Надзорное производство

Надзорное производство — регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесении протеста в порядке надзора, проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.

Производство в надзорной инстанции — самостоятельная стадия УП. Оно возникает, когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исправлена в кассационном порядке.

Сущность и значение пересмотра приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается, прежде всего, в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Суды надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых судами как первой, так и других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационным производством.

Таким образом, надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности и справедливости, нарушенных не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.

Вместе с тем, следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются в течение одного года по вступлении их в законную силу.

Исключительность данной стадии состоит в том, что: 1) предметом проверки являются вступившие в законную силу судебные решения; 2) надзорное производство может состояться только при наличии протеста суда или прокурора; 3) поводом для проверки в порядке надзора может послужить любая информация о незаконном судебном решении по делу; 4) подача жалобы, заявления не влечет за собой обязательного рассмотрения дела в надзорной инстанции; 5) для проверки обвинительных решений, ухудшивших положение осужденного, не установлены никакие сроки.

-Отличительные черты стадии надзорного производства от кассационного производства.

Разница между данными стадиями состоит, прежде всего, в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебные решения, которые, возможно, уже обращены к исполнению либо даже частично или полностью исполнены.

Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей).

И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц судебных или прокурорских органов.

-Порядок возбуждения надзорного производства.

Сведения о том, что вступившие в законную силу приговор, определение, постановление являются незаконным или необоснованным, могут быть получены от осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей. Кроме того, с просьбами о принесении протеста могут обращаться любые граждане, учреждения и организации. Судебная ошибка может быть обнаружена и непосредственно при проверке деятельности нижестоящих судебных органов вышестоящими. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее подачи.

Протесты в порядке надзора вправе приносить:

1) Председатель Верховного Суда РБ, Генеральный прокурор, их заместители — на приговоры, определения и постановления любого суда РБ, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда;

2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции — на приговоры, определения и постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке;

3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор и их заместители в пределах своей компетенции — на приговоры, определения, постановления межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать до начала судебного заседания, в котором он подлежит рассмотрению.

Указанные лица вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста. Право истребования уголовных дел из районных (городских), межгарнизонных военных судов принадлежит также районным (городским) и приравненным к ним прокурорам, которые в необходимых случаях вносят вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в порядке надзора.

Если указанные должностные лица (судебные и прокурорские) усмотрят, что приговор, определение или постановление суда по истребованному уголовному делу являются незаконными или необоснованными, они приносят протест и направляют дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию. Если же в деле не было обнаружено оснований для принесения протеста, то должностное лицо сообщает об этом заявителю с указанием мотивов его возврата. В данном случае истребованное дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано.

Для общего развития:

Субъекты уголовного процесса – это государственные органы, должностные лица, а также иные лица, граждане, которые наделены процессуальными правами и обязанностями и выполняют определенную роль в процессе, в зависимости от осуществляемых функций и процессуального положения.

С учетом целей, участия субъектов в уголовном процессе, направления их деятельности, отношения к результатам производства по делу можно выделить следующие III группы субъектов:

I. Государственные органы, должностные лица, осуществляющие производство по уголовным делам: суд (судья), прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель.

II. Лица, имеющие лично-правовой и гражданско-правовой интерес в процессе: подозреваемый, обвиняемый, потерпевший гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, защитник, законный представитель обвиняемого.

III. Лица, содействующие государственным органам в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности: свидетель, переводчик, эксперт, специалист, понятой.

Рассмотрим каждую из этих групп.

Ст. 31 УПК Республики Беларусь гласит: суд, являясь органом судебной власти, осуществляет правосудие по уголовным делам и обеспечивает их правильное и законное разрешение.

Суду принадлежит исключительное право именем государства признать лицо виновным в преступлении, а также подвергнуть его уголовному наказанию.

Судья – это должностное лицо, осуществляющее правосудие от имени государства. Судьи всех уровней и органов в Республике Беларусь назначаются на должность и освобождаются от нее Указом Президента Республики Беларусь.

Суд может действовать единолично или коллегиально (ст. 113 Конституции Республики Беларусь). Судья единолично разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства, с исполнением приговора; рассматривает уголовные дела о преступлениях, за которые максимальное наказание не превышает наказание 10 лет лишения свободы.

