Понятие, формы, виды и основные принципы социального обслуживания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальное обслуживание (помощь) –определенная деятельность социальных служб по оказанию медицинских, психолого-педагогических, социально-бытовых, материальной помощи и правовых услуг, проведению социальной адаптации, социальной поддержке, реабилитации граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Понятие «социальное обслуживание граждан» законодательно закреплено в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепляет понятие «социальное обслуживание населения»: «социальное обслуживание граждан (социальное обслуживание) –это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам»[45]. Статья 20 этого же закона выделяет следующие виды социальных услуг, которые учитывают индивидуальные потребности получателя таких услуг:

- социально-медицинские услуги. Эти услуги направлены на сохранение и поддержание здоровья детей с помощью оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии здоровья, содействия в организации ухода. На региональном уровне могут приниматься отдельные меры, направленные на то, чтобы нуждающиеся граждане получали необходимые им медикаменты;

- социально-бытовые услуги. Такие услуги направленны на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

- социально-педагогические услуги. Такие услуги направлены на формирование у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, позитивных интересов (и в сфере досуга), профилактику отклонений в развитии и поведении, организовывают их досуг, оказывают помощь семьям в воспитании их детей;

- социально-психологические услуги. Они предусматривают оказание анонимной психологической помощи с помощью телефона доверия, также оказание помощи в виде коррекции психологического состояния детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для их адаптации в общественной среде;

- услуги для повышения коммуникативного потенциала. Эти услуги предоставляются в том числе для детей-инвалидов и детям, которые имеют ограничения жизнедеятельности. Обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации, оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности;

- социально-правовые услуги. Направлены на защиту законных интересов и прав детей, то есть оказание помощи, в том числе бесплатной в получении юридических услуг;

- социально-трудовые услуги. Направлены на решение проблем, которые связаны с трудовой адаптацией детей, в том числе оказание помощи в трудоустройстве. Также сюда входит организация помощи в получении образования и (или) квалификации инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями;

- срочные социальные услуги. При этом статья 21 характеризует срочные социальные, указывая, что они включают в себя:

- обеспечение обувью, одеждой, предметами первой необходимости;

- обеспечение бесплатным наборами продуктов или горячим питанием;

- обеспечение экстренной психологической помощи, привлечение к такой работе священнослужителей, психологов;

- получение юридической помощи для защиты законных интересов и прав детей;

- получение временного жилого помещения гражданами;

- иные срочные социальные услуги.

Основанием для предоставления таких срочных социальных услуг является заявление либо получение от образовательных, медицинских или других организаций, которые не входят в систему социального обслуживания, информации о том, что граждане нуждаются в предоставлении таких срочных соцуслуг. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждает предоставление срочных социальных услуг. Акт о получении услуг подтверждается подписью получателя социальной услуги.

Статья 22 Федерального закона предусматривает, что при необходимости опекунам, попечителям, родителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей оказывается содействие в предоставлении психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, медицинской, которые не относятся к социальным услугам (социальное сопровождение). В первую очередь консультативную помощь оказывают органы опеки и попечительства, которыми являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Социальное сопровождение семей с детьми, в том числе полных, неполных семей, семей с родными и приемными детьми, в которых дети являются усыновленными (удочеренными), взятыми под опеку, попечительство, по договору о приемной семье (патронате) предусматривается в этой статье. Традиционно в российском семейном законодательстве понятие «сопровождение» связывается с принятием детей на воспитание в семьи. Сопровождение в этом случае осуществляют органы опеки и попечительства. Представляется, что именно путем тесного сотрудничества органов опеки и попечительства и организаций социального обслуживания станет возможным создание механизма эффективного социального сопровождения семей. Заметим, что социальное сопровождение семей с детьми в данном случае отличается от того сопровождения, которое ведут органы опеки и попечительства, как большим объемом оказываемых услуг (заметим, что даже возможный объем этих услуг является, по сути, неограниченным), так и большим охватом семей.

Социальным сопровождением в Москве, к примеру, охватываются не только семьи с детьми (семьи с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами), но также и многие другие категории нуждающихся:

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети-инвалиды;

- беспризорные дети; несовершеннолетние, подвергшиеся насилию, воспитанники детских государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в указанных учреждениях;

- лица, подвергшиеся насилию;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- взрослые недееспособные инвалиды с умственной отсталостью и психическими заболеваниями, не требующими лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, и некоторые другие категории граждан.

