Эволюция отношения общества к лицам с особенностями психофизического развития
Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
Хитрюк, В. В.
В. В. Хитрюк. - Минск : |
Х52 Основы дефектологии : учеб. пособие Изд-во Гревцова, 2009. - 280 с.: ил. ISBN 978-985-6826-75-0.
Раскрываются основные положения дефектологии: структура дефектологического знания, психологические основы, общая психолого-педагогическая характеристика различных категорий детей с особенностями психофизического развития и др.
Предназначено для студентов педагогических специальностей вузов, практикующих учителей начальных классов, педагогов дошкольных учреждений, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
УДК 376(075.8) ББК 74.3я73
© Хитрюк В.В., 2009 © Оформление. ООО «Издательство Гревцова», 2009 |
ISBN 978-985-6826-75-0
ПРЕДИСЛОВИЕ
В основе государственной политики в сфере образования лежит идея интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, обучение не рядом с другими детьми, а вместе, в более благоприятных условиях, чем изоляция, в условиях максимально способствующих социальной адаптации личности. Содержание, формы и модели организации образования детей с особенностями психофизического развития имеют специфику, детерминированную рядом социальных и культурных факторов, характером и глубиной нарушения развития, индивидуальными особенностями детей.
К сожалению, исследователи констатируют тенденцию к увеличению числа детей, имеющих проблемы психофизического развития. Так, если в 1995 г. число детей с особенностями психофизического развития было 93 342 ребенка, то к 2006 г. их число увеличилось до 126 379 человек, что составляет 6,5% от общей детской популяции. Сегодня, по мнению некоторых исследователей, к группе детей с особенностями психофизического развития, кроме традиционно выделяемых категорий детей с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении, нарушениями речи, слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, причисляются и дети с эмоциональными расстройствами (проявлениями раннего детского аутизма, синдромом дефицита внимания, психопатоподобным поведением и др.).
Дети с особенностями психофизического развития могут обучаться и воспитываться как в специальных учреждениях образования, так и в условиях интегрированного обучения и воспитания. Педагоги, не имеющие специального образования, вовлекаются в педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития. Это означает, что современные требования, предъявляемые к педагогической подготовке, сфера профессиональной реализации педагогов определяют целесообразность и необходимость изучения учебной дисциплины «Основы дефектологии». Знание специфики детей с особенностями психофизического разнития дает возможность педагогу организовать образовательный
процесс с опорой на принципы коррекции и компенсации нарушения, избежать ошибок в определении путей и методов обучения и воспитания ребенка.
Цель изучения учебной дисциплины «Основы дефектологии» состоит в формировании профессиональной педагогической компетентности будущих педагогов посредством овладения знаниями и умениями работы с детьми с особенностями психофизического развития.
Среди основных задач изучения дисциплины «Основы дефектологии» можно выделить:
• овладение общими представлениями об особенностях познава
тельной деятельности, эмоционально-волевой сферы и всей лично
сти в целом различных категорий детей с особенностями психофи
зического развития;
• ознакомление с системой специального образования в Респу
блике Беларусь;
• изучение проблем и условий образовательной и социальной
интехрации детей с особенностями психофизического развития.
Предлагаемая книга - это попытка представить в обобщенном виде сложную и очень объемную специальную педагогическую информацию в форме, доступной для каждого педагога.
Содержание пособия отражает современный уровень состояния и проблемного поля дефектологии, отношение общества к детям с особенностями психофизического развития, роль и место системы специального образования, тенденции развития коррекционно-педагогической помощи таким детям, соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и типовым учебным планам по специальности «Дошкольное образование», квалификационным характеристикам будущего специалиста.
Учебное пособие структурировано по принципу учебно-методического комплекса, и его содержание представлено четырьмя основными блоками: 1) информационным (раскрывает основные теоретические положения современного научного поля дефектологии); 2) контрольно-проверочным (практические задания дают возможность определить уровень учебных достижений студентов); 3) дидактическим (сопровождает содержание практических занятий); 4) справочным (знакомит с наиболее яркими персоналиями отечественной и зарубежной дефектологической науки, содержит глоссарий основных дефектологических терминов).
Контрольно-проверочный блок представлен тематическими тестовыми заданиями, которые имеют уровневый характер. Задания
репродуктивного уровня ориентированы на узнавание, воспроизведение ранее приобретенных знаний в том виде, в котором осуществлялось их усвоение, конструктивного уровня - на воспроизведение приобретенных знаний в измененных условиях, а выполнение заданий творческого уровня предполагает перенос полученных знаний (умений, компетенций) в новые условия. Такой подход позволяет выявить уровень владения учебным материалом, проследить и сохранить этапность формирования знаний, индивидуализировать процесс обучения. Использование предложенных заданий в аудиторной работе способно придать практическим и семинарским занятиям творческий поисковый характер, повысить познавательную активность и профессиональную мотивацию студентов, сформировать умения применять теоретические позиции, закономерности, положения ори анализе, оценке и решении практических задач.
