Примерное распределение тем по неделям
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Примерное тематическое планирование
Специально организованной
и нерегламентированной деятельности детей:
Вторая младшая группа
Практический материал
Часть 1
Витебск
2015
ББК 74.104
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»
Автор-составитель:
О.В.Остапюк, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
Рецензенты:
Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,
В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа: методико-практический материал. В 3 ч. Ч.1 – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2015. – 67 с.
В данном пособии представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности во 2-й младшей группе.
Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.
ББК 74.104
Введение
Планирование — научно обоснованная организация педагогического процесса учреждения дошкольного образования, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Грамотно составленные модели образовательного процесса в учреждении служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи повышения качества образования. Обязательным локальным документом воспитателя дошкольного образования является план педагога по организации образовательного процесса.Единых правил ведения этого документа нет, он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Форма плана образовательной работы педагога обсуждается коллегиально на педагогическом совете и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
- выделение целей и программных задач планирования на определенный период работы, с учетом требований учебной программы дошкольного образования;
- четкое определение результатов работы;
- выбор оптимальных путей, средств, методов для достижения планируемого результата.
План образовательной работы с воспитанниками – документ, по которому работают два воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Как бы ни был оформлен план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- основываться на принципах: целостности и системности, развивающего образования, тематического построения образовательного процесса, интеграции образовательных областей;
- обеспечивать единство развивающих, обучающих и воспитательных задач образования воспитанников;
- обеспечивать соответствие содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
Алгоритм составления плана может быть следующим:
- выделение из учебной программы дошкольного образования и формулирование педагогической цели недели, задач развития детей;
- отбор содержания (из разных образовательных областей);
- отбор методов и приемов работы с детьми, в т.ч. индивидуальной;
- практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
- анализ реализации плана работы воспитателя за неделю.
Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Ему необходимо уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Однако не всегда педагогу удается грамотно спланировать свою деятельность в силу отсутствия педагогического опыта, дошкольного образования и др. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей второй младшей группы разработано с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам планирования. За основу взята структура планирования Жихар О.П., методиста высшей квалификационной категории отдела инновационных технологий в дошкольном образовании ГУО «Академии последипломного образования», описанная в статье «Основные подходы к примерному планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования» (Пралеска. – 2013. – №7). Данный вариант написания плана образовательной работы с детьми 2-й младшей группы наполнен содержанием, которое разработано творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности учреждений дошкольного образования Витебской области под руководством Остапюк О.В., методиста отдела дошкольного и начального образования ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования» в соответствии с тематикой, предложенной ИРО, и учебной программой дошкольного образования.
Деление предложенных нами тем по месяцам условно. В зависимости от интересов детей, условий дошкольного учреждения, сезонных изменений в природе педагоги могут переносить темы или разрабатывать другие темы, соответствующие учебной программе дошкольного образования. В начале каждой темы определена цель недели. В специально организованной деятельности с воспитанниками представлен ряд занятий по отдельным образовательным областям, в том числе интегрированные; определены типы и темы занятий, программные задачи в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Вид занятия (занятие-игра, занятие-сказка, занятие-загадка, занятие-вопрос, занятие-наблюдение, занятие-опыт и др.) педагог определяет самостоятельно, по своему усмотрению. В графе «Методы, приемы, игры, упражнения» представлен примерный алгоритм проведения занятия. В графе «Дополнения» подобран дидактический, демонстрационный и раздаточный материалы, а также тексты загадок, стихотворений, физкультминуток, пальчиковых игр и т.д.
Примерное планирование нерегламентированной деятельности включает виды детской деятельности: общение, игровая деятельность, познавательная практическая деятельность, художественная деятельность, трудовая деятельность. Во всех разделах представлены разнообразные формы работы с детьми по теме недели, определены цели. Из предложенных форм работы можно использовать не все, а выбирать наиболее подходящие для своей группы. Также в нерегламентированной деятельности целесообразно использовать другие темы, необходимые для предварительной работы или требующие повторения. Раздел «Игровая деятельность» представлен играми, решающими задачи темы недели. Данный раздел можно дополнять другими видами игр по другой тематике в зависимости от интересов детей, условий группы.
Использование практического материала позволит воспитателям дошкольного образования освоить систему планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников, будет способствовать разностороннему развитию детей дошкольного возраста, повысит качество образовательного процесса.
Автор-составитель выражает благодарность педагогам учреждений дошкольного образования:
№ 11, 26, 27, 32, 92 Железнодорожного района г.Витебска;
№ 17, 98, 99 Октябрьского района г.Витебска;
№ 2, 52, 88, 93, 95, 96, 106, 110, 111 Первомайского района г.Витебска;
№ 2, 20, 23, 33, 35 г.Новополоцка;
№ 33, 34, 38, 39, 41, 42, 43 г.Орши;
№ 3, 7, 8, 12, 28, 31 г.Полоцка, принявших активное участие в разработке примерного тематического планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности детей 2 младшей группы.
Примерное распределение тем по неделям
Вторая младшая группа
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ |
Наш детский сад | Домашние животные и их детеныши | Рукотворный мир: игрушки |
Растения: строение, жизненные формы | Рукотворный мир: одежда и обувь | Человек: строение, рост и развитие, потребности |
Осень. Сезонные изменения в природе | Обитатели живого уголка (растения, рыбы, птицы, животные) | Рукотворный мир: посуда |
Труд взрослых (помощник воспитателя, дворник и др.) | Наше здоровье (личная гигиена, самообслуживание, предметы гигиены) | Продукты питания. Труд повара |
ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ |
Зима. Сезонные изменения в природе | Каникулы | Безопасность жизнедеятельности |
Птицы: отличительные признаки, строение, потребности | Мой город (поселок, село) | Рукотворный мир: мебель |
Я и мир вокруг меня (социальное поведение, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) | Культура питания | Транспорт. Труд водителя |
Зимние забавы. Новый год | Дикие животные и их детеныши | Животные и растения ближайшего окружения |
МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ |
Моя семья | Улица. Дорога. Светофор | Рукотворный мир: предметы быта, бытовая техника |
Неживая природа (вода, воздух) | Свойства и качества материалов (дерево, стекло, ткань, бумага) | Неживая природа (песок, глина, камни) |
Весна. Сезонные изменения в природе | Насекомые: отличительные признаки, строение, потребности | Растения: отличительные признаки, потребности |
Каникулы | Здоровье. Труд врача | Мое настроение (радость, печаль, спокойное состояние и т.д.) |
Примерное тематическое планирование