключения инопланетян в России», «Корней Чуковский».
- Дистанционная олимпиада «Знаток-дошколёнок», где дети вместе с родителями смогли реально оценить свои знания через тестирование. 50% детей прошли во второй отборочный тур.
- Участие в областном конкурсе «Экономь тепло и свет – это главный всем совет» (сертификат участника).
Родителям очень интересно зайти в интернет и среди участников конкурса увидеть фамилию своего ребёнка и получить сертификат участника не просто, а всероссийского конкурса. Все достижения детей заносятся в личное портфолио.
7 слайд.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях. Мои родители на групповых собраниях с удовольствием познакомились с презентациями на темы «Наша родословная. Семья Вычужаниных», «Моё портфолио. Арсений Заусов», «Наши дочки и сыночки» и т.д.
В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Для них я оформила прекрасный родительский уголок, материалы к которому нашла всё на тех же сайтах в сети Интернет. Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей. Кроме этого, с моего сайта родители имеют возможность выйти на сайт нашей группы «Ёлочка». Для того, чтобы помочь родителям в проведении совместного досуга с детьми я выложила стихи для детей, раскраски, лабиринты на внимание. Какие преимущества получают родители от группового сайта?
- Во-первых, имеют возможность следить за жизнью группы.
- Во-вторых, получить информацию о том, что нового узнают их дети в течение текущей недели. Такая информация будет интересна и для тех, кто пропустил дни посещения детского сада.
- В-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, могут получить от них необходимую консультацию.
А дома вместе с ребёнком всегда интересно заглянуть на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях.
Используя ИКТ в работе с родителями, я поняла, что оно даёт большие преимущества:
- Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;
- Информация изучается родителями в удобное для них время;
- Возрастают потоки информации;
- Индивидуальный подход в подаче информации;
Наличие сайта группы, электронных и печатных на бумажных носителях материалов дало возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделало их активными участниками в жизни нашей группы.
8 слайд.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:
- Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
- Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
- Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.
9 слайд.
Как и у всех в моей работе тоже есть свои камни преткновения.
- Недостаточна материально-техническая база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был персональный компьютер, в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т.д.
- Недостаточный уровень ИКТ-компетентности родителей
Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой глядим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе:
- Активное участие в вебсеминарах и интернет - конференциях.
- Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
- Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса
- Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки
- 100 % включение родителей в жизнь группы с помощью информации через использование ИКТ
10 слайд.
А сейчас я предлагаю вам самим стать участниками нашей с вами совместной деятельности с использованием ИКТ. По требованиям СанПиНа, после работы с экраном необходимо провести физкультминутку для глаз. Сядьте прямо, расслабьтесь, следите глазами за действием на экране, не поворачивая головы.
11 слайд.
Было приятно с вами поработать. Приглашаю всех к сотрудничеству. Данный электронный адрес моего сайта всегда поможет вам связаться со мной.
Кузнецова Е.А.,
заведующая МДОУ «Детский сад № 15»
Проект
«Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»
Данный Проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства на современном этапе развития дошкольного образования.
«…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов…»
Дмитрий Медведев (Заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2009 года)
Цели проекта
1. Повышение эффективности и качества управления
2. Повышение эффективности и качества обучения
3.
Задачи проекта:
1. Создать единое информационное пространство ДОУ.
2. Подготовить кадры к эффективному использованию в управленческом, воспитательно-образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий.
3. Предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам.
4. Интегрировать, внедрить информационные и коммуникационные технологии в процессы управления, воспитания и обучения.
5. Эффективно использовать педагогический потенциал.
6. Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.
Участники реализации Проекта:
1. Дети
2. Сотрудники
3. Родители
РИСКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ
1.Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами | Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков) |
2.Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов. | 1.Повышение квалификации работающих педагогов через мини-курсы в учреждениях, где работают педагоги; проведение мастер-классов, обмена опытом среди педагогов учреждений города. 2. Направление на повышение квалификации. 3. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов. |
3. Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций. | Проявление интереса к проблеме всех участников образовательного процесса (поддержка органа государственно-общественного управления, родителей, членов коллектива, высокий уровень осознания значимости, актуальности направления работы) Высокий уровень управления ДОУ, показателей воспитательно-образовательного процесса. 3. Освещение деятельности ДОУ в СМИ. 4. Открытость деятельности ДОУ. |
Этапы реализации проекта
Этапы | Задачи | Ожидаемый результат |
I этап Подготовительный Август-октябрь 2011 года | Проведение проблемного анализа. Создание единого информационного пространства ДОУ. Определение уровня знаний педагогов в области ИКТ-компетентности. 4.Создание условий для повышения квалификации сотрудников ДОУ по информатизации. | Составление проекта «Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе ДОУ». Создание единого информационного пространства ДОУ. Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ. |
II этап Реализация Ноябрь 2011года – апрель 2013 года | Создание условий для повышения квалификации сотрудников ДОУ по информатизации. Согласование деятельности всех участников проекта. 2. Внедрение ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения в ДОУ. | Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса. Интеграция информационных и коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания и обучения через: совершенствование работы по разработке электронной педагогической диагностики использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической диагностики, воспитательно-образовательном процессе. |
III этап Результативность проекта Май 2013 года | Проведение мониторинга результатов проекта | 1. Создание творческого отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; помещение материалов на сайт ДОУ. 2. Повышение эффективности процесса управления, воспитания и обучения через высокие показатели ИКТ- компетенции педагогов; используемое программное обеспечение; индивидуализацию процесса обучения; повышение интереса детей к обучению и воспитанию с использованием информационных ресурсов. |
Ожидаемый результат
1. Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.
2. Повышение эффективности процесса управления ДОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ДОУ.
3. Повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через:
- используемое программное обеспечение;
- индивидуализацию процесса обучения;
- повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения)
Методическая разработка (младшая группа) по теме: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПЛАНИРОВАНИЮ
Опубликовано 17.03.2012 - 21:03 - Жаак Марина Геннадьевна