Детский коллектив и его воспитательные функции
Понятие «детский коллектив» |
Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением советской теории воспитания. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация, кооперация и т. п. Но и сейчас коллективное воспитание — одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами (как бы их ни называли). За рубежом идея совместной жизнедеятельности детей всегда являлась и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых отношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек — существо социальное, и начиная с малых лет он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.
В то же время задолго до советского времени была осознана воспитательная значимость коллективного, группового взаимодействия. В XVIIIв. идею совместной коллективной жизни реализовывал в детских приютах И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог В.А. Лай уделял большое внимание вопросу о школьных общинах, в которых совместная практическая деятельность воспитанников способствует их социализации. Указания на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в групповом общении, можно обнаружить в русской педагогической литературе второй половины XIXв. Отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пиро-
гов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».
На практике теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в педагогическом опыте школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил СТ. Шацкий. Он на практике доказал возможность эффективной организации школьного коллектива.
Значительный вклад в разработку этой проблемы внес А.С. Макаренко. Прежде всего была принципиально по-новому осмыслена роль коллектива в воспитании детей, который превратился в субъект воспитательного воздействия, влияющий на каждого члена коллектива. По мнению А.С. Макаренко, педагог только на первых порах является полноправным организатором детского коллектива. По мере развития его воспитательных функций, создания органов самоуправления и формирования коллективистских отношений он все больше уходит на задний план. Эти идеи были развиты в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.
Что дает коллектив личности?
— Удовлетворяет потребности личности в общении и само
утверждении;
— является сферой ее жизнедеятельности (человек посто
янно находится в каких-то объединениях, вступая в раз
нообразное взаимодействие и взаимоотношения с други
ми людьми);
— богатый эмоциональный опыт;
— поведенческий опыт, социальная ценность которого
очень значима в последующей жизни человека;
— через общение и взаимодействие с другими создает усло
вия для познания себя, свои достоинства и проблемы;
— предоставляет возможность проявить свою индивиду
альность, самовыразиться, избрав то, что интересно, со
ответствует силам и способностям.
Так что же такое коллектив?
Коллектив — группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выпол-
няемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива. Есть и такое определение коллектива — группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно значимым содержанием просоциальной деятельности. Детский коллектив — детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена. К числу признаков коллектива относятся:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функциони
рования;
4) четкая организационная структура внешних и внутрен
них связей и взаимоотношений;
5) наличие органов координации деятельности (органов са
моуправления);
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные
ориентации (ценностно-ориентационное единство);
7) интеллектуально-моральная атмосфера и благоприят
ный климат;
8) защищенность каждого члена коллектива и чувство эмо
ционального комфорта;
9)сплоченность;
10) коллективная деятельность, единый результат которой
достигается усилиями каждого члена группы;
11) межличностные отношения являются коллективист
скими, т. е. определяются через отношение к общему делу.
В коллективе высокого уровня развития положение личности устойчиво, определенно, поэтому она свободна в своем поведении. Лидером группы является уважаемое большинство или лицо с социально-ценностной ориентацией. Дело воспринимается как личностно значимое для каждого члена или для большинства. Руководитель — наиболее опытный и умелый товарищ, которого группа наделила полномочиями. Отношение к группе открытое, товарищеское, к себе — свободное проявление «Я», инициативность. Коллектив принимается как данность, с ответственной зависимостью, в котором члены объединены дужбой.
Подавление и нивелировка личности происходит в плохо организованных группах, не доросших до уровня коллектива.
В коллективе создаются всесторонние возможности для проявления и развития каждой личности. Функции коллектива:
• Регулятивная— носитель и пропагандист определенных
мировоззренческих, нравственных и социальных установок.
• Организационная— основная форма организации дет
ской жизнедеятельности.
• Консолидационная (объединяющая)— форма объедине
ния, сплочения, кооперации.
• Стимулирующая— побуждение личности к нравственно
ценной деятельности и торможение негативных намерений и
поступков.
• Воспитательная— целенаправленное воздействие на
каждую личность членами коллектива и воспитателем и фор
мирующее взаимодействие.
