Технологическая карта урока 14 Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв: коротких и длинных наклонных линий, коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо; рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с палочками, знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: короткие и длинные наклонные линии, короткие и длинные наклонные линии с закруглением влево и вправо; рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровое упражнение с палочками, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: короткие и длинные наклонные линии, короткие и длинные наклонные линии с закруглением влево и вправо, узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки / авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. – Вып. 2. – Волгоград : Учитель, 2009. 3. Интернет-сайт : http://gatchina3000.ru/literatura/agniyabarto |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 24–26, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. – Что необходимо для успешного выполнения работы? | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание коротких и длинных наклонных линий, коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо, рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы. – Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают |
Продолжение табл.
III. Актуализация опорных знаний. 1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение» | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, сло- весный | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек. Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, выполняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, сло- весный | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Игра «Дружные пальчики» (см. урок 8) | Выполняют пальчиковую гимнастику | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
3. Правила посадки за сто- | Индивидуальная; практический | – Проверяем посадку, правила обращения с карандашом | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать | Правильно держат осанку при письме, верно | Индивидуальный. Проверка правильной |
Продолжение табл.
лом во время письма | карандаш | обращаются с карандашом | посадки при письме, верного обращения с карандашом | ||
4. Обведение предметов по контуру (с. 24–26) | Индивидуальная; практический | – Возьмите карандаш, сядьте правильно и обведите по контуру любой изображенный предмет на с. 24–26 | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать карандаш, обводят по контуру предметы | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с карандашом, точно обводят по контуру предметы | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом, точного обведения предмета по контуру |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Письмо длинных и коротких на- клонных линий (с. 24) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 24. – Какие элементы написаны на 3-й строке сверху? – Расскажите, как правильно писать элемент. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Отвечают на вопросы: – Короткая наклонная линия. Рассказывают о каллиграфически правильном написании элемента. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который получился лучше всего | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с каранда- | Индивидуальный. Письмо короткой и длинной наклонных линий, проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Продолжение табл.
– Какие элементы написаны на 4-й строке сверху? – Расскажите, как правильно писать элемент. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Эти элементы присутствуют в заглавных буквах А, Т, строчной букве р | – Длинная наклонная линия. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всех | шом, правильное положение тетради | |||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Учитель и дети читают стихотворение: Мы читали и писали, И немножечко устали. Физминутку проведем, И все вместе отдохнем. Руки в стороны возьмите И на пояс опустите. Шаг на месте – раз, два, три! Плечи шире разверни. Проведем одну игру: Все присядем, скажем: «У!». Быстро встанем, скажем: «А!». Нам пора уж за дела. | Выполняют движения физкультминутки. Ходьба на месте. Руки в стороны, на пояс. Ходьба на месте. Присесть. Встать |
Продолжение табл.
2. Пись-мо длинных и ко-ротких наклонных линий с закруглением влево и вправо (с. 25–26) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 25. – Какие элементы написаны на 2-й строке сверху? – Расскажите, как правильно писать элемент. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Какие элементы написаны на 3-й строке сверху? Учитель обращает внимание на начало написания элемента: пишется, начиная снизу, чуть выше нижней линии рабочей строки; при письме делаем сильный наклон прямой линии. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета | Отвечают на вопросы: – Короткая наклонная линия с закруглением вправо. Рассказывают о каллиграфически правильном написании элемента. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего. – Такой же элемент. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всех | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради | Индивидуальный. Письмо короткой и длинной наклонных линий с закруглением влево и вправо, проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Продолжение табл.
– Эти элементы присутствуют в буквах л, м, и, ш, ц, щ. – Откройте с. 26. Какие элементы написаны на 3-й строке сверху? – Расскажите, как правильно писать элемент. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, продолжите самостоятельно. По окончании работы опре- делите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Эти элементы присутствуют в заглавных буквах Л, М, П, Т, строчных буквах л, м | – Длинная наклонная линия с закруглением вправо. Рассказывают о каллиграфически правильном написании элемента. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | ||||
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? – Что помогло вам выполнить задания? | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв. – Справиться с работой помогли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку |
Окончание табл.