В Санкт-Петербурге практиковалось оказание социального содействия детям с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают детские сады и школы.

Вопросы, связанные с отдельными аспектами социального сопровождения в его современном понимании, содержатся в муниципальных и региональных программах.

Как видим, появление отдельной статьи, посвященной социальному сопровождению, на наш взгляд, стало новшеством для федерального законодательства. При этом наименование статьи, по сути, содержит определение рассматриваемого понятия, которое имеет собирательный характер и включает в себя оказание разных видов помощи.

Статья 4 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ указывает на основы социального обслуживания: уважении достоинства личности, не допускает унижения достоинства и чести человека, соблюдении прав человека, носит гуманный характер[46]. Также статья закрепляет основные принципы социального обслуживания, а также принципы, вытекающие из них:

- адресность предоставления социальных услуг;

- доступность. Свободный, равный доступ граждан вне зависимости от расы, возраста, национальности, языка, их пола, места жительства, происхождения, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям;

- добровольность;

- гуманность;

- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателя соцуслуг;

-достаточность материально-технических, финансовых, информационных и кадровых ресурсов у поставщиков соцуслуг, достаточность количества поставщиков соцуслуг;

- конфиденциальность;

- сохранение пребывания гражданина в привычной для него и благоприятной среде;

- профилактическая направленность;

- приоритетность. Предоставление услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации приоритетно.

Социальное обслуживание при этом характеризуется тем, что предоставляется социальная услуга в неденежной (натуральной) форме.

Статья 19 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ предусматривает формы социального обслуживания:

- социальное обслуживание на дому;

- социальное обслуживание в полустационарной форме. Такое обслуживание предоставляется в определенное время суток;

- социальное обслуживание в стационарной форме. Такие услуги предоставляются при временном (на срок по программе) либо постоянном, либо в неделю (пятидневном) круглосуточном проживании. То есть граждане проживают в организации социального обслуживания[47].

Социальные услуги в стационарной либо полустационарной формах обеспечивают:

- возможность для самостоятельного передвижения в организации социального обслуживания;

- доступное размещение носителей информации или его оборудования;

- возможность сопровождения. Так как граждане не всегда самостоятельны в обращении, то получатель социальной услуги имеет право на сопровождение, в том числе при пользовании такими услугами в организации обслуживания;

- дублирование любой информации иной графической или текстовой информацией, световыми сигналами, в том числе допуск собак-проводников и тифлосурдопереводчика, и сурдопереводчика;

- иные виды посторонней помощи.

При этом социальное обслуживание детей- это обособленный и самостоятельный вид социального обслуживания. Его особенность определяется особенностями контингента, в котором оно используется, так как данный вид обслуживает детей, их здоровье, инвалидов и больных детей. Социальное обслуживание детей-сирот, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, соответствуют видам социального обслуживания, предусмотренных для всех граждан. Но присутствуют специфические виды социального обслуживания, которые предназначены исключительно для детей. Поэтому Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.1.1996 г. № 159-ФЗ отдельно выделяет категории детей, которые имеют дополнительные гарантии по социальному обслуживанию:

- дети-сироты;

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет);

- обучающиеся, которые потеряли в период своего обучения единственного родителя или обоих[48].

При этом Федеральный закон предоставляет дополнительные гарантии для реализации прав на:

- медицинское обслуживание: предоставляются путевки в санаторно-курортные учреждения, в оздоровительные лагеря при наличии медицинских показаний, а также полностью оплачивается проезд в обе стороны, проведение медицинских осмотров, бесплатная высокотехнологичная медицинская и медицинская помощи (в муниципальной и государственной системах здравоохранения);

- образование. Гарантия на образование представляет собой наибольший объем дополнительных гарантий. При этом зачисление лиц на период их обучения по программам высшего образования или среднего профессионального (по очной форме) на полное государственное обеспечение- главная гарантия. Также предусмотрено получение ежегодного пособия на приобретение письменных принадлежностей и учебной литературы в размере трехмесячной стипендии, государственной социальной стипендии, 100% заработной платы, начисленной в период производственной практики и производственного обучения;

- труд. Высвобождаемым детям, оставшимся без попечения родителей (лицам из числа указанных детей и детям-сиротам), работодатели, при ликвидацией, сокращением штата или численности в такой организации обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение, в том числе с последующим их трудоустройством в другой или данной организации. Если же указанные лица зарегистрированы в органах Центра занятости в качестве безработных, ищут работу впервые, то им выплачивается пособие по безработице;

- жилое помещение и имущество. Детям, оставшимся без попечения родителей (лицам из числа указанных детей и детям-сиротам), достигшим 18 лет, предоставляется однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма. Срок действия такого договора найма - пять лет. По истечении пяти лет может быть заключен договор социального найма.

