Меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц
Меры по обеспечению безопасности — это меры процессуального и непроцессуального характера, применяемые органом, ведущим уголовный процесс, по защите участников уголовного процесса, членов их семей и близких при наличии реальной угрозы осуществления противоправных действий в отношении их в связи с участием в уголовном процессе.Обеспечение защиты участников уголовного процесса от противоправных посягательств в связи с их участием в производстве по уголовным делам предусмотрено международными нормами.
В частности, 29 ноября 1986 г. резолюцией 48/34 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью. Наряду с традиционными проблемами жертв преступности (например, возмещение причиненного преступлением вреда), причиной принятия данной Декларации послужила приобретающая все большую остроту проблема отсутствия правового обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, содействующих правосудию, а также членов их семей. В п. 6d Приложения указанной Декларации дается рекомендация о принятии мер для сведения к минимуму неудобств для жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести.53. Данный пункт имеет общий и рекомендательный характер, и в нем отсутствуют указания на механизмы реализации. Однако в международном праве давно утвердилось правило, согласно которому выбор способов осуществления его норм оставляется на усмотрение государств, которые в индивидуальном порядке должны принять меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление прав участников уголовного процесса54.
Проблема обеспечения безопасности участников уголовного процесса достаточно эффективно решается законодательством ряда государств.
Начиная с 1970 г., в США осуществляется финансируемая государством специальная программа защиты жертв преступлений и свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников. В результате в этой стране удалось добиться заметного успеха в привлечении всеобщего внимания к этой проблеме. Конгрессом были приняты Закон о защите жертв и свидетелей преступлений (1982 г.), Акт об усилении безопасности свидетеля (1984 г.), Закон о контроле за преступностью (1990 г.), гарантирующие гражданам относительно безопасные и более привлекательные формы участия в уголовном процессе55.
Аналогичное специальное законодательство по защите лиц, участвующих в уголовном процессе, действует также в ФРГ, Великобритании, Италии, Канаде, ЮАР,ряде других государств.
Вопросы, связанные с обеспечением безопасности участников уголовного процесса и других лиц, регламентированы в ст. 65—75 УПК. По смыслу уголовно-процессуального закона действие указанных норм распространяется на всех участников уголовного процесса, кроме должностных лиц органов, ведущих уголовный процесс.
Поскольку судьи и должностные лица органов уголовного преследования также могут быть подвергнуты противоправному воздействию со стороны подозреваемых, обвиняемых и других лиц в связи с производством по материалам и уголовным делам, был принят Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»56, где решаются вопросы обеспечения безопасности, наряду с другими лицами, также вопросы безопасности должностных лиц, осуществляющих в пределах своей компетенции в соответствии с УПК досудебное и судебное производство, а также их близких.
Таким образом, УПК и указанный Закон составляют законодательную базу Республики Беларусь, на основе которой осуществляются меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц.
В соответствии со ст. 66 УПК при производстве по материалам и уголовным делам могут быть приняты процессуальные и иные меры безопасности.
К процессуальным мерам безопасности относятся:
1) неразглашение сведений о личности;
2) освобождение от явки в судебное заседание;
3) закрытое судебное заседание.
К иным мерам безопасности относятся:
1) использование технических средств контроля;
2) прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров;
3) личная охрана, охрана жилища и имущества;
4) изменение паспортных данных и замена документов;
5) запрет на выдачу сведений.
Меры безопасности, относящиеся к первой группе, названы процессуальными в связи с тем, что они принимаются органом, ведущим уголовный процесс, в производстве которого находится материал или уголовное дело, и им же выполняются. Решение о применении иных мер безопасности принимает орган, ведущии уголовный процесс, а выполняет это решение специально уполномоченный на то законом государственный орган.
