Тема: Методист- организатор педагогического коллектива дошкольной организации
План:
· Методические должностные обязанности
· Оказание конкретной практической помощи педагогам в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками.
· Тематическая проверка детских садов
Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадлежит заведующей. Заведующая непосредственно руководит учебно-воспитательной работой, выступает как методист, воспитатель воспитателей. Поэтому очень важна ее высокая теоретическая и практическая подготовка.
Если в детском саду есть лицо, отвечающее за методическую работу среди воспитателей (воспитатель-методист или общественный методист), то и в этом случае руководящая роль принадлежит заведующей.
У методиста и заведующей общие задачи, общий план работы, которые выполняются совместными усилиями всего коллектива. На основании годового плана работы детского сада они составляют индивидуальные календарные планы, по договоренности распределяя между собой весь объем предстоящей методической работы.
Конечно, в план заведующей войдут и другие вопросы (кадровые, организационные и т. д.), будет предусмотрена ее роль как председателя педсовета.
Поэтому в дальнейшем разговоре о работе заведующей будут иметься в виду только задачи, аналогичные тем, что решает воспитатель-методист.
Один из разделов общей методической работы заведующей — работа по развитию речи.
Конкретные задачи этой работы формулируются с учетом ее общих методических должностных обязанностей. Они заключаются в следующем:
1. Обеспечивать и контролировать выполнение программы развития речи детей во всех возрастных группах.
2. Обеспечивать правильную постановку воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы.
3. Направлять и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь воспитателям.
4. Содействовать созданию правильных условий для развития речи детей, организовывать работу методического кабинета в детском саду, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи.
5. Изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи, организовывать обмен опытом между воспитателями.
6. Содействовать повышению квалификации и самообразованию педагогов, росту их мастерства.
7. Организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.
Для успешного решения поставленных задач заведующая должна хорошо знать методику развития речи, постоянно обновлять свои знания, повышать профессиональный уровень каждого воспитателя, развивать их творческие способности. Необходимо знать каждого ребенка, уделяя особое внимание тем детям, у которых наблюдается отставание в развитии речи. Разделение методических обязанностей, постоянная опора на членов коллектива — важнейшая предпосылка правильной работы заведующей.
На что направлена методическая работа в детском саду?
Главное в методической работе – оказание конкретной практической помощи педагогам в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками. Методическая работа направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, где внедряется лучший педагогический опыт воспитания и обучения.
Каким требованиям должен отвечать методический кабинет детского сада?
Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать как творческую мастерскую, где участники образовательного процесса могут получать конкретную практическую помощь.
Кто же является участниками образовательного процесса: педагоги, родители, специалисты, руководитель, ребенок.
Во всех случаях задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой будет реализован творческий потенциал участников образовательного процесса.
Существует много разработок о содержании методической работы. Они дополняют, в какой-то степени дают более полную картину. В каждом учреждении найдутся свои, особенные подходы к созданию методического кабинета, которые будут продиктованы конкретными предложениями воспитателей.
Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель должен помнить содержание и оформление педагогов данного дошкольного учреждения. Методкабинет должен быть доступен каждому участнику образовательного процесса, иметь удобный, гибкий график работы.
Методист обеспечивает успешную и целенаправленную работу в методическом кабинете, через тщательно продуманное и систематизированное оборудование и оснащение. Пытается удовлетворить все потребности ребенка, учитывая его индивидуальности и создавая для этого целый спектр через создание организационно-педагогических условий.
Учреждение учитывает особенности взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и ориентирует их на конструктивно-партнерское взаимодействие с детьми и всеми участниками образовательного процесса.
Деятельность ДОУ строится на основе концептуальных положений “Развитие свободного ребенка, активного к творчеству в разных видах деятельности, основанного на сотрудничестве” в системе: “Ребенок – ребенок; ребенок – родитель; ребенок – воспитатель; ребенок – специалист; ребенок – администрация”.
Работа методиста и инспектора отделов народного образования
Методисту районного отдела народного образования следует знать работу каждого детского сада района, каждого педагога и помогать им. Методисты областных (краевых) или городских отделов проводят работу, опираясь на районных методистов и широкий педагогический актив. Методической работой аналогичного содержания приходится заниматься и инспектору.