Коллегиально, в составе судьи и двух народных заседателей рассматриваются уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а также дела о преступлениях, по которым уголовным законом предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы.

В Республике Беларусь имеются: суды первой инстанции – районные суды, кассационной инстанции – областные и Минский городской суд, суды надзорной инстанции – президиумы областных, Минского городского и Верховного судов.

Прокурор – должностное лицо, которое в пределах своей компетенции осуществляет от имени государства уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в суде (ст. 34 УПК Республики Беларусь).

Прокурор независим и подчиняется только закону. Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Указом Президента Республики Беларусь, прокуроры областей и города Минска, районные прокуроры и прокуроры всех других рангов, следователи прокуратуры назначаются и увольняются приказами Генерального прокурора Республики Беларусь.

Прокурор в уголовном процессе осуществляет надзор за исполнением законов органами, производящими дознание и предварительное следствие, администрациями мест содержания задержанных и арестованных, а также уголовное преследование.

В стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования прокурор обладает широкими властными полномочиями – проверяет материалы о преступлениях, возбуждает уголовные дела, отказывает в возбуждении дел, поручает расследование дел следователю, участвует в расследовании дел лично, производит отдельные следственные действия, дает органам расследования обязательные указания, санкционирует обыски, аресты, выемку; отменяет незаконные постановления следователя и органа дознания о возбуждении дела, об отказе в возбуждении дела, о прекращении и приостановлении предварительного расследования; возвращает дела на дополнительное расследование следователю, дознавателю из-за неполноты расследования, направляет уголовные дела в суд после окончания расследования.

При судебном разбирательстве прокурор выступает в качестве государственного обвинителя: он оглашает постановление о привлечении в качестве обвиняемого, допрашивает обвиняемого, принимает участие в исследовании доказательств, дает заключение по возникшим во время судебного разбирательства вопросам, заявляет отводы и ходатайства, высказывает суду свое мнение по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении обвиняемого.

Прокурор обязан опротестовывать как не вступивший, так и вступивший в законную силу приговор, если считает его незаконным и необоснованным.

Участвуя в рассмотрении дел в стадиях кассационного и надзорного производства, прокурор обосновывает принесенный им протест и высказывает мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений.

В стадии исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, а также участвует при разрешении судьями вопросов, возникающих в связи с исполнением приговора.

Следователь– центральная фигура в расследовании дел, должностное лицо, назначенное в установленном законом порядке и осуществляющее расследование дел и раскрытие преступлений. По действующему законодательству предварительное следствие производится следователями прокуратуры, Комитета государственной безопасности, органов Министерства внутренних дел, финансовых расследований. К их компетенции относится расследование сложных и представляющих большую общественную опасность дел (ст. 182 УПК Республики Беларусь).

Следователь является процессуально самостоятельным субъектом уголовного процесса. Он возбуждает уголовные дела, проводит следственные действия – допросы, осмотры, очные ставки, опознание, задержание, предъявление обвинения и т.д. Направляет дела прокурору для передачи в суд, выносит постановление о прекращении дела. Все эти действия следователь выполняет самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора.

Полномочия следователя изложены в ст. 36 УПК Республики Беларусь. Указания следователю по делам могут давать прокурор и начальник следственного отдела.

Начальник следственного отдела – это должностное лицо, которое организует и контролирует работу следователя. Основное направление деятельности начальника следственного отдела – контроль за своевременностью действий следователя по раскрытию и расследованию преступлений и принятие мер к более полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам. Для выполнения этих задач закон наделяет начальника следственного отдела рядом процессуальных полномочий, изложенных в ст. 35 УПК Республики Беларусь. Он оказывает следователю помощь в расследовании дел, имеет право участвовать в производстве предварительного следствия, давать указания, поручать производство расследования дел нескольким следователям, входить с представлением (ходатайством) к прокурору об отмене незаконных постановлений следователя о прекращении и приостановлении предварительного расследования, давать письменные указания по делам.

В то же время следует отметить, что начальник следственного отдела никакими процессуальными правами в отношении следователей не пользуется и не имеет права вмешиваться в процессуальную деятельность по производству предварительного следствия.