Как указано в ч. 3 ст. 66 УПК, с учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, имущественных и иных прав защищаемых лиц могут быть применены и другие меры обеспечения безопасности, не противоречащие УПК и иным законам Республики Беларусь.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» кроме личной охраны, охраны жилища и имущества, обеспечения конфиденциальности сведений (запрета на разглашение и выдачу сведений) и изменения паспортных данных и замены документов, предусмотренных также и ч. 2 ст. 66, ст. 70—72 УПК, для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц или их близких и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, с учетом конкретных обстоятельств могут применяться и такие меры безопасности, как: выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; изменение внешности. В соответствии со ст. 8 указанного Закона оружие может быть выдано только защищаемому лицу, т. е. судье и должностным лицам, осуществляющим досудебное производство. Близким защищаемых лиц выдача оружия не производится.
Основаниями применения мер по обеспечению безопасности является наличие достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе (ч. 1 ст. 65 УПК).
Имеются ли достаточные данные для применения мер безопасности, определяют орган уголовного преследования и суд, в производстве которых имеются материал или уголовное дело. Под достаточными данными для применения мер безопасности следует понимать совокупность сведений, свидетельствующих об угрозе участнику уголовного процесса, членам его семьи и близким, и прямо указывающих на необходимость их применения.
Эта угроза может усматриваться из заявления участника уголовного процесса, материалов проверки по заявлениям и сообщениям о преступлении, иных материалов, например, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Если у органа, ведущего уголовный процесс, имеются сомнения в наличии такой угрозы, то при необходимости перед принятием решения о применении мер по обеспечению безопасности органом, ведущим уголовный процесс, могут быть проведены необходимые проверочные действия для того, чтобы убедиться, имеется ли реальная угроза для участника уголовного процесса, членов его семьи и близких ему людей.
На реальность угрозы могут указывать ее характер, способ и интенсивность ее выражения, которая может быть осуществлена в форме психического воздействия на указанных лиц, насильственных действий и иных мер воздействия в отношении их, а также личность угрожавшего и т. д.
Угроза может быть выражена в письменной или в устной форме, в том числе по телефону, лично подозреваемым, обвиняемым или через членов своей семьи, родственников, друзей или иных лиц.
Меры по обеспечению безопасности могут быть приняты в отношении свидетелей, потерпевших, экспертов, гражданских истцов, представителей и других участников уголовного процесса, членов их семьи и близких.
В соответствии с п. 53 ст. 6 УПК членами семьи являются близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно с участником уголовного процесса и ведущие с ним общее хозяйство.
В главе 8 и ст. 6 УПК не указывается, кого следует понимать под термином «близкие». Например,в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» указано, что близкие — это родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга) либо те же родственники супруга (супруги), а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с защищаемым лицом, либо иные лица, которых оно обоснованно признает своими близкими. Как видно, исчерпывающего перечня лиц, кого следует понимать под термином «близкие», не дано. Это могут быть, кроме того, невеста, жених, сожительница, сожитель, женщина или мужчина, с которыми участник уголовного процесса поддерживает близкие отношения, другие лица, которых участник уголовного процесса обоснованно считает своими близкими, и воздействие на которых со стороны подозреваемых, обвиняемых, их родственников, друзеи и других лиц может оказать влияние на участника уголовного процесса, следствием чего может быть изменение или отказ от дачи показаний, отказ от проведения экспертного исследования и т. д. По смыслу ч. 3 ст.65 УПК участник уголовного процесса должен обосновать, что лицо, в отношении которого он ходатайствует о применении меры безопасности, является близким ему человеком.
Поводами принятия решений о применении мер безопасности являются:
1) заявление участника уголовного процесса о необходимости принятия мер безопасности;
2) установление органом, ведущим уголовный процесс, обстоятельств, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности;
3) получение органом, ведущим уголовный процесс, инойинформации об бстоятельствах, указывающих на наличиеоснований для принятия мер безопасности.