– Можете выполнить письмо узоров и бор- дюров на с. 24–26, разукрасить рисунки. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей |
Технологическая карта урока 15 Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв: коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо, коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо, наклонных линий с петлей вверху и внизу; рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки |
Тип урока | Постановка учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с палочками, знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: короткие наклонные линии с закруглением внизу вправо, короткие наклонные линии с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо, наклонные линии с петлей вверху и внизу; рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровое упражнение с палочками, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: короткие наклонные линии с закруглением внизу вправо, короткие наклонные линии с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо, наклонные линии с петлей вверху и внизу; узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки / авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. – Вып. 2. – Волгоград : Учитель, 2009 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 27–29, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. – Что необходимо для успешного выполнения работы? | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо, коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо, учиться писать наклонные линии с петлей вверху и внизу, рисовать узоры и бордюры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы. – Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, ста- | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают |
Продолжение табл.
рание, доведение начатого дела до конца | |||||
III. Акту-ализация опорных знаний. 1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение» | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, сло- весный | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек. Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, выполняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, сло- весный | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Игра «Дружные пальчики» (см. урок 8) | Выполняют пальчиковую гимнастику | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
Продолжение табл.
3. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная; практический | – Проверяем посадку, правила обращения с карандашом | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать карандаш | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с карандашом | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
4. Обведение предметов по контуру (с. 27–29) | Индивидуальная; практический | – Возьмите карандаш, сядьте правильно и обведите по контуру любой изображенный предмет на с. 27–29 | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать карандаш, обводят по контуру предметы | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с карандашом, точно обводят по контуру предметы | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом, точного обведения предмета по контуру |
IV. Усво-ение новых зна-ний и спо-собов действий. 1. Пись-мо наклонных линий с петлей внизу | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 28. – Какой элемент написан на 2-й строке сверху? Учитель ведет показ написания элемента, сопровождая объяснением: – Наклонную линию с петлей внизу начинаем писать с точки на верхней линии рабочей строки, на счет -раз ведем длинную наклонную линию, нажимая на карандаш, пересекая нижнюю линию рабочей строки, не до- водя до дополнительной линии, на счет -и | Отвечают на вопросы: – Наклонная линия с петлей внизу. | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную | Индивидуальный. Письмо наклонной линии с петлей внизу, проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Продолжение табл.
(с. 28) | закругляем влево, не нажимая на карандаш, касаясь дополнительной линии, выводим закругление вверх, пересекаем нижнюю линию рабочей строки, заканчиваем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Эти элементы есть в строчных буквах з, у, д | Пишут данный элемент в воздухе. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всех | посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради | ||
2. Пись-мо наклонных ли-ний с петлей вверху | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 29. Какой элемент написан на 2-й строке сверху? Учитель ведет показ написания элемента, сопровождая объяснением: – Наклонную линию с петлей вверху начи- наем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, на счет -и ведем вверх, не нажимая на карандаш, пересекая верхнюю линию рабочей строки и не доводя до дополнительной линии, закругляем влево, касаясь дополнительной линии, на счет -раз, нажимая на карандаш, опускаем прямую наклонную ли-нию вниз, заканчиваем писать на точке нижней линии рабочей строки. | Отвечают на вопросы: – Наклонная линия с петлей вверху. Пишут данный элемент в воздухе. | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обраще-ние с карандашом, правиль- | Индивидуальный. Письмо наклонной линии с петлей внизу, проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Продолжение табл.
– Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, продолжите самостоятельно. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Эти элементы есть в буквах в, Н | Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всех. | ное положение тетради | |||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Учитель и дети читают стихотворение: Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный. Самый толстый и большой; Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный, И стоит он в середине; Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый. | Выполняют движения физкультминутки. Выполнить хлопки в ладоши. Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне: – правого большого пальца; – левого большого пальца; – правого указательного пальца; – левого указательного пальца; – правого среднего пальца; – левого среднего пальца; – правого безымянного пальца; – левого безымянного пальца; |
Продолжение табл.
А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал! | – правого мизинца; – левого мизинца. Интенсивно растирать кисти рук, а затем встряхивать их | ||||
V. Закрепление знаний и способов действий. Письмо коротких наклонных ли-ний с закруглением внизу вправо; коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и внизу вправо (с. 27) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 27. Какие элементы написаны на 2-й строке сверху? – Расскажите, как правильно писать элемент. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Какой элемент написан на третьей строке сверху? – Расскажите, как правильно писать элемент. Учитель обращает внимание на плавное соединение двух элементов: короткой на- клонной линии с закруглением вверху влево и внизу вправо, наклонная линия должна быть прямой. | Отвечают на вопросы: – Короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо. Рассказывают о каллиграфически правильном написании элемента. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего. – Короткая наклонная линия с закруглением вверху влево и внизу вправо. Рассказывают о каллиграфически правильном написании элемента. | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради | Индивидуальный. Письмо короткой и длинной наклонной линии, проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Окончание табл.
– Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Эти элементы присутствуют в строчных буквах г, п, т | Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | ||||
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? – Что помогло вам выполнить задания? – Можете выполнить письмо узоров и бордюров на с. 27–29, разукрасить рисунки. К следующему уроку принести учебную тетрадь «Прописи 1», остро заточенные простой карандаш (ТМ) и цветные карандаши, ластик, точилку для карандашей | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв. – Справиться с работой помогли навыки работы карандашом, внимательность, аккуратность, терпение, уверенный настрой на урок | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку |
Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.
Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов
Педагогическая цель | Создать условия для ориентировки в прописи, в рабочей строке, отработки написания элементов букв: наклонных линий с петлей вверху и внизу, полуовалов, овалов; рисования узоров и бордюров, обведения по контуру предметов, штриховки |
Тип урока | Постановка учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выполняют игровое упражнение с палочками, знают и соблюдают правила посадки при письме, обращения с карандашом; знают и ориентируются в рабочей строке; пишут элементы букв: наклонные линии с петлей вверху и внизу, полуовалы, овалы; рисуют узоры, бордюры; обводят по контуру и штрихуют предметы |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Игровое упражнение с палочками, правильная посадка при письме, правильное обращение с карандашом во время письма, элементы букв: наклонные линии с петлей вверху и внизу, полуовалы, овалы; узоры, бордюры, штриховка, обведение по контуру |
Образовательные ресурсы | 1. Простой и цветные карандаши. 2. Физкультминутки/ авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. – Вып. 2. – Волгоград : Учитель, 2009 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 1», остро заточенных простого карандаша (ТМ) и цветных карандашей, ластика, точилки для карандашей) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальная. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Откройте прописи на с. 27–29, подумайте и скажите, какие задания и упражнения предложил вам наш друг Карандашик. – Что необходимо для успешного выполнения работы? | Отвечают на вопросы: – Будем отрабатывать написание наклон- ных линий с петлей вверху и внизу, полу- овалов, овалов, рисовать узоры и бордю- ры, обводить по контуру и штриховать различными способами предметы. – Внимательность, четкое следование указаниям педагога, терпение, старание, доведение начатого дела до конца | Формулируют ответы на вопросы, прогнозируют содержание урока, внимательно слушают |
Продолжение табл.