Статья 31 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ предусматривает социальные услуги, которые предоставляются гражданам бесплатно:

- несовершеннолетние дети вне зависимости от категории таких детей;

- лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- иные категории[49].

Статья 32 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ предусматривает определение размера платы за предоставление социальных услуг: «если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода»[50]. Оплата производится в полном объеме или частично.

На наш взгляд социальные услуги обусловливаются социальным статусом их потребителя, местом его проживания, возможностями и способностями самообслуживания, семейными, материальными и многими иными обстоятельствами. Особо важно применение срочных услуг для детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации. Такие услуги имеют разовый характер, оказывают неотложную экстренную психологическую помощь, консультации детям-сиротам, детей, оставшихся без попечения родителей.

На наш взгляд, необходимо детально остановиться на изучении форм социального обслуживания детей. Когда ребенок признан по закону социальным сиротой, потом есть пути его устройства в дальнейшем. Действующее российское законодательство во главе с международной Конвенцией прав ребенка провозглашают безусловный приоритет детей в семье. В статье 123 Семейного кодекса России дети, которые остались без попечения родителей, подлежат передаче в семью для дальнейшего его воспитания, если такой возможности нет, то дети передаются в учреждения всех типов для таких детей. Эта же статья дает широкие полномочия субъектам Российской Федерации в создании различных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Предполагается, что защита прав, выявление, учет, избрание форм устройства таких детей, которые остались без попечения родителей по любым причинам, контроль за условиями их воспитания, содержания, образования возлагается на органы опеки и попечительства, которыми в субъектах являются органы местного самоуправления. Орган опеки и попечительства определяют, какая форма устройства подходит для конкретного ребенка, что определяется во многом его правовым и социальным статусом. Усыновить можно ребенка, например, про родителей которого (единственного родителя) известно точно, что они неизвестны, умерли, признаны судом недееспособными, лишены родительских прав, по неуважительным причинам не проживают более шести месяцев со своим ребенком, дали согласие на его усыновление. К примеру, если ничто из вышеперечисленного не относится к родителям такого ребенка, его нельзя усыновить, только можно поместить под попечительство (опеку) до тех пор, пока статус ребенка не определится.

То есть существующие формы нашей страна устройства детей-сирот можно разделить на категории:

- семейные;

- государственно-общественные;

- государственные.

При этом государственно-общественные формы порой называют альтернативными формами устройства детей, так как в них сочетаются опекунские обязанности государства с элементами семейного воспитания.

Итак, существует несколько форм устройства детей, которые остались без попечения родителей:

- опека (попечительство);

- усыновление (удочерение);

- приемная семья;

- патронатная семья;

- семейно-воспитательная группа;

- учреждения (детские дома, школы-интернаты, дома ребенка, санаторные детские дома (организованы для детей, которые нуждаются в длительном лечении), специальные детские дома, школы-интернаты (создаются для детей с отклонениями в развитии).

При этом существует другая классификация в зависимости от организации социального обслуживания детей, выделяют две основные их формы:

- традиционная форма. Где дети социально обслуживаются в социальных учреждениях, которые специально созданных для этого. Обучение и содержание воспитанников в таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения. В такие учреждения принимают детей, отобранных у родителей по решению суда, детей-сирот, детей, у которых родители лишены родительских прав либо осуждены, либо признаны недееспособными, либо находятся на длительном лечении.