Заявление о применении мер безопасности в отношении участника уголовного процесса может быть подано иными лицами: его родственниками, членами семьи, знакомыми, другими лицами. В данном случае орган, ведущий уголовный процесс, должен произвести проверку и выяснить мнение самого участника уголовного процесса и в случае подачи им заявления поводом для принятия мер безопасности будет его заявление. Если же заявление участником уголовного процесса не подано, а по результатам проверки видно, что угроза применения насилия реальна, то поводом для принятия мер безопасности будет являться иная информация, предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 65 УПК.
Заявление о необходимости принятия мер безопасности может быть подано в письменной или устной форме. В случае подачи устного заявления составляется протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. У заявителя, подавшего заявление до возбуждения уголовного дела, может быть взято объяснение, а после возбуждения уголовного дела он может быть допрошен следователем, дознавателем об обстоятельствах, побудивших его подать заявление. Письменное заявление, протокол устного заявления, а также объяснение или протокол допроса по мотивам подачи заявления к уголовному делу не приобщаются и в соответствии с ч. 1 ст. 67 УПК незамедлительно направляются прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием, который хранит их по правилам секретного делопроизводства. Если заявление подано в суд, в который прокурором направлено уголовное дело для рассмотрения по существу, то оно хранится в суде по этим же правилам.
Обстоятельства, указывающие на наличие оснований для принятия мер безопасности, могут быть установлены органом, ведущим уголовный процесс, в ходе разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела. Поводом к принятию мер безопасности в данном случае будет непосредственное установление органом, ведущим уголовный процесс, указанных обстоятельств.
Информация об обстоятельствах, указывающих на наличие оснований для применения мер безопасности может поступить в орган уголовного преследования или в суд из органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должностных лиц государственных органов, организаций, а также граждан. Эта информация также хранится по правилам секретного делопроизводства. Поводом к принятию мер безопасности в этом случае будет получение органом, ведущим уголовный процесс, указанной информации.
При наличии повода и оснований для принятия мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс, обязан в течение суток принять решение об их применении или об отказе в их применении. В течение этого срока орган уголовного преследования и суд должны убедиться, что имеется реальная угроза жизни и здоровью участника уголовного процесса, членам его семьи или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, осуществления в отношении их других противоправных действий. О принятом решении о применении мер по обеспечению безопасности либо об отказе в их применении при отсутствии оснований орган, ведущий уголовный процесс, выносит мотивированное постановление (определение).
В постановлении (определении) о применении мер безопасности должны быть указаны поводы и основания применения мер безопасности, даны ссылки на уголовно-процессуальный закон, в соответствии с которым принято решение о применении мер безопасности. В случаях, когда принимается решение о применении процессуальных мер безопасности, предусмотренных п. 1-3 ч. 1 ст. 66 УПК, орган, ведущий уголовный процесс, указывает, какая мера безопасности применяется. При принятии решения о применении иных мер безопасности, предусмотренных ч. 2 ст. 66 УПК, в постановлении (определении) указывается лишь о том, что должна быть применена мера по обеспечению безопасности и в отношении кого. Какая конкретно мера безопасности должна быть применена, в постановлении (опрделении) не указывается, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 73 УПК перечень необходимых мер защиты лица и его имущества устанавливает тот государственный орган, которому поручено осуществление этих мер безопасности. В постановлении (определении) об отказе в применении мер безопасности должно быть указано, в связи с чем отказано в их применении, а также ссылка на уголовно-процессуальный закон, на основании которого принято решение.
Приняв решение о применении процессуальных мер по обеспечению безопасности, орган уголовного преследования и суд приступает к их осуществлению. Если принимается решение о применении непроцессуальных мер безопасности, орган уголовного преследования и суд незамедлительно направляют постановление (определение) для исполнения в орган внутренних дел или государственной безопасности по месту жительства, работы или учебы защищаемого лица. По смыслу уголовно-процессуального закона решение, какому органу направлять постановление (определение) о применении мер безопасности, зависит от характера совершенного преступления.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 УПК в необходимых случаях о принятом решении уведомляется защищаемое лицо. В законе не указано, в каких конкретно случаях следует уведомлять защищаемых лиц о применении мер безопасности или об отказе в их применении. Представляется, что уведомлять защищаемых лиц необходимо, когда решение принято по их заявлению или с их согласия: использование технических средств контроля; прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров; изменение паспортных данных и замена документов. Ставятся в известность защищаемые лица о применении всех процессуальных мер безопасности, предусмотренных ч. 1 ст. 66 УПК. Кроме того, должны быть уведомлены защищаемые лица и при применении меры безопасности в виде личной охраны, охраны жилища и имущества.