Органы дознания. Дознаватель. Перечень органов дознания изложен в ст. 37 УПК Республики Беларусь. Исходя из этого перечня к числу органов дознания относятся:

органы милиции;

органы государственной безопасности;

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;

органы пограничных войск;

таможенные органы;

органы финансовых расследований;

органы государственного пожарного надзора;

капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;

главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

Компетенция органов дознания (кроме милиции) ограничивается объектами обслуживания, конкретными составами преступления (например, по преступлениям, совершенным на территории СИЗО – дознание проводит начальник учреждения; по делам о пожарах – органы государственного пожарного надзора).

Что касается милиции, то она является основным органом дознания и вправе проводить проверки, расследование, раскрытие по делам о любых преступлениях, совершенных в пределах административно-территориального района.

На органы дознания их должностных лиц возложены обязанности:

– по приему, регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении;

– раскрытию преступлений;

– выполнению в течение 10-ти суток неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно;

– ускоренное производство;

– проводить дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознаватель – должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство. Дознаватель, как и следователь, обязан принять все меры к раскрытию преступления, изобличению виновных, оценке доказательств и решить вопрос о передаче дела прокурору для направления в суд. Дознаватель в отличие от следователя расследует дела по малозначительным преступлениям (п.12 ст. 182 УПК Республики Беларусь). Ряд важнейших процессуальных решений по делу он принимает при утверждении начальника органа дознания.

Подозреваемый – это физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело, либо вынесено постановление о признании подозреваемым, либо постановление о применении меры пресечения (ст. 40 – 41 УПК Республики Беларусь).

Подозреваемый – это кратковременный и не обязательный участник стадии предварительного расследования. Если задержание или мера пресечения до предъявления обвинения к лицу не применялись, подозреваемый в процессе не появляется. В качестве подозреваемого лицо может находиться 72 часа с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден, либо в отношении него избрана мера пресечения и предъявлено обвинение.

Закон наделяет подозреваемого рядом прав на защиту от возникшего подозрения. Он имеет право: на бесплатную консультацию с адвокатом до первого допроса; знать, в чем его подозревают, право на защиту, заявлять ходатайства, давать показания или отказаться от дачи показаний, право уведомлять членов семьи о своем задержании.

Закон также возлагает на подозреваемого ряд обязанностей: являться по вызову, не уклоняться и не препятствовать дознанию и следствию, подчиняться законным требованиям органов уголовного преследования и т.д.

Обвиняемый – это физическое лицо, в отношении которого в установленном законом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 42 – 43 УПК Республики Беларусь).

Факт привлечения лица в качестве обвиняемого вызывает следующие процессуальные последствия. Лицо имеет право знать, в чем он обвиняется, давать показания по предъявленному обвинению или отказаться от дачи показаний; право на бесплатную консультацию адвоката до первого допроса; представлять доказательства; заявлять ходатайства, иметь защитника, участвовать в следственных действиях, знакомиться с материалами уголовного дела; обжаловать в суд меру пресечения; подавать жалобы на действия следователя, прокурора; участвовать в судебном заседании в суде первой инстанции.

Обязанности, которые несет обвиняемый, в значительной мере совпадают с теми обязанностями, которые возложены на подозреваемого, но обязанности обвиняемого распространяются не только на предварительное расследование, но и на рассмотрение дела в суде.

Потерпевший (ст. 49 – 50 УПК Республики Беларусь) – это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, и органом уголовного преследования вынесено постановление о признании лица потерпевшим.

Потерпевшим может быть любое лицо, независимо от возраста, физического или психического состояния.

Если от преступных посягательств на гражданина наступила смерть, то потерпевшими могут быть признаны его близкие родственники (п.4 ст. 49 УПК Республики Беларусь). Гражданин, признанный потерпевшим по делу, имеет право знать сущность обвинения, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства, принимать участие в следственных действиях, знакомиться с материалами уголовного дела после окончания расследования, участвовать в судебном заседании, приносить жалобы на действия следователя, прокурора, суда, на приговор или определение суда.

Права потерпевшего, предусматриваются ст. 50 УПК Республики Беларусь. В случае признания потерпевшего также гражданским истцом (ст. 52 УПК Республики Беларусь), ему предоставляются и права гражданского истца (ст. 53 УПК Республики Беларусь).

Процессуальное положение потерпевшего характеризуется также наличием у него следующих обязанностей: являться по вызову органов, осуществляющих уголовное преследование, подчиняться законным их требованиям, не разглашать данные предварительного расследования, представлять, имеющиеся у него предметы, документы, подвергаться по требованию органов уголовного преследования освидетельствованию, амбулаторной экспертизе и т.д.