В России дома ребенка - медицинские учреждения, которые созданы для предоставления и воспитания медицинской помощи детям, которые лишены попечения родителей, детям с психическими и физическими нарушениями. Дома ребенка в России бывают двух типов: общего, специализированного. Дома специализированные могут располагаться как в отдельном здании, так и занимать часть дома общего типа, принимают детей с различными нарушениями до 4 лет, а дома общего типа принимают детей до 3 лет. Дети поступают в дома ребенка в случаях:

- дети, от которых отказались родители либо их бросили. Отказ в основном происходит в роддоме;

- родители принимают решение о помещении ребенка в дом ребенка для лечения или диагностики, если ребенок страдает тяжелым заболеванием, в том числе врожденным.

Из дома ребенка детей либо возвращают родителям, либо передают на усыновление, устраивают под опеку или в приемную семью, либо переводят в детский дом или интернат по достижении ими возраста 3 лет.

Школы-интернаты или детские дома предназначен для детей в возрасте от 3 до 18 лет, служат для временного размещения детей (до 1 года) перемещенных лиц, из неполных семей, детей беженцев, безработных, детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий либо не имеют определенного места жительства. Родные сестры и братья не разлучаются.

По нашему мнению, в отличие от других учреждений детские дома: не предоставляют детям образования, так как дети регулярно посещают близлежащие школы, это обеспечивает минимальное общение детдомовских детей с окружающим их миром, при этом такие дома являются менее крупными по размеру, чем другие подобные им учреждения.

Иващенко Г.М. пишет, что в детских приютах состав детей неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение[51]. Но все они - дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщены к алкоголю, наркотическим средствам и ранним половым связям, встречаются среди них жертвы сексуального, физического, психического насилия. Приюты создаются и задуманы как полифункциональные учреждения, которые дают обездоленному ребенку не просто еду, кров, тепло, но и снимают психическое напряжение, защищают его права, помогают его социальное возрождение, компенсируют или восстанавливают отсутствие опыта семейной жизни;

- семейная форма. Осуществляется для отдельных категорий таких детей. Усыновление (удочерение) ребенка —акт государства, при котором возникают такие же права и обязанности, как между родителями и их детьми. Усыновленные дети утрачивают любые связи с их биологическими родителями. Усыновление –судебная процедура, которая регламентируется детально Семейным Кодексом РФ. Приступая к работе по усыновлению, по мнению Холостовой Е.И., социальный работник должен получить полную информацию о социологической и психологический готовности ребенка к усыновлению, усыновляется ли он законным путем, дали ли кровные родители отказ от ребенка, при международном усыновлении- согласие принимающей стороны на въезд ребенка, присутствие системы наблюдения за процедурой усыновления[52]. Иванова Н.П. указывает, что уделяется большое внимание при усыновлении личности усыновителей, их подготовке, изучение социального, психологического, физического, экономического состояния, культурный уровень, выявляются желания усыновления, желание сосредоточиться на нуждах ребенка[53].

Известно, что опекунство и попечительство устанавливается: над детьми в возрасте до 14 лет - опекунство, после 14-летнего возраста и до 18 лет - попечительство. Опекун при этом –это юридический представитель ребенка. Опека-это как бы предшествует усыновлению. Опека может иметь предварительной, вступает в законную силу незамедлительно, имеет временные ограничения. При этом биологические родители не теряют возможности восстановить свои права через суд, отсутствует сохранение тайны происхождения ребенка. Сегодня опека не является приоритетной формой устройства ребенка в семью. Опекуны и попечители могут получать государственную материальную помощь, если их подопечный проживает совместно с ними. Ребенок не лишается статуса сироты, может пользоваться всеми государством льготами, сохраняет его фамилия, имя, отчество. В отличие от усыновления, опеку проще оформить. Обычно опекун- один человек, ему предоставляется один ребенок либо сиблинги (кровные сестры и братья).

Приемная семья (детский дом семейного типа) – это обычная семья, которая приняла на воспитание от 5 и более детей. Детским домам семейного типа выделяют транспорт, землю, жилье для организации фермерских и подсобных хозяйств. При этом дети обретают вторую семью, а граждане, которые желают воспитывать сирот, получают зарплату и пособие для воспитанников детских домов, работу, зачитывающуюся в трудовой стаж. Органы опеки и попечительства обязаны следить за материальным благополучием таких семей, осуществляют контроль за выполнением их обязанностей по образованию, обеспечению, воспитанию детей.

