Ознакомление детей со словом
По данному направлению должны решаться следующие задачи: «дать представление, что наша речь состоит из слов, и, что каждое слово имеет своё значение, смысл; оно может обозначать предмет действие и т.д..
Методические приёмы, которые используются
На первых занятиях по ознакомлению детей со словом.
1. Приём, раскрывающий смысловую значимость слова.
- «роза», что обозначает это слово? Какой вы представляете себе?
Обобщение: - Правильно вы понимаете значение, смысл этого слова.
2. Сравнение слова со звукосочетанием не имеющим смысла.
- «рыа», что обозначает? Почему? (т.к. это не слово, а просто набор звуков, а всякое слово имеет смысл, значение).
3. Назови слово; подводить детей к тому, чтобы они называли не только существительные, но и другие части речи.
На последующих занятиях можно использовать и такие методические приёмы:
v Чтение художественной литературы. При этом должно выполняться требование, чтобы термин «слово» был ясно представлен ( «… И одно только слово твердил: Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо…»).
v Словесные игры. Требование: игра предопределяется правильным использованием того или иного слова или сочетания слов.
v Загадки – складки. Дети должны подбирать слова, подходящие на только по рифме, но и по смыслу.
v Словесные упражнения. Они помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук»: а) слова – существительные ( - Придумай к картинке название, состоящее из одного слова; - Назови игрушки словами, в которых слышится звук Ш.); б) слова для обозначения действий (дети подбирают глаголы, необходимые для характеристики действий различных предметов, явлений; необходимо подобрать более точные слова); в) слова – определения (дети подбирают слова, характеризующие те или иные предметы, явления); г) слова – наречия; д) родственные слова ( - Какие новые слова можно образовать, чтобы они были похожи друг на друга); е) сравнения («На что похож?»); ж) «зарисовка» слова (обозначение слова условными знаками: полоски, фишки, хлопки и др.)
Содержание первых занятий по ознакомлению детей со словом.
Программное содержание 1-ого занятия.
1. Подвести детей к пониманию того, что наша речь состоит из слов. Слова имеют смысл, значение.
2. Упражнять в подборе прилагательных, глаголов, родственных слов.
3. Закреплять навыки дифференциации звуков [с- з].
4. Развивать интонационную выразительность речи.
5. Воспитывать интерес к звучащему слову.
Программное содержание 2-ого занятия.
1. Закрепить знания детей о то, что слово имеет смысл, и, что речь состоит из слов.
2. Упражнять в подборе прилагательных, глаголов, родственных слов.
3. Работа по звуковой культуре речи.
Программное содержание 3-его занятия.
1. Уточнять знания детей о том, что слово имеет значение, речь состоит из слов.
2. Упражнять в подборе рифмующихся слов (или родственных слов).
3. Работа по звуковой культуре речи.
Ознакомление детей с предложением.
Задачи: 1. Учить выделять предложения из речи. На слух различать слово и предложение.
Методические приёмы.
v Создание проблемной ситуации (- Ребята, послушайте, что я скажу: «Чебурашка несёт цветы.» Что это?)
v Приём чтения и письма. (- Дети, сегодня мы будем играть в школу, будем учиться читать и писать. Посмотрите на эти картинки, что на них изображено? (собака, кошка, корова) Воспитатель выставляет только одну картинку и под ней ставит зелёную полоску. – Что нарисовано на картинке? (собака) Зелёную полоску будем считать словом, обозначающим то, что нарисовано на картинке. Как вы думаете какое слово я записала? (Ставит картинку кошки, предлагает ребёнку выйти, записать и «прочитать» это слово. – Что вы знаете о собаке? Называйте слова. Вот как много слов вы сказали. Это уже одним словом не запишешь, нужно целое предложение. – Посмотрите какое предложение я напишу. Послушайте, как я прочитала?
v Упражнение «Запиши слово или предложение».
2. Объяснить, что предложением выражается законченная мысль.
Методические приёмы.
v Разбор смысловой стороны предложения. ( - Послушайте внимательно, сейчас я скажу предложение «Белка грызёт орехи.». Про кого предложение? Что говориться в предложении? Да это предложение про белку. Мы узнали из него, что белка грызёт орехи.)
v Можно дать задание придумать предложение про игрушку, животное. (Каждое предложение о чём-то сообщает).
v Проблемная ситуация («Предложение это или нет?»). Даются слова: бабушка, внучка, любит. (это предложение? Составьте предложение про бабушку. Придумайте предложение про внучку. Мы составили из трёх слов два предложения. Из первого мы узнали, что ……, а из второго … .
v Дидактическое упражнение «Угадай, какое предложение я придумал?»
3. Учить на слух определять количество предложений в рассказе. Для этого подбирать такие рассказы, к которых простые предложения и их не больше четырёх.
Метод. приёмы.
v Вычленение предложений из рассказа воспитателя. (Ребята, вслушайтесь в мой рассказ. Потом скажете, о чём в нём говориться. «Саша вышел на прогулку. Он увидел снеговика. Снеговик очень красивый.» О ком я составила рассказ? (о Саше) Что я сказала о Саше? (Саша вышел на прогулку.) А потом, что я сказала? (Увидел снеговика.) Что я сказала о снеговике? (Снеговик был красивый.) В моём рассказе было три предложения: 1-ое …, 2-ое …., 3-тье … . Когда мы рассказываем о чём-то, мы говорим предложениями.
v Составление рассказа детьми с последующим вычленением предложений: а) рассказ ребёнка повторяется, делаются небольшие паузы между предложениями; б) дети могут составлять рассказ по цепочке.
v Хлопни столько раз, сколько предложений услышишь.
v Выложите столько фишек, сколько предложений в рассказе.