Гражданский истец – это физическое или юридическое лицо, понесшее вред от преступления, предъявившее требование о его возмещении, и органом уголовного преследования вынесено постановление о признании его гражданским истцом. Гражданским истцом может быть только лицо, которому преступлением причинен вред непосредственно (не может быть лицо, купившее похищенное имущество). Гражданский истец действует самостоятельно или через представителя. Иск предъявляется к обвиняемому или лицу, несущему материальную ответственность за действия обвиняемого, и рассматривается совместно с уголовным делом.

Гражданский истец вправе представлять доказательства в части иска, заявлять ходатайства, поддерживать иск с момента возбуждения дела и в судебном разбирательстве, знакомиться с материалами дела. Гражданский истец обязан представлять документы, являться по вызову в судебное заседание и на предварительное расследование, давать показания, подчиняться законным требованиям органа уголовного преследования (ст. 52 – 53 УПК Республики Беларусь).

Гражданский ответчик – это физическое или юридическое лицо, на которое в силу закона возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный преступлением, и органом уголовного преследования вынесено постановление о признании его гражданским ответчиком. В качестве гражданского ответчика могут быть привлечены обвиняемый, его родители, опекуны, попечители, другие физические лица, а также организации, предприятия, которые в силу закона несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями обвиняемого.

Гражданский ответчик имеет право возражать против предъявленного иска, заявлять ходатайства, приносить жалобы и т.д. (ст. 54 – 55 УПК Республики Беларусь).

Защитник – это лицо, которое осуществляет защиту прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого и оказывает им юридическую помощь (ст. 44 УПК Республики Беларусь).

В качестве защитника допускаются адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь, либо гражданами других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. По ходатайству обвиняемых определением (постановлением) суда в качестве защитника в суде может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей обвиняемого (ч. 3 ст. 44 УПК Республики Беларусь – допол. 2003 г.).

Основное направление деятельности (процессуальная функция) защитника сформулирована в ст. 48 УПК Республики Беларусь: защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих обвиняемого, подозреваемого, смягчающих их ответственность, оказывать им необходимую юридическую помощь.

Защитник допускается к участию в деле с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении дела, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения.

Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, их представителями, близкими родственниками, а также другими лицами по просьбе обвиняемого, подозреваемого. Органу уголовного преследования запрещено рекомендовать определенного защитника.

Назначение защитника через коллегию адвокатов (юридическую консультацию) по требованию органа, ведущего уголовный процесс, производится:

– по ходатайству подозреваемого, обвиняемого;

– для получения обвиняемым, подозреваемым бесплатной юридической консультации до начала первого допроса в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу;

– когда участие защитника в производстве по делу обязательно.

Отказ обвиняемого, подозреваемого от юридической помощи невозможен при отсутствии средств на оплату.

Закон устанавливает случаи, когда участие защитника на предварительном расследовании или суде является обязательным (ст. 45, 295 УПК Республики Беларусь):

– когда об участии защитника ходатайствует обвиняемый, подозреваемый;

– подозреваемый, обвиняемый являются несовершеннолетними;

– подозреваемый, обвиняемый являются неграмотными, не владеют языком, на котором ведется производство по делу;

– подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

– лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;

– между интересами обвиняемого, подозреваемого имеются противоречия и хотя бы один из них имеет защитника.

Для реализации своих полномочий закон наделяет защитника широким кругом прав, изложенных в ст. 48 УПК Республики Беларусь: знать, в чем обвиняется подзащитный, беспрепятственно общаться с подзащитным наедине без ограничений, присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросах обвиняемого, других следственных действиях с его участием, представлять доказательства, заявлять ходатайства, по окончании расследования дела знакомиться со всеми материалами дела с обвиняемым, участвовать в судебном заседании, подавать жалобы.

Защитник обязан: являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, подчиняться его законным требованиям, не разглашать сведения, которые ему стали известны на предварительном следствии, в судебном заседании.

Представители – группа лиц, представляющие или защищающие интересы других лиц. Обвиняемые, потерпевшие, гражданские истцы и гражданские ответчики могут осуществлять свои полномочия как лично, так и с помощью представителей.

Законом предусматриваются договорное и законное представительство.