Поскольку материалы по обеспечению безопасности являются секретными, то письменное уведомление защищаемому лицу не направляется, а о принятом решении ему сообщается лично. При этом, по смыслу закона, о применении мер безопасности должен быть уведомлен как участник уголовного процесса, так и члены его семьи и близкие, в отношении которых также были применены меры безопасности. Защищаемым лицам также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.
Орган внутренних дел или государственной безопасности, получив постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс, незамедлительно устанавливает перечень необходимых для защиты лица или его имущества мер и не позднее суточного срока приступает к их реализации. О принятых мерах безопасности и начале их реализации в этот же срок извещается орган, ведущий уголовный процесс и принявший решение об их применении.
Орган внутренних дел или орган государственной безопасности могут применить любую из указанных в ч. 2 ст. 66, ст. 69-72 УПК непроцессуальных мер по обеспечению безопасности, либо осуществить несколько из них одновременно. По решению этих органов могут быть приняты и другие меры по обеспечению безопасности, не предусмотренные этими нормами, но не противоречащие УПК и иным законам Республики Беларусь.
Некоторые непроцессуальные меры безопасности могут быть осуществлены только по заявлению защищаемого лица. В частности, меры по обеспечению безопасности в виде использования технических средств контроля и прослушивания переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи и иных переговоров, могут быть реализованы только по заявлению или с письменного согласия защищаемого лица. Согласие защищаемого лица требуется также на применение меры безопасности в виде изменения паспортных данных и замены документов. В ст. 71 УПК не указано, в какой форме может быть получено согласие защищаемого лица. Представляется, что о согласии защищаемого лица на изменение паспортных данных и замену документов может быть сделана отметка на постановлении (определении) о применении меры безопасности либо получено отдельное письменное согласие.
Такой порядок применения указанных мер безопасности установлен в связи с тем, что в соответствии со ст. 28 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса, близких родственников и членов их семей либо иных лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также в отношении их имущества, влечет ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь (ч. 3 ст. 65 УПК).
Орган, ведущий уголовный процесс, принявший решение о применении меры по неразглашению сведений о личности защищаемого лица, в заявлениях и сообщениях о преступлениях, материалах проверок, протоколах следственных и судебных действий, а также иных документах изменяет фамилию, имя, отчество, другие анкетные данные, сведения о месте жительства и работы (учебы) защищаемого лица и заменяет эти данные иными, вымышленными. Подлинные данные, образец подписи, который будет использоваться в документах защищаемого лица, и постановление о применении данной меры безопасности незамедлительно направляются органом предварительного расследования прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием, и хранятся им по правилам секретного делопроизводства. По таким же правилам должны храниться эти документы и в случаях принятия судом мер о неразглашении сведений о личности.
Производство следственных действий с участием защищаемого лица в ходе предварительного расследования, а также его допрос в судебном заседании могут осуществляться вне визуальной видимости других лиц, в том числе находящихся в зале судебного заседания, или с применением мер, обеспечивающих неузнаваемость защищаемого лица, о чем делается отметка в протоколе следственного действия или судебного заседания.
Согласно ч. 10 ст. 224 УПК, в целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего. В этих случаях понятые должны находиться в месте нахождения опознающего. Понятым и опознающему должна быть обеспечена возможность визуального наблюдения лиц, предъявляемых для опознания.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 и ч. 1 ст. 257 УПК потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям, а также обвиняемому, его законному представителю и защитнику при ознакомлении их с уголовным делом материалы, перечисленные в ч. 8 ст. 193 УПК, т. е. связанные с обеспечением безопасности участников уголовного процесса и их близких, не предъявляются.
