Модели личностно-ориентированного образования

Модель, предложенная И.С. Якиманской. Висследованиях И.С. Якиманской выделены три взаимодополняющие модели личностно-ориентированного образования: социально-педагогическая, предметно-дидактическая и психологическая.

Социально-педагогическая модель реализует социальный заказ общества на личность, которую необходимо образовать. Личность при этом понимается как социокультурный продукт среды и воспитания.

Предметно-дидактическая модель традиционно связана с организацией процесса обучения.

Психологическая модель сводится к признанию различий в познавательных способностях личности, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Теоретическая модель личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской. В центре теоретической модели личностно-ориентированного образования стоит развитие и воспитание ребенка как человека культуры. Е.В. Бондаревская, формулируя теоретическую модель личностно-ориентированного образования, предложила следующие характеристики основных положений его парадигмы:

Первое положение касается сущности и назначения личностно-ориентированного образования. Отмечается, что образование является не только процессом овладения знаниями, навыками, но и, прежде всего, процессом становления личности ребенка, обретения им себя, своего образа.

Второе положение определяет отношение к ребенку со стороны педагога. В основу этих отношений положен личностно-гуманный подход, определенный Ш.А. Амонашвили. Суть данного подхода заключается в том, что в процессе воспитания педагог опирается на индивидуальность ребенка, его интересы, способности.

Третье положение определяет человекообразующие функции. Главной человеческой функцией является гуманитарная, суть которой заключается в сохранении и восстановлении телесного и духовного здоровья ребенка. Еще одной из функций является культурообразующая, которая способствует сохранению, передаче и развитию культуры в процессе образования. В качестве следующей функции образования Е.В. Бондаревская называет функцию социализации. Эта функция обеспечивает усвоение индивидуумом социального опыта, что способствует его успешной адаптации в обществе.

Четвертое положение определяет содержание личностно-ориентированного образования, нацеленного на удовлетворение потребностей ребенка, его существование в социуме.

В качестве основных принципов личностно-ориентированного образования автор называет природосообразностъ, личностный подход и кулътуросообразностъ.

Личностно-ориентированная модель, предложенная в «Концепции дошкольного воспитания». Ее основные функции: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность. Взрослые не подгоняют развитие ребенка к заранее известным канонам, а предупреждают возникновение возможных тупиков его личностного развития, координируют свои ожидания и требования, предъявляемые к ребенку. Тем самым они создают максимально благоприятные условия для того, чтобы

обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ребенка. Не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности, не реализация некоего первоначально заданного замысла, а его динамическое проектирование;

способы общения - понимание, признание, принятие личности ребенка, основанное на децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции);

тактика общения - сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявление интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование);

личностная позиция педагога - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Анализ современных подходов к личностно-ориентированному образованию позволил выделить следующие положения:

1. Основной целью личностно-ориентированного образования является, во-первых,
создание условий, обеспечивающих развитие личности ребенка, его
интеллектуального и духовного начала, во-вторых, гуманное отношение к нему.

2. Развитие личности не должно носить насильственный характер, а иметь характер
помощи и поддержки со стороны педагога.

3. Личностно-ориентированное образование - это образование, которое:

ориентировано на ребенка как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств ребенка, развития его мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей ребенка, развития его интеллекта, социальных и коммуникативных способностей;

ориентировано на потребность общества в личности, способной к адаптации в новых социальных условиях.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Изд-во
Казанского университета, 1998.

2. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и
перспективы исследования. // Вопросы психологии. - 1986. - № 1.

3. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы. // Педагогика. - М.,
1996.-№ 1.

4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования.
// Педагогика. - М., 1997, № 4.

5. Газман О. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. //
Новые ценности образования. - М., - 1995. - № 3.

6. Петровский В .А. К пониманию личности в психологии. // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.

7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.


Модели личностно-ориентированного образования - student2.ru

ктический аспе обучения

Переориентировка внешнезадаваемы ценностей на развитие существующих

Ребенок-взрослый

Организатор собственной деятельности ребенка

Развитие свойств личности, необходимых для адаптации в социуме

Формирование базиса личностной культур

Способы общения

Занятия малыми группами в игровой форме

ДемоБрнтгосевкш]




Контрольное задание по теме:

«Личностно-ориентированное образование детей дошкольного возраста»

1. Какими существенными переменами, произошедшими в последние годы в нашей
стране, обусловлено появление гуманизации образования?

2. Верно ли, что авторитаризм определил содержание новой модели взаимодействия
взрослого и ребенка - личностно-ориентированного?

3. Заполните таблицу основных концепций, теорий и систем личностно-
ориентированного образования.

№ п/п Концепции, теории, системы Авторы
Теория свободного воспитания  
? И.Г. Песталоцци
? Д. Дьюи
? С. Френе
Концепция «Свободной общей народной школы» ?
? А. Нейл
Теория развивающего обучения ?
? Ш.А. Амонашвили
Теория самоценности дошкольного детства ?
Концепция дошкольного воспитания ?

4. Рассмотрите схему, дополните ее, указав, на чем должна строиться, по мнению Д. Дьюи, образовательная работа:

Модели личностно-ориентированного образования - student2.ru Система Д. Дьюи

Модели личностно-ориентированного образования - student2.ru V

Модели личностно-ориентированного образования - student2.ru Модели личностно-ориентированного образования - student2.ru 5. Какие взаимодополняющие модели личностно-ориентированного образования
выделены в исследованиях И.С. Якиманской?

а)... б)... в)...

6. Сопоставьте данные модели личностно-ориентированного образования с целями
каждой из них:

1) социально-педагогическая,

2) предметно-дидактическая,

3) психологическая.

а) организация процесса обучения,

б) реализация социального заказа

общества на личность,

в) признание различий в

познавательных способностях личности.



7. Что стоит в центре теоретической модели личностно-ориентированного
образования Е.В. Бондаревской?

8. Рассмотрите схему, дополните ее, указав все положения парадигмы личностно-
ориентированного образования по Е.В. Бондаревской:



Модели личностно-ориентированного образования - student2.ru Теоретическая модель личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской

       
    Модели личностно-ориентированного образования - student2.ru
 
  Модели личностно-ориентированного образования - student2.ru

Модели личностно-ориентированного образования - student2.ru

Модели личностно-ориентированного образования - student2.ru

Человеко-образующие функции

Содержание личностно-ориентированного образования

9. Какие принципы личностно-ориентированного образования названы Е.В. Бондаревской в качестве основных? Выберите верные ответы и отметьте их каким-либо знаком:

а) социокультурный подход,

б) культуросообразность,

в) личностный подход,

г) психологосообразность,

д) природосообразность.



10.

Заполните таблицу, вписав буквы в нужные графы:


Личностно-ориентированная модель в «Концепции дошкольного воспитания»
Цель обучения Способы общения Тактика общения Личностная позиция педагога
       

11.

а) понимание ребенка;

б) сотрудничество с ребенком;

в) ребенок - полноправный партнер в условиях сотрудничества;

г) признание ребенка;

д) развитие индивидуальности;

е) формирование начала личности;

ж) динамика стилей общения;

з) обеспечение ребенку чувства психологической защищенности;
и) принятие личности ребенка;

к) признание интересов ребенка;

л) создание ситуаций, требующих от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной активности.

Что, по мнению А. Нейлла, является единственным условием и способом развития личности счастливого человека? Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком:

а) творчество; в) свобода;

б) интеллект; г) игра.

Наши рекомендации