В пособие включены также примерные сценарии проведения пресс-конференции и деловой игры, педагогические этюды для анализа и обсуждения, а также список литературных источников для самообразования.
Учебное пособие по дисциплине «Основы дефектологии» предназначено для самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения педагогических специальностей вузов, практикующих учителей начальных классов, педагогов дошкольных учреждений, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Автор выражает уверенность в том, что полученные теоретические знания в процессе творческого переосмысления материалов пособия помогут сформировать гуманное отношение к детям с особенностями психофизического развития и, в целом, повысить качество профессиональной подготовки будущих педагогов.
Автор
Глава 1 ( ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребенок, но иначе развитой ... дефективным ребенок представляет отличный, своеобразный тин развития.
Л.С. Выготский
1.1. Дефектология как интегрированная область научного знания
1.1.1. Дефектология как наука: предмет, объект, задачи
Как целостная наука дефектология сложилась в результате установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании различных категорий детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Теоретические основы отечественной дефектологии были заложены Л. С. Выготским.
Дефектология как интегрированная область научного знания сегодня переживает времена вытеснения самого термина «дефектология» по причине недостаточной корректности - семантика его имеет уничижительный характер - указание на дефект. Изменение терминологии связано с необходимостью уже в самом понятии перенести акцент с выявления отклонений на их устранение, с недо-статкоп (дефектов) личности па ее позитивные стороны.
Кщс одним фактором, оказавшим влияние на необходимость изменения терминологии, является все большее число случаев в со-иргменпой психолого-педагогической практике, когда трудно по-гтпинп. однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ргГк'ика (нарушение4 выражено неярко, отклонения имеют негрубые формы, т.г. речь идет о пограничном состоянии между нормой и нарушенным ра.ши гнем).
Однако до сих пор не найден эквивалент термина, приемлемый по этимологии и адекватно отражающий содержание данной науки именно как интегрированной области знания. Поэтому при характеристике области дефектологических знаний в целом специалисты вынуждены использовать формулы типа «специальная психология», «коррекционная педагогика и психофизиология отклоняющегося развития» и другие. Понятие «коррекционная педагогика» имеет большее педагогическое значение, чем «дефектология», но его клинический аспект значительно уже.
Дискуссия о правомерности использования тех или иных терминов продолжается, однако, термин «дефектология» не утратил своей актуальности и пока еще достаточно широко используется
исследователями.
Дадим несколько определений термина «дефектология».
1. Дефектология (от лат. defectus - недостаток и греч. logos -
учение) - интегрированная область научного знания, соединяющая
клинико-физиологическое и исихолого-педагогическое направ
ления исследований процессов развития, обучения и воспитания
детей с особенностями психофизического развития (Н.Н. Мало-
феев).
2. Дефектология - наука о психофизических особенностях раз-
пития детей с физическими и психическими недостатками, зако
номерностях их воспитания, образования и обучения (Краткий де
фектологический словарь, 1970, с. 87).
3. Дефектология - наука о психофизических особенностях раз-
иития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспита
нии (Дефектология. Словарь-справочник, 2005, с. 76).
4. Дефектология - наука, включающая специальную (коррекци-
онную) педагогику, специальную психологию и клинические (ме
дицинские) дисциплины (В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Сту-
пикснич. Педагогический словарь, 2006, с. 58).
Как отмечал Л.С. Выготский, «...дефектология изучает развитие, у которого есть свои законы, свой темп, свои циклы, свои диспропорции, спои метаморфозы, свое перемещение центров, свои структуры; ... ;>то особая и относительно самостоятельная область знания о глуГижо своеобразном предмете».
Очгниднп, что дефектология рассматривается как интегриро-ИйМНли область научного знания, которая включает, по крайней Мире, три направления: педагогическое, психологическое, клинико-||ж;11И)Логическое и изучает развитие детей с особенностями психо-фИШРПткош развития, закономерности их обучения и воспитания,
определяет условия, способствующие преодолению (ослаблению) имеющихся у них нарушений в умственном и физическом развитии.
Изучение любой науки предполагает знание и правильное использование специальной терминологии. В развитии дефектологической науки терминологический аппарат претерпел значительные изменения.
Отечественные и зарубежные исследователи в начале XX в. использовали термин «ненормальные дети». Практически в это же время в ходу было понятие «дефективные дети» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.), а в конце 30-х годов появился термин «аномальные дети», охватывающий все проявления недоразвития. Все частные термины (глухой, слабовидящий, умственно отсталый и т.д.) указывали на определенный недостаток.
В 60-х годах XX в. за рубежом по мере развития идеи и внедрения моделей интегрированного обучения стали происходить изменения в терминологии. Так, в США начали использовать достаточно широкий и не всегда точный термин «дети с особыми потребностями (нуждами)», а законодательно применялся термин «disabled» -лицо с ограниченными возможностями.
