Модели личностно-ориентированного образования
Модель, предложенная И.С. Якиманской. Висследованиях И.С. Якиманской выделены три взаимодополняющие модели личностно-ориентированного образования: социально-педагогическая, предметно-дидактическая и психологическая.
Социально-педагогическая модель реализует социальный заказ общества на личность, которую необходимо образовать. Личность при этом понимается как социокультурный продукт среды и воспитания.
Предметно-дидактическая модель традиционно связана с организацией процесса обучения.
Психологическая модель сводится к признанию различий в познавательных способностях личности, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.
Теоретическая модель личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской. В центре теоретической модели личностно-ориентированного образования стоит развитие и воспитание ребенка как человека культуры. Е.В. Бондаревская, формулируя теоретическую модель личностно-ориентированного образования, предложила следующие характеристики основных положений его парадигмы:
Первое положение касается сущности и назначения личностно-ориентированного образования. Отмечается, что образование является не только процессом овладения знаниями, навыками, но и, прежде всего, процессом становления личности ребенка, обретения им себя, своего образа.
Второе положение определяет отношение к ребенку со стороны педагога. В основу этих отношений положен личностно-гуманный подход, определенный Ш.А. Амонашвили. Суть данного подхода заключается в том, что в процессе воспитания педагог опирается на индивидуальность ребенка, его интересы, способности.
Третье положение определяет человекообразующие функции. Главной человеческой функцией является гуманитарная, суть которой заключается в сохранении и восстановлении телесного и духовного здоровья ребенка. Еще одной из функций является культурообразующая, которая способствует сохранению, передаче и развитию культуры в процессе образования. В качестве следующей функции образования Е.В. Бондаревская называет функцию социализации. Эта функция обеспечивает усвоение индивидуумом социального опыта, что способствует его успешной адаптации в обществе.
Четвертое положение определяет содержание личностно-ориентированного образования, нацеленного на удовлетворение потребностей ребенка, его существование в социуме.
В качестве основных принципов личностно-ориентированного образования автор называет природосообразностъ, личностный подход и кулътуросообразностъ.
Личностно-ориентированная модель, предложенная в «Концепции дошкольного воспитания». Ее основные функции: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность. Взрослые не подгоняют развитие ребенка к заранее известным канонам, а предупреждают возникновение возможных тупиков его личностного развития, координируют свои ожидания и требования, предъявляемые к ребенку. Тем самым они создают максимально благоприятные условия для того, чтобы
обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ребенка. Не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности, не реализация некоего первоначально заданного замысла, а его динамическое проектирование;
способы общения - понимание, признание, принятие личности ребенка, основанное на децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции);
тактика общения - сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявление интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование);
личностная позиция педагога - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).
Анализ современных подходов к личностно-ориентированному образованию позволил выделить следующие положения:
1. Основной целью личностно-ориентированного образования является, во-первых,
создание условий, обеспечивающих развитие личности ребенка, его
интеллектуального и духовного начала, во-вторых, гуманное отношение к нему.
2. Развитие личности не должно носить насильственный характер, а иметь характер
помощи и поддержки со стороны педагога.
3. Личностно-ориентированное образование - это образование, которое:
ориентировано на ребенка как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств ребенка, развития его мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей ребенка, развития его интеллекта, социальных и коммуникативных способностей;
ориентировано на потребность общества в личности, способной к адаптации в новых социальных условиях.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Изд-во
Казанского университета, 1998.
2. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и
перспективы исследования. // Вопросы психологии. - 1986. - № 1.
3. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы. // Педагогика. - М.,
1996.-№ 1.
4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования.
// Педагогика. - М., 1997, № 4.
5. Газман О. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. //
Новые ценности образования. - М., - 1995. - № 3.
6. Петровский В .А. К пониманию личности в психологии. // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.
7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
ктический аспе обучения |
Переориентировка внешнезадаваемы ценностей на развитие существующих |
Ребенок-взрослый |
Организатор собственной деятельности ребенка |
Развитие свойств личности, необходимых для адаптации в социуме |
Формирование базиса личностной культур |
Способы общения |
Занятия малыми группами в игровой форме |
ДемоБрнтгосевкш] |
Контрольное задание по теме:
«Личностно-ориентированное образование детей дошкольного возраста»
1. Какими существенными переменами, произошедшими в последние годы в нашей
стране, обусловлено появление гуманизации образования?
2. Верно ли, что авторитаризм определил содержание новой модели взаимодействия
взрослого и ребенка - личностно-ориентированного?
3. Заполните таблицу основных концепций, теорий и систем личностно-
ориентированного образования.
№ п/п | Концепции, теории, системы | Авторы |
Теория свободного воспитания | ||
? | И.Г. Песталоцци | |
? | Д. Дьюи | |
? | С. Френе | |
Концепция «Свободной общей народной школы» | ? | |
? | А. Нейл | |
Теория развивающего обучения | ? | |
? | Ш.А. Амонашвили | |
Теория самоценности дошкольного детства | ? | |
Концепция дошкольного воспитания | ? |
4. Рассмотрите схему, дополните ее, указав, на чем должна строиться, по мнению Д. Дьюи, образовательная работа:
Система Д. Дьюи
V
5. Какие взаимодополняющие модели личностно-ориентированного образования
выделены в исследованиях И.С. Якиманской?
а)... б)... в)...
6. Сопоставьте данные модели личностно-ориентированного образования с целями
каждой из них:
1) социально-педагогическая,
2) предметно-дидактическая,
3) психологическая.
а) организация процесса обучения,
б) реализация социального заказа
общества на личность,
в) признание различий в
познавательных способностях личности.
7. Что стоит в центре теоретической модели личностно-ориентированного
образования Е.В. Бондаревской?
8. Рассмотрите схему, дополните ее, указав все положения парадигмы личностно-
ориентированного образования по Е.В. Бондаревской:
Теоретическая модель личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской
Человеко-образующие функции
Содержание личностно-ориентированного образования
9. Какие принципы личностно-ориентированного образования названы Е.В. Бондаревской в качестве основных? Выберите верные ответы и отметьте их каким-либо знаком:
а) социокультурный подход,
б) культуросообразность,
в) личностный подход,
г) психологосообразность,
д) природосообразность.
10.
Заполните таблицу, вписав буквы в нужные графы:
Личностно-ориентированная модель в «Концепции дошкольного воспитания» | |||
Цель обучения | Способы общения | Тактика общения | Личностная позиция педагога |
11.
а) понимание ребенка;
б) сотрудничество с ребенком;
в) ребенок - полноправный партнер в условиях сотрудничества;
г) признание ребенка;
д) развитие индивидуальности;
е) формирование начала личности;
ж) динамика стилей общения;
з) обеспечение ребенку чувства психологической защищенности;
и) принятие личности ребенка;
к) признание интересов ребенка;
л) создание ситуаций, требующих от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной активности.
Что, по мнению А. Нейлла, является единственным условием и способом развития личности счастливого человека? Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком:
а) творчество; в) свобода;
б) интеллект; г) игра.