Меру по обеспечению безопасности в виде освобождения от явки в судебное заседание принимает и осуществляет суд. Потерпевший, гражданский истец, их представители, свидетель, эксперт могут быть освобождены от явки в судебное заседание, когда этого требуют интересы обеспечения их безопасности или безопасности членов их семей, близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также имущества, если другими мерами обеспечить безопасность не представляется возможным.
При освобождении защищаемого лица от явки в судебное заседание в суде оглашаются показания, данные им на предварительном расследовании, воспроизводится звуко-, кино- либо видеозапись его допроса с соблюдением мер, обеспечивающих неузнаваемость.
Допрос защищаемого лица может быть произведен при нахождении его вне зала судебного заседания с использованием видеотехнических средств, обеспечивающих его неузнаваемость.
В целях обеспечения безопасности защищаемого лица судом может быть принято решение о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании. В соответствии с ч. 4 ст. 23 УПК в этом случае в судебном заседании публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения, постановления суда.
В соответствии со ст. 69 УПК при наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия могут использоваться технические средства контроля, а также производиться прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров в порядке, предусмотренном УПК. Прослушивание телефонных и иных переговоров важно для обеспечения безопасности участников уголовного процесса и их близких, так как позволяет своевременно применить в отношении их другие необходимые меры защиты.
Меру по обеспечению безопасности в виде личной охраны, охраны жилища и имущества защищаемого лица осуществляют органы внутренних дел и государственной безопасности по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс (ст. 70 УПК).
В целях обеспечения безопасности защищаемого лица с его согласия могут быть по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс, изменены паспортные данные и заменены документы этого лица (ст. 71 УПК).
Орган, ведущий уголовный процесс, и должностные лица, обеспечивающие применение мер безопасности, не вправе разглашать сведения о личности защищаемого лица. Запрещается выдача сведений о личности защищаемого лица из информационно-справочных фондов правоохранительных органов, а также иных организаций (ст. 72 УПК).
Постановление органа, ведущего уголовный процесс, а также органов, обеспечивающих защиту участников уголовного процесса, членов семьи и их близких, может быть обжаловано заинтересованным лицом в соответствии и в порядке, предусмотренном ст. 138-140 УПК.
Меры безопасности отменяются при наличии следующих обстоятельств:
1) когда отпали основания их применения;
2) в случае нарушения защищаемым лицом условий осуществления мер безопасности, существенно затрудняющего или делающего невозможным их применение;
3) после вступления приговора (определения, постановления) в законную силу.
При наступлении первых двух оснований меры безопасности отменяются по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс. Если эти основания наступили при осуществлении непроцессуальных мер безопасности, орган внутренних дел или государственной безопасности должен обратиться с ходатайством к органу, ведущему уголовный процесс, об отмене мер безопасности. После вступления приговора (определения, постановления) в законную силу отмена мер безопасности производится по решению начальника органа внутренних дел или государственной безопасности по месту нахождения защищаемого лица. Принимая такое решение, они выносят соответствующее постановление. Об отмене мер безопасности эти органы обязаны уведомить орган, ведущий уголовный процесс и принявший решение об их применении, и защищаемое лицо. В законе не указано, когда может быть отменена мера безопасности: немедленно после вступления приговора в законную силу или спустя некоторое время. Представляется, что мера безопасности может быть отменена после устранения угрозы совершения противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, членов его семьи и близких.
В соответствии со ст. 75 УПК должностные лица органа, ведущего уголовный процесс, и органа, обеспечивающего применение мер безопасности, а также должностные лица правоохранительных органов, иных организаций, виновные в непринятии или ненадлежащем осуществлении мер безопасности либо в разглашении сведений о защищаемых лицах, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 408 УК умышленное разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи,народного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса или их близких, совершенное лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи сего служебной деятельностью,наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.