В настоящее время термин «аномальные дети» практически нигде не применяется. В качестве эквивалентных в разных странах используются альтернативные понятия, среди которых можно назвать: дети с особенностями психофизического развития (официально признанный в Республике Беларусь), дети с особыми образовательными потребностями, дети с отклонениями в развитии, дети с патологией развития, дети с дизонтогенезом (нарушение индивидуального хода развития), дети с трудностями в обучении, дети с недостатками в умственном и физическом развитии, лица с ограниченными возможностями здоровья (российский вариант) и др.
Термин «дети с особенностями психофизического развития» семантически подтверждает отказ социума от деления людей на полноценных и неполноценных, т.е. смещает акцент с недостатков в развитии на потребности детей в особых педагогических условиях, «на ответственность общества за выявление и удовлетворение их потребностей» (В.Н. Наумчик и др.).
В нашей стране нормативно закреплена (закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)») корректная терминология: понятие «умственная отсталость» обозначается термином «интеллектуальная
недостаточность», понятие «задержка психического развития» -термином «нарушения психического развития (трудности в обучении)».
С позиций психолого-педагогического аспекта в дефектологической науке принято выделять следующие основные предметные области:
• сурдопедагогика (обучение и воспитание неслышащих и сла
бослышащих) и сурдопсихология;
• тифлопедагогика (обучение и воспитание незрячих и слабови
дящих) и тифлопсихология;
• олигофренопедагогика (обучение и воспитание детей, имею
щих интеллектуальную недостаточность) и олигофренопсихоло-
гия;
• логопедия (теория и практика преодоления нарушений разви
тия речи) и логопсихология.
В исследовании стоящих проблем дефектология опирается на следующие мировоззренческие аспекты:
• онтологический определяет место специального образования в
структуре бытия;
• гносеологический дает представление о связи обучения и позна
ния;
• аксиологический называет приоритеты и ценностные предпо
сылки специального образования;
• философско-антропологический обобщает научные данные о
человеке с особенностями психофизического развития;
• историко-философский реконструирует взгляды философов
прошлого на специально-педагогическую проблематику;
• социально-философский изучает явления дефектологии в со
циокультурном контексте.
Целидефектологической науки по степени общности подразделяют на общие и частные. Общие цели:
• определение путей повышения уровня функционирования де
той :ш счет коррекции недостатков психического и (или) физиче
ского развития и компенсации их педагогическими средствами;
• изучение и определение путей реабилитации (реадаптации) и
аЛилитации детей с особенностями психофизического развития.
Специфические цели:
• преодоление чувства малоценности личности и воспитание
чуистна собственного достоинства у лиц с ОПФР;
• формирование адекватных форм социального поведения лю
дей с ОПФР.
Основнымизадачами дефектологии являются:
• разработка методологических, теоретических и методических
основ эффективных систем специального обучения и воспитания
детей с особенностями психофизического развития, направленных
на достижение каждым ребенком максимально возможного уровня
личностного развития, образования, жизненной компетенции, ин
теграции в социум;
• изучение и определение педагогических закономерностей раз
вития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных
возможностей жизнедеятельности;
• обобщение и популяризация передового педагогического опы
та работы с детьми с ОПФР.
Центральная проблема дефектологии - поиск путей разрешения противоречия между необходимостью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт и возможностью сделать это, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения образовательных и воспитательных задач.
Дефектология как наука широко опирается на результаты психологических исследований в различных отраслях: общей психологии (психические процессы, свойства, состояния и др.), психологии развития, медицинской психологии, педагогической психологии, психодиагностики.
В основе дефектологического знания лежат психологические законы, теории, учения, закономерности:
• законы психического развития личности (развитие психики
детей, имеющих различные нарушения, подчиняется тем же основ
ным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нор
мально развивающегося ребенка (Л.С. Выготский));
• теории компенсации (А. Адлер, Л.С. Выготский);
• учение о зоне ближайшего развития и ведущей роли обучения
(Л.С. Выготский);
• положение о закономерностях, общих для всех типов нарушен
ного развития: снижение способности к приему, переработке, хра
нению и использованию информации; трудности словесного опо
средствования; замедление процесса формирования понятий и др.
Таким образом, дефектология является самостоятельным инте-гративным научным полем, детерминированным историческими, социально-экономическими и культурными особенностями социу-
ма, опирающимся на мировоззренческие аспекты, имеющим выраженную ирактико-ориентированную составляющую, психологические и социокультурные основы, свой объект исследования.
Эволюция отношения общества к лицам с особенностями психофизического развития
Отношение к лицам с особенностями психофизического развития в ходе исторической эволюции человеческого общества было неоднозначно. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел нарушения в развитии и поведении. Человечество прошло сложный многовековой путь от нетерпимости к проявлению нарушения, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.
В исследовании Н.Н. Малофеева проведена периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Во временном отрезке от античных времен до наших дней - «путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии» - автор выделяет пять периодов эволюции, «условными рубежами» которых являются значимые исторические события, изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. В рамках периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии определены этапы становления национальных систем специального образования и проведено соотношение этих позиций. Автор отмечает, что для России, как и для стран Западной Европы, сохраняются все периоды эволюции, однако, этапы становления и развития национальной системы специального образования в хронологическом отношении значительно запаздывают.