На наш взгляд, детские деревни- гуманная, личностно-ориентированная форма учреждения для детей-сирот. Воспитание осуществляется в группе из 5 - 8 детей, которой руководит одинокая женщина («мать»). В семье культивируются привязанность в семье, родственные отношения. Каждая семья имеет общее хозяйство или «очаг». Их дома очень прекрасно оборудованы, очень уютные. Такие условия оказывают сильное реабилитационное воздействие на таких детей. После школы, дети, в свободное время, помогают на кухне и по хозяйству с удовольствием.

Таким образом, стоит отметить, что законы субъектов России предусматривают и иные формы устройства детей, которые будут отвечать их социальной функции. В наши дни в разных регионах России вводятся инновационные формы устройства детей, такие как приходские детские дома, детские деревни «SOS», патронатные семьи, активно развивается при этом такая форма реабилитации ребенка, как семейно-воспитательная группа.

Выводы по первой главе

В современной России реальную картину сиротства определить, к сожалению, очень сложно. Так как каждый год в нашей стране происходит разные политические и экономические изменения. Поэтому у современного общества нет уверенности в завтрашнем дне. Такая негативная стабильность сказывается на уровне жизни граждан: низкая заработная плата, многие россияне ищут работу не по своей специальности, выделяют таких людей, которые начинают вести асоциальный образ жизни, так как не хотят решать свои проблемы, присутствует недостаточное количество рабочих мест на рынке труда.

Эти негативные факторы в нашей стране приводят к росту количества сирот, потому что полноценное развитие личности ребёнка требует родительского внимания и вложения в него огромного количества средств. Многие родители в России не занимаются и не хотят заниматься воспитанием своих детей каждый и по своим личным причинам. В целом, можно выделить основные причины сиротства, объединяя их в группы: причины халатного отношения родителей к детям; причины материального характера; вынужденные причины (миграция, смерть двух или одного родителей).

Необходимо также изучить проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые испытывают эта категория детей на протяжении всей своей жизни. Главенствующая проблема- это социализация ребёнка в обществе. Те дети, которые воспитывались в учреждениях закрытого типа, сложно находят себе друзей, ограничены в общении. Можно предположить, что им трудно доверять людям, так как однажды их уже предали их родители. Такие дети замкнуты, повышено уязвимы. Помимо проблем социального характера дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты имеют проблемы психологического и медицинского характера, которые влияют на их жизнь в целом.

Что касается нормативно-правового регулирования социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, то, к сожалению, в нашей стране, многие положения действующего законодательства не всегда выполняются органами исполнительной власти, которые ответственны за решение многих проблем сиротства, в том числе за материальную составляющую детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом многих экономических и финансовых проблем сложности с предоставлением элементарного социального обслуживания, в том числе жилья, таким категориям граждан имеют тенденцию к увиливанию. Необходимо вести правовое образование граждан, в том числе разъяснять права лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот в случае недопущения нарушения их прав. В случае нарушения таких прав возможно обращение прокуратура с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего ребенка с требованием к органам местного самоуправления или к органам исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения.

Что касается форм социального обслуживания, то общепризнанный международный опыт единогласно сходятся во мнении, что государственные учреждения не учат психологической готовности каждого ребёнка к преодолению жизненных трудностей, не способны решить проблему адаптации в современном социуме, не удовлетворяет потребности ребенка в заботе и родительском тепле. Как правило, выпускники таких детских учреждений не подготовлены к жизни вне коллектива. Поэтому оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является только воспитание в семье.

В итоге, при охарактеризовании форм устройства детей, оставшихся без родителей, можно сделать вывод о том, что, несмотря на разнообразие в наши дни имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин трудностей адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Человечеству необходимо помнить, что каждый ребёнок, который потерял своих родителей, нуждается как никто другой в особой защите со стороны взрослых. По отношению к таким детям российскому обществу и государству необходимо взять на себя заботу об их воспитании и развитии, предоставить детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, защиту общества и государства.

[1] Долбиева Е.С. Сущность понятия сиротства // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Проблемы современности. Ульяновск, 2013. № 1. С. 717.

[2] Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Н. Ю. Шведова. М.: Русский язык, 2009. 924 с.

[3] Колков В.В. Словарь-справочник социального работника / В.В. Колков, А.М. Панов, Т.В. Шеляг. М.: Наука, 2015. 782 с.

[4] Бим-Бад Б.М. Педагогический терминологический словарь // Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких. СПб: Российская национальная библиотека, 2016. 472 с.