Договорное представительство возникает по желанию совершеннолетних потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и осуществляется на основе договора поручения. Интересы физических лиц представляют адвокаты и близкие родственники, а интересы юридических лиц – их штатные сотрудники (юрисконсульты) и адвокаты. Указанные лица признаются представителями, если помимо желания потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика органом, ведущим уголовный процесс, вынесено постановление (определение) о признании их представителями.

Законное представительство (ст. 56 УПК Республики Беларусь) осуществляется в силу прямых указаний закона и имеет цель обеспечить защиту прав и интересов несовершеннолетних обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или этих же лиц, которые в силу полной или частичной утраты дееспособности не в состоянии или затруднены в самостоятельной защите.

Законными представителями указанных лиц могут являться родители, усыновители, опекуны или попечители, в необходимых случаях – органы опеки и попечительства, если органом уголовного преследования вынесено постановление о признании их законными представителями.

Для реализации своих полномочий закон наделяет законных представителей и представителей широким кругом прав, изложенных в ст. 57, 59 УПК Республики Беларусь.

Свидетель – физическое лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны обстоятельства по уголовному делу, вызванное органом уголовного преследования для дачи показания.

Согласно ст. 60 УПК Республики Беларусь свидетель имеет право:

– не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и близких родственников;

– собственноручно записывать свои показания;

– заявлять ходатайства, приносить жалобы на действия органа уголовного преследования;

– заявлять отводы переводчику, участвующему в его допросе;

– получать возмещение расходов.

Свидетель обязан:

– являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс;

– правдиво сообщать все известное по делу;

– не разглашать сведения об обстоятельствах, ставших известными ему по делу. Если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования, то будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 407 УПК Республики Беларусь. За отказ либо уклонение от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний свидетель несет ответственность в соответствии со ст. 401, 402 УК Республики Беларусь.

Переводчик – лицо, не заинтересованное в исходе дела, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода в случаях, когда подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и другие участники процесса не владеют языком, на котором ведется судопроизводство (ст. 63 УПК Республики Беларусь).

Переводчик имеет право отказаться от участия в переводе, если не обладает определенными знаниями, знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал, приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судью.

Переводчик обязан: являться по вызову органа уголовного преследования, утверждать правильность своего перевода подписью, не разглашать сведения об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с переводом. Перед началом следственных действий, в котором участвует переводчик, следователь, судья разъясняют переводчику его обязанности и предупреждают об ответственности за заведомо неправильный перевод по ст. 401 УК Республики Беларусь.

Эксперт – лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле которому поручено по постановлению (определению) органа предварительного расследования, прокурора, судьи (суда) проведение экспертного исследования и дачи заключения (ст. 61 УПК Республики Беларусь).

Эксперт имеет право: знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертиз, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, знакомиться с протоколами процессуального действия, в котором он участвовал, подавать жалобы на действия органа, ведущего процесс, и т.д.

Эксперт обязан давать объективное и обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам, являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, не разглашать сведения об обстоятельствах уголовного дела, ставших ему известными в связи с проведением экспертиз. За дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ, либо уклонение от возложенных на него обязанностей, эксперт несет ответственность по ст. 401, 402 УК Республики Беларусь.

Специалист – незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, вызванное лицом, производящим дознание, следователем, судом для участия и оказания содействия, помощи в проведении следственных действий. Специалист высказывает свое мнение по поставленному вопросу, но не дает заключения. Процессуальные полномочия специалиста изложены в ст. 62 УПК Республики Беларусь, его права и обязанности соответствуют в основном правам и обязанностям эксперта. Понятые – это граждане, привлеченные дознавателем, следователем и прокурором для участия в следственном действии и удостоверения его факта.

Понятыми могут быть только незаинтересованные в деле и совершеннолетние граждане. В производстве следственных действий участвуют не менее двух понятых.

Согласно ст. 64 УПК Республики Беларусь понятой имеет право:

– знать, в проведении какого следственного действия он участвует;

– делать по поводу следственного действия заявления и замечания;

– получать возмещение понесенных им расходов, связанных с участием в производстве следственных действий;

– знакомиться с протоколом и подписывать его;

Понятой обязан:

– являться по вызову органа уголовного преследования, подчиняться его законным требованиям;

– не разглашать сведения об обстоятельствах дела, или иные данные, ставшие ему известными в связи с участием в следственных действиях.

Наши рекомендации