Биографический метод в психологии
Биографический метод занимает важное место в структуре психологического знания. Изучение биографий позволяет понять человека как целостность во взаимосвязи различных аспектов, увидеть его в процессе развития. Кроме того, в психологии биографии выступают как ценный материал, раскрывающий тайны душевного мира человека.
В структуре психологического знания выделяются различные группы методов психологии: организационные, обрабатывающие, эмпирические, интерпретационные. Биографический метод (наряду с наблюдением, экспериментом) относится к эмпирическим методам, основная направленность которых является сбор информации. В биографическом исследовании осуществляется накопление сведений о личности на основе наблюдения и самонаблюдения (69).
Начало биографическому методу положила работа Д. Тидемана «Наблюдение над развитием душевных способностей у ребенка», опубликованная в 1787 году. В 1910 году выходит в свет работа З.Фрейда «Леонардо да Винчи», которая является первой психоаналитической биографией. В психоанализе значительное место уделялось изучению периода раннего детства, анализировалось влияние различных психологических конфликтов, психотравматических ситуаций, впечатлений раннего детства на последующую жизнь.
Биографический метод в психологии становится популярным после цикла исследований, выполненных Шарлоттой Бюлер. В своей работе «Жизненный путь как психологическая проблема» (1933) она на основе обширных исследований сформулировала основные этапы жизненного пути, предложила методы анализа биографического материала, способы обработки полученной информации.
В изучении биографии она выделяет три аспекта:
· внешний, объективный ход событий жизни;
· история творческой деятельности человека;
· возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.
Ш.Бюлер отмечает комплексный характер биографического исследования. В практической деятельности биограф использует три вида источников:
· сам испытуемый – данные, полученные от него, опираясь на его способности к самонаблюдению;
· окружающие – знакомые, сотрудники, соседи и др.;
· источники в узком смысле слова, то есть вещественные и письменные свидетельства о жизненном пути, о среде развития, о внутреннем мире, а также продукты творчества(48).
В России интерес к биографическому методу возникает в начале двадцатого столетия. Биографические исследования проводили отечественные психологи Н.А. Рыбников, М.М. Рубинштейн, И.М. Соловьев.
Н.А. Рыбников является пионером в изучении биографического метода в нашей стране. Многие его работы, написанные в двадцатые годы прошлого века, не утратили своей актуальности. Метод «синтетического изучения душевной жизни» необходим для психолога, по мнению Н.А. Рыбникова, так как позволяет понять человеческую личность как единое целое, выявить причины отношения между живыми, реальными фактами душевного мира в их естественном проявлении. Наконец, изучение биографий позволяет психологу заглянуть в тайники души, недоступные опытному наблюдению (71,72).
Рыбников Н.А. выделяет 3 типа биографий, с которыми работает психолог:
· простое сведение всех имеющихся биографических источников. Эти сведения могут отличаться по степени полноты, истинности;
· материал располагается психологом в определенной последовательности;
· биография, созданная на основе объединения и синтеза материалов по определенному плану, сознательно и бессознательно, пользуясь схемой (72).
Таким образом, Рыбников Н.А. акцентирует внимание в основном на качественном аспекте работы психолога с биографическим материалом.
Рубинштейн М.М. акцентировал внимание на использовании биографических методов (автобиографические анкеты, дневники) в изучении проблем юношеского возраста.
Егорова М.С. выделяет три разновидности биографического метода, позволяющие решить различные задачи психологических исследований индивидуальности:
а) ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности на основе сведений, подчеркнутых из документальных источников (писем, дневников, воспоминаний). Ретроспективное воссоздание жизненного пути способствует пониманию целостности личности, но в процессе работы возможны проблемы в описании жизни, низкая достоверность некоторых сведений о жизни;
б) длительные лонгиттюдные исследования, представляющие экспериментальные данные для биографического анализа. В рамках этого подхода ключевой является проблема интеграции разнообразных экспериментальных данных, создания целостного образа жизненного пути человека;
в) каузометрический анализ, позволяющий установить связи между различными событиями жизни на основании событийных оценок испытуемого. Каузометрический анализ позволяет получить субъективную картину жизненного пути человека, биографию основных событий его жизни и их взаимосвязь. В основе каузометрического анализа лежат представления о том, что несовпадение психологического и хронометрического возраста человека, субъективная оценка связанности друг с другом оценок прошлого и будущего, а также значимости ожидаемых жизненных событий определяет системообразующие свойства личности (32).
В 60-е годы Ананьев Б.Г. уделил специальное внимание биографическому методу в связи с разработкой теории индивидуальности. Он определил биографический метод как собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т.д. ). Он выделяет два вида генетического подхода к развитию человека, и соответственно, две исследовательские стратегии: онтогенетика, направленная на изучение онтогенеза, эволюции индивида и генетическая персоналитика – исследование жизненного пути человека(2,3).
Идеи Б.Г. Ананьева нашли дальнейшее развитие в работах Н.А. Логиновой, которая защитила диссертацию «Биографический метод в психологии и в смежных науках (1975). В диссертационном исследовании представлен содержательный исторический анализ биографического метода, его особенности в других областях (истории, социологии, литературоведении, психологии). В диссертационной работе содержится обобщенное описание биографических источников, включающие следующие группы: свидетельство человека о себе и своей биографии; продукты деятельности и произведения; биографические свидетельства из окружения, находящегося в официальных и неофициальных отношениях с данным субъектом.
К источникам биографического метода она относит: автобиографии, интервью (биографическая беседа), дневники, письма, воспоминания, продукты деятельности (курсовые работы, рефераты и т.д.), свидетельские показания, официальные биографические документы.
Также Н.А.Логиновой были предложены методики биографической психодиагностики («Круг общения», «События», «Впечатления»), позволяющие определить историю общения личности, прояснить структуру индивидуальной жизни, актуализировать значимый жизненный опыт и индивидуальную реакцию на обстоятельства развития.
На основе проведенного исследования Н.А. Логинова отмечает характерные черты особенности биографического метода:
1) исторический метод – т.к. объект – жизненный путь личности – историчен по своей природе;
2) генетический метод – т.к. прослеживается индивидуальное развитие на длительных отрезках времени и призван для того, чтобы установить генетические связи между фазами жизни:
3) жизненность – факты жизненного пути нельзя воспроизвести в лабораторных условиях, их можно только реконструировать;
4) синтетичность – стремление к многостороннему и целостному охвату жизни человека во множестве факторов, определяющих ее течение и направленность;
5) интимность – освещаются не только объективные аспекты жизни, но и внутренние переживания и мысли, которые обычно скрыты от окружающих (45,46,47).
Итак, мы видим, что в основе лежат различные подходы в изучении человеческой жизни на основе продуктов деятельности, конкретных эмпирических срезов развития отдельных сторон, на основе осознания связи, существующей между событиями своей жизни.
В любом случае этот подход ориентирован на создание целостного образа человека и его жизни (биографии) и связан с потребностью в интегральном и многоаспектном основании биографии, которая открывает возможность для более полного обзора различных точек зрения и качественной интерпретации.