[5] Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ // Российская газета. 1996. № 185. 52 с.

[6] Волков Д.В. Проблемы социального сиротства в современной России / Д.В. Волков, Г.М. Погорелова // Социальное и пенсионное право. СПб, 2007, № 1. С. 155–163.

[7] Тюгашев Е.А. Семьеведение: учебное пособие / Е.А. Тюгашев. Новосибирск: СибУПК, 2016. 194 с.

[8] Там же. С. 127.

[9] Боулби Д. Привязанность. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. 16 с.

[10] Лотман М.Ю. Статьи по типологии культуры: материалы к курсу теории литературы. Тарту: Тартуский государственный университет, 2013. 45 с.

[11] Калачева И.И. Словарь социального педагога и социального работника / И.И. Калачева. Минск: Белорусская энциклопедия, 2013. 139 с.

[12] Соломатина Г.Н. Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье. М.: Владос, 2013. 120 с.

[13] Васильев А.В. Социальное сиротство как явление современного российского общества. Уфа: Правовые проблемы современности, 2007. 113 с.

[14] Скаткова Н.В. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н.В. Скаткова, С.Н. Манькова // Проблемы детей. Москва, 2012. № 3. С. 17-20.

[15] Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Защита детства в Российской Федерации // Справочник социального педагога-психолога / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. С. 193 – 197.

[16] Скаткова Н.В. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н.В. Скаткова, С.Н. Манькова // Проблемы детей. Москва, 2012. № 3. С. 17-20.

[17] Скаткова Н.В. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н.В. Скаткова, С.Н. Манькова // Проблемы детей. Москва, 2012. № 3. С. 17-20.

[18] Павлова Н.А. Работа Детского дома № 19 г. Москвы как уполномоченной службы органов опеки и попечительства. М.: БФРГТЗ СЛОВО, 2011. 145 с.

[19] Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. М.: Владос, 2015. 245 с.

[20] Декларация от 10.12.1948 г. «Всеобщая Декларация прав человека» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VIII. М., 1948. С. 27 - 31.

[21] Международный Пакт от 16.12.1966 г. «О гражданских и политических правах» // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 2016. С. 99 - 102.

[22] Декларация от 30.09.1990 г. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 2016. С. 7 - 33.

[23] Конвенция от 20.11.1989 г. « О правах ребенка» // // www.konsultantplus.ru

[24] Конвенция от 25.01.1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VIII. М., 2014. С. 27 - 31.

[25] Декларация от 30.09.1990 г. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 2006. С. 510 - 524.

[26] Сусликов В.Н., Шкилева Н.Л. О правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Право. М.: Юрист, 2011. С. 21-24.

[27] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 185. 53 с.

[28] Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 22. 31 с.

[29] Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 № 44-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 2001. № 15. 166 с.

[30] Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ // Российская газета. 1996. № 185. 52 с.

[31] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 49. 91 с.

[32] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 49. 91 с.

[33] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181- ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1995 . № 32. 42 с.

[34] Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 31. 38 с.

[35] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Российская газета. 1995. № 247. 49 с.

[36] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2014 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 211. 213 с.

[37]Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» от 31.12.2009 № 1203 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 17. 43 с.

[38] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» от 27.09.2006 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 1. 121 с.

[39] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 49. 91 с.

[40] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 185. 53 с.

[41] Федеральный закон ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 17. 43 с.

[42] Курманов Э.Р. Комментарий к Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442- ФЗ / Э.Р. Курманова, Ю.В. Белянинова, О.А. Гурина. М.: Юристъ, 2014. 748 с.

[43] Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ // Российская газета. 1996. № 185. 52 с.

[44] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 52. 121 с.

[45] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 49. 91 с.

[46] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 49. 91 с.

[47] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 49. 91 с.

[48] Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ // Российская газета. 1996. № 185. 52 с.

[49] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 49. 91 с.

[50] Там же. С. 45.

[51] Иващенко Г. М. О новых тенденциях в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / Г. М. Иващенко // Работник социальной службы. 2013. № 1. С. 56–70.

[52] Холостова Е. И. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками: учеб. пособие / Е.И. Холостова. М.: Дашков и Кº, 2014. 593 с.

[53] Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. М.: Дом, 2013. 17 с.

Наши рекомендации