IV. Вступительное слово учителя.
— Чтение — что беседа с мудрецами. Ничто не принесло миру столько добра, сколько книга — главное оружие мысли в руках человека. С помощью книг преодолевается пространство и время, утверждается красота и правда на земле, с помощью книг люди учатся жить и бороться за счастье.
Миллионы людей любят книгу, тянутся к ней, не могут жить без нее. Чтение — это не тяжкий и скучный труд, а увлекательное и захватывающее занятие.
— Как называют человека, который много читает?
— Какого человека называют ученым? Назовите слово противоположное по значению слову «ученый».
V. Работа с текстом А. Введенского «Ученый Петя»
1. Чтение стихотворения учителем (с. 20).
2. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Веселое это стихотворение или нет? Почему вы так думаете?
3. Анализ произведения.
— Почему дети называют Петю ученым? Действительно ли они удивлялись его знаниям?
— Подумайте, какой смысл вложил поэт в слово «ученый». Какой у него оттенок: иронический, язвительный, добродушный?
— Как на самом деле можно назвать Петю: фантазером, выдумщиком, врунишкой?
— Как поэт выразил удивление детей?
— Изобразите удивление на своем лице. А теперь изобразите хитринку. Сделайте сердитое лицо.
— В каких строчках автор показал, что дети насмехались над Петей?
4. Чтение произведения учащимися:
а) чтение про себя;
б) комбинированное чтение «учитель — ученик» .
— Какие вопросы задавали дети? Найдите в тексте.
— Как должен был ответить Петя?
5. Сообщения учащихся.
1-й ученик. Почему происходит листопад?
Листопад — это своеобразная подготовка растений к зиме Он помогает деревьям приспособиться к зимней засухе. Корни забирают из земли воду и подают дереву, листья её расходуют, испаряют. Чтобы не погибнуть от засухи, дерево должно расстаться с листвой. Зимой поступление воды в растение ничтожно мало. Деревья, оставшись на зиму в листве, погибли бы от недостатка влаги. Уже осенью растениям воды не хватает. Хотя идут дожди, взять ее растения не могут — земля стала холодной. А холодную воду корневые волоски не всасывают. Вот и начинается листопад.
2-й ученик. Как рождается снег?
Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где царит сильный холод, и где сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не те снежинки, которые падают на землю. Они очень малы, но шестиугольный кристаллик всё время растёт, развивается и наконец становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.
М. Гумилевская
3-й ученик. Почему многие птицы зимой улетают?
Воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы — зимующие птицы. Журавли, утки, стрижи, ласточки, кукушки, зяблики — перелётные птицы. Они улетают от зимних холодов и недостатка пищи. Пища для животных — всё равно, что топливо для машин. С пищей животные получают вещества, необходимые для роста и развития. Птицам пища особенно необходима. У них высокая температура тела — в среднем чуть выше 42'С, а быстрое кровообращение, высокая частота сердечных сокращений (90—160 ударов в минуту). Это требует постоянного поступления в кровь питательных веществ.
Зимой птицам нужно больше корма, а его недостаточно. К тому же зимой короткий световой день и длинная ночь, что затрудняет поиск пищи. Вот птицы, которые не могут прокормиться, и улетают из наших мест.
4-й ученик. Почему река покрыта льдом?
Обычно в ноябре река покрывается льдом. Первый лёд топкий, прозрачный и кажется черным. Вода под ним чистая, даже дно видно. В декабре «небо» обитателей водоема застывает и затвердевает. Под водой темно. Чем толще лёд и снег, тем сумрачней на дне.
В холодной воде образуются ледяные кристаллы в виде звёздочек или веточек папоротника. Сначала очень мелкие, кристаллики затем укрупняются, срастаются друг с другом, создают на поверхности сплошную плёнку льда, а в глубине — пористые скопления, похожие на мокрый снег. Это внутриводный лёд.
В. Маркин
6. Выразительное чтение.
Слова автора читает учитель, вопросы детей — один учащийся, ответы дети — другой: слова «Что ты, Петя / Неужели в самом деле,/ В самом деле, / Это так?» — все остальные.
Физкультминутка
VI. Работа в группах
Учитель. Чтоб страна была сильна. Надо...
Чтоб дружна была семья! Вы со мной согласны? Дети. Да!
Учитель. Чтоб страна была сильна. Надо...
Чтобы сыты были я, ты, он, она! Вы со мной согласны? Дети. Да!
Учитель. Чтоб страна была умна. Надо...
Чтоб в семье читали книги! Вы со мной согласны? Д е т и. Да!
— Сейчас мы проверим вашу эрудицию и сообразительность.
Задание для I группы
1. Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)
2. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит.)
3.В названии какой птицы сорок гласных букв? (Сорока.)
4.Самая первая обувь малыша. (Пинетки.)
5. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые, берёзовые.)
6. Какая рыба называется именем человека? (Карп.)
7. Лучший друг Винни-Пуха. (Пятачок.)
8. Самый маленький палец руки. (Мизинец.)
9. Модель Земли. (Глобус.)
10. Что вытаскивали дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (Репку.)
Задание для 2 группы
1. Что является гордостью старика Хоттабыча? (Борода.)
2. Что растёт на ёлке? (Шишки да иголки.)
3. Последний день недели. (Воскресенье.)
4. Лучшее лекарство для Карлсона (Варенье.)
5. Начинка для мясного пирога. (Фарш.)
6. Что растёт со шляпкой? (Гриб.)
7.Самая длинная параллель земного шара. (Экватор.)
8. Первый в мире летчик-космонавт. (Ю. Гагарин.)
9. Какой ёж не колется? (Новорожденный.)
10. Сколько нулей в числе сто? (Два.)
Задание для 3 группы
1. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василек, иван-да-марья.)
2. Как называются крестьянские сани, на которых в песенке про елочку мужичок вёз дрова? (Дровни.)
3.Наивысшая оценка в школе. («Отлично».)
4. Автор сказки «Колобок» (Русская народная сказка.)
5. У каких деревьев осенью листья краснеют? (У клена, рябины, осины.)
6. Цветок, похожий на ежа. (Кактус.)
7. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя.)
8. Сумчатое животное, живущее в Австралии. (Кенгуру.)
9. Солонка — это посуда для.... (соли).
10. Ядовитая змея наших лесов. (Гадюка.)