В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистские, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на их нужды, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива, т. е. эмоциональной атмосферой, отражающей систему межличностных отношений в нем. Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности. Сплоченность детского коллектива — степень его единства, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также практической деятельности.
Типы и структура детских коллективов |
Коллективы по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношенийбыва-
ют первичными и вторичными. Первичные коллективы — это коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив — более сложный по своему составу — состоит из ряда первичных коллективов, разнообразных по характеру деятельности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения, составу (кружки, звенья, ансамбли, студии, отряды, бригады, команды). Примером является общешкольный коллектив. Сущность жизни общешкольного коллектива заключается в активном движении и взаимодействии контактных групп как на межвозрастном, так и на межсодержательном
уровне. А.С. Макаренко при организации воспитательного коллектива заботился о правильном соотношении между первичным (контактным) и общим коллективом. В качестве первичного им был создан разновозрастной отряд,члены которого учились в разных классах, но на производстве работали вместе. Взаимоотношения в таком отряде напоминали отношения между старшими и младшими детьми в нормальной семье. Во главе отряда находился командир, который организовывал определенный участок работы и отвечал за деятельность и поведение всех членов отряда. Величина отряда может колебаться от 10 до 15 человек. Если первичный коллектив составлен из большего числа членов, он слабо подчиняется командиру и тот не в состоянии охватить всех членов отряда. Поэтому класс, охватывающий 25—30 человек, громоздок для управления. Этот недостаток можно преодолеть, разделив его на микроколлективы.
Каждый формирующийся или уже созданный коллектив имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из актива (инициативной группы), различных подвижных микрогрупп и чередующихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности.
По содержанию деятельностиколлективы могут быть учебными, трудовыми, научными, общественно-политическими, художественно-творческими, клубными, спортивными и др.
По заданной функции:производственными, воспитательными (детский и педагогический коллективы учебно-воспитательных учреждений).
По социально фиксированному положению:формальные (юридически фиксированный статус, социально заданная деятельность); неформальные (добровольные объединения по интересам, симпатиям и др.)
По длительности функционирования:постоянные, временные (коллектив летнего оздоровительного лагеря, бригады и т. п.), ситуативные (сводные отряды для выполнения определенной задачи, группы творческого дела в КТД и др.).
Виды (уровни) отношений в детском коллективе |
Психическим механизмом обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования, когда каждый член коллектива сознательно выбирает свою позицию, является коллективное самоопределение. Но такие отношения складываются посте-
пенно и имеют многоуровневую структуру. Первый уровень (вид) образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных (личностных)отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости. Второй уровень (вид) образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские (деловые) отношения). Они проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. На самой высокой стадии развития коллектива происходит коллективистская идентификация — форма гуманных отношений, возникающая в совместной деятельности, при которой проблемы одного из группы становятся мотивами поведения других: у нашего сотоварища возникла проблема, мы должны ему помочь (поддержать, защитить, посочувствовать и т. п.). В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом и коллектива перед каждым членом. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательность членов коллектива друг к другу, к различным видам деятельности, их содержанию, средствам и методам достижения цели будет существовать всегда. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды, быть толерантным, сотрудничать и помогать друг другу.
Этапы развития коллектива |
Воспитателю необходимо понимать, что процесс формирования коллектива проходит несколько
стадий (этапов) развития на пути превращения в субъект педагогического процесса. Его задача — понять психолого-педагогические основы происходящих изменений в коллективе и в каждом воспитаннике. Есть разное определение этих этапов: диффузные группы, ассоциации, кооперации, корпорации, коллективы; «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел» (А.Н. Лутошкин).
А.С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога.
1. Педагог организует жизнь и деятельность группы, объяс
няя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные,
решительные требования. Актив (группа, поддерживающая
требования и ценности воспитателя) только выявляется, уро
вень самостоятельности членов актива очень низкий. Преобла
дают развивающиеся личностные отношения, они еще очень
подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими кол
лективами складываются только в системе личностных отно
шений членов разных коллективов. Заканчивается первый
этап формированием актива.
Субъект воспитания — воспитатель.