III. Акту-ализация опорных знаний. 1. Игровое упражнение с палочками «Мое настроение» | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практический, сло- весный | – Правильно. Но не менее важным является тот настрой, с которым человек принимается за выполнение задания. Это мой настрой на урок. Учитель демонстрирует изображение лица, сложенного из палочек. Учитель раздает каждому учащемуся палочки. – Выложите из палочек лицо, отражающее ваш настрой на урок | Выполняют упраж- нение | Внимательно слушают, выполняют упражнение с палочками (по замыслу учащегося) | |
2. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная; упражнение для развития мелкой моторики; практичес-кий, сло- весный | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Игра «Дружные пальчики» (см. урок 8) | Выполняют пальчиковую гимнастику | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальная. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
3. Правила посадки за сто- | Индивидуальная; практический | – Проверяем посадку, правила обращения с карандашом | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать | Правильно держат осанку при письме, верно | Индивидуальная. Проверка правильной |
Продолжение табл.
лом во время письма | карандаш | обращаются с карандашом | посадки при письме, верного обращения с карандашом | ||
4. Обведение предметов по контуру (с. 30–32) | Индивидуальная; практический | – Возьмите карандаш, сядьте правильно и обведите по контуру любой изображенный предмет на с. 30–32 | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать карандаш, обводят по контуру предметы | Правильно держат осанку при письме, верное обращаются с карандашом, точно обводят по контуру предметы | Индивидуальная. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом, точного обведения предмета по контуру |
IV. За- крепление знаний и способов дейст- вий. 1. Пись-мо наклонных линий с петлей внизу и вверху (с. 30) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 30. Какой элемент написан на 1-й строке сверху? – Расскажите, как правильно писать элемент. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. | Отвечают на вопросы: – Наклонная линия с петлей внизу. Рассказывают о каллиграфически правильном написании элемента. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего. | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указа- ниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с каранда- | Индивидуальная. Письмо наклонной линии с петлей вверху и внизу, проверка правильной посадки при письме, правильного обращения с карандашом |
Продолжение табл.
– Какой элемент написан на 4-й строке сверху? – Расскажите, как правильно писать элемент. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Эти элементы присутствуют в строчных буквах з, д, в, е, е | – Наклонная линия с петлей вверху. Рассказывают о каллиграфически правильном написании элемента. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | шом, правильное положение тетради | |||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкультминутку (см. урок 15) | Выполняют движения физкультминутки | ||
2. Пись-мо полуовалов (с. 31) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 31. Какой элемент написан на первой строке сверху? – Расскажите, как правильно писать этот элемент. Учитель обращает внимание на начало написания элемента: первый элемент – закругление вправо, второй элемент – закругление влево. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите | Отвечают на вопросы: – Полуовалы. Рассказывают о каллиграфически правильном написании элемента. | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указа- ниям учителя, ориентируются в учебной тетра-ди, соблюдают | Индивидуальная. Письмо полуовалов, проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
Продолжение табл.
элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Эти элементы присутствуют в строчных буквах с, э, х, ж | Выполняют задание.Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всего | правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради | |||
3. Пись-мо овалов (с. 32) | Фронтальная, индивидуальная; объяснение написания элементов букв; словесный, практический | – Откройте с. 32. Какой элемент написан на первой строке сверху? – Расскажите, как правильно писать этот элемент. – Правильно сядьте, положите учебную тетрадь на стол, возьмите карандаш, обведите элемент по контурным линиям, а затем продолжите самостоятельное написание элемента. По окончании работы определите, какой из написанных элементов у вас получился лучше всего, обведите его в круг карандашом красного цвета. – Эти элементы присутствуют в строчных буквах о, а, ю | Отвечают на вопросы: – Овалы. Рассказывают о каллиграфически правильном написании элемента. Выполняют задание. Обводят в круг тот предмет, который у них получился лучше всех | Формулируют ответы на вопросы, внимательно слушают, выполняют задания согласно указаниям учителя, ориентируются в учебной тетради, соблюдают правильную посадку за столом, верное обращение с карандашом, правильное положение тетради | Индивидуальная. Письмо овалов, проверка правильной посадки при письме, верного обращения с карандашом |
V. Реф- лексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; | – Что делали на уроке? | Отвечают на вопросы: – Учились работать в рабочей строке, писать элементы букв. | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний |
Окончание табл.