2. Требования педагога поддерживаются активом, эта наибо
лее сознательная часть группы предъявляет их к товарищам,
требования воспитателя становятся опосредованными. Вто
рой этап характеризуется переходом коллектива к самоуправ
лению.Организаторская функция учителя переходит к посто
янным и временным органам коллектива (активу), создается
реальная возможность для всех членов коллектива на деле уча
ствовать в управлении своей жизнью, усложняется практиче
ская деятельность учащихся, усиливается самостоятельность в
ее планировании и организации. Переживается радость творче
ства, достигаемых успехов, самосовершенствования. Актив
становится опорой педагога и авторитетом для других членов
коллектива. Он не только поддерживает требования воспитате
ля, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятель
ность. Педагог способствует укреплению позиций актива и
расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную дея
тельность, конкретизирует задачи применительно к отдельным
группам учащихся и к каждому члену; выполняет коммуника
тивную функцию — организация и налаживание отношений
внутри коллектива. Устанавливаются более устойчивые
межличностные отношения и отношения взаимной ответствен
ности. Деловые отношения развиваются. Зарождаются мотива
ционные и гуманистические отношения. Формируется коллек
тивное самосознание — «Мы — коллектив». Складываются
реальные связи с другими детскими коллективами
Субъект воспитания — актив.
3. Большая часть членов группы предъявляет требования
к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать
развитие каждого. Требованияпредъявляет коллектив в форме общественного мнения.Общественное коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития внутриколлективных отношений и о превращении группы в коллектив.
Формируются мотивационные и гуманистические отношения между отдельными группами и членами коллектива. В процессе развития меняются отношения детей к целям и деятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции. В коллективе складывается благоприятный социально-психологический климат эмоционального комфорта и защищенности личности. Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне его. Полная самоуправляемость и самоуправление.
Субъект воспитания — коллектив.
Если коллектив доходит до этого этапа, то он формирует целостную, нравственную личность, превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам.
4. Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Положение личности высокое, нет ни суперзвезд, ни изгоев. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются, деятельность все больше носит просоциальный характер. Каждый воспитанник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Субъект воспитания — личность.
Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива.
Процесс развития коллектива не идет как плавный процесс перехода от одного этапа к другому, неизбежны скачки, оста-
новки, движения вспять. Между этапами нет четких границ — возможности для перехода к последующему этапу создаются в рамках предыдущего. Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а как бы добавляется к нему. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. А.С. Макаренко считал, что движение вперед — закон жизни детского коллектива, остановка — смерть.
Динамика формирования коллективаобобщенно может быть определена по совокупности следующих признаков:общие социально значимые цели, совместная организованная деятельность, отношения ответственной зависимости, рациональное распределение социальных ролей, равенство прав и обязанностей членов коллектива, активная организаторская роль органов самоуправления, устойчивые позитивные взаимоотношения, сплоченность, взаимопонимание, коллективистское самоопределение членов, коллективистская идентификация, уровень референтности (отношений значимости, связывающих субъекта с другим человеком или группой лиц), возможность обособления личности в группе.
Показательным является в зависимости от уровня развития поведение группы в стрессовой ситуации (по Л.И. Уман-скому). Группы низкого уровня развития обнаруживают безразличие, апатию, дезорганизуются. Взаимообщение приобретает конфликтный характер, результативность работы резко снижается. Группы среднего уровня развития в тех же условиях характеризуются терпимостью, адаптируются. Эффективность деятельности не снижается. Группы высокого уровня развития наиболее стрессоустойчивы. На возникающие критические ситуации отвечают возрастанием активности. Эффективность их деятельности не только не снижается, а даже повышается.
Вопросы и задания
1. Объясните, чем коллектив отличается от обычной группы. На при
мере своей учебной группы определите уровень развития в ней коллекти
вистских отношений. Под влиянием каких факторов (или их отсутствия)
коллектив вашей группы находится на данном уровне развития?
2. Проведите социометрию в одном из классов и определите степень
сплоченности детского коллектива. В зависимости от полученных ре
зультатов дайте прогноз развития детского коллектива и педагогические
рекомендации по его дальнейшему формированию.