Вопросы развития речи детей в подчиненных методисту детских садах составляют лишь часть работы, но это обязательный раздел его деятельности, содержание которого многообразно. Это получение информации об уровне работы по развитию речи и состоянию речи детей в дошкольных учреждениях района, составление плана с определением первоочередных и отдаленных задач, подбор актива дошкольных работников, серьезно занимающихся проблемами развития речи детей, методическая помощь воспитателям и заведующим в улучшении работы по данному разделу, распространение передового опыта (его поиск, совершенствование, пропаганда и внедрение), повышение квалификации кадров в данной области воспитания и обучения, постоянный контроль за качеством работы по развитию речи.
Методист, приступающий к работе, знакомится с детскими садами прежде всего по документации. Выводы и намечаемые задачи он записывает в рабочую тетрадь под рубрикой «Методика развития речи». В тетради отмечаются детские сады, в которых хорошо поставлена работа по развитию речи, и те, где работа ведется неудовлетворительно, записываются тематика докладов по развитию речи детей на педчтениях, замечания и выводы инспекторско-методических проверок и т. д. Эти записи используются затем при составлении общего плана работы.
После ознакомления с работой детских садов по документации методист намечает, какие из них следует посетить в первую очередь, распределяет поручения между общественными методистами. Целесообразно сначала посетить те дошкольные учреждения, в которых хорошо поставлена работа по методике развития речи. Это поможет выделить основные проблемы для проверки других детских садов.
К распространению передового опыта следует приступить как можно раньше — в начале учебного года.
Учитывая состав воспитателей, пожелания руководителей детских садов, методист намечает различные мероприятия для повышения мастерства работников дошкольных учреждений: курсы, кружки, открытые мероприятия. Он должен позаботиться об организации в своем районе школ передового опыта по родному языку, создать базовые детские сады, подобрать актив высококвалифицированных педагогов для руководства намечаемыми мероприятиями, так как без помощи актива он не сможет решить всех задач.
Определить качество работы в дошкольном учреждении можно лишь при непосредственном контакте с детьми, воспринимая их живую речь, знакомясь с их речевыми навыками.
Авторитет методиста повысится, если он покажет воспитателям неизвестный им новый прием, сумеет дать серьезный, обстоятельный анализ их работы и т. д.
Одним из условий успешной работы методиста является постоянное повышение его педагогического мастерства. Можно рекомендовать ему иметь постоянный базовый детский сад, своего рода лабораторию, где он будет вести долговременные наблюдения за развитием речи детей.
Хорошо, если методист особенно углубленно изучает какой-то один из вопросов методики развития речи (ознакомление детей с художественной литературой, обучение рассказыванию и т. д.). Он может длительное время накапливать материал по данному вопросу, углублять свои знания, что со временем дает возможность проводить в районе исследования по данной проблеме.
Все намеченные мероприятия методист включает в общий план своей работы, указывая сроки их выполнения, характер оформления результатов (доклад, устное выступление).
Оценивая работу педагога, надо хорошо знать состав детей. Это даст возможность учесть влияние семейного воспитания на уровень развития их речи. Следует тщательно ознакомиться с деятельностью воспитателя. Ведь высокие результаты иногда могут быть достигнуты за счет каких-то перегибов (произвольное увеличение количества и длительности коллективных занятий, злоупотребление индивидуальными дополнительными занятиями, перегрузка детей и др.) или за счет недоработки других разделов программы.
Методист — это открыватель всего нового, передового. Очень часто открытие передового соседствует с его исследованием и совершенствованием.
У методиста области, края или республики значительно меньше возможностей непосредственно ознакомиться с опытом работы воспитателей, так как он узнает об этом опыте только из отчетов, докладов, выступлений педагогов на конференции. Поэтому сведения, сообщаемые районным методистом, должны быть обстоятельными, обоснованными.
Методист не должен забывать, что его задача не только находить и распространять передовой опыт, но и содействовать его появлению. Путь к этому — совершенствование мастерства педагогов, воспитание у них устойчивого и глубокого интереса к своей работе.
Прежде всего методист знакомит заведующих с тем, какие условия необходимо создавать для формирования речи детей. Такую информацию заведующие получают во время посещения детского сада, где хорошо налажена работа по развитию речи. Эта информация может быть дифференцированной: для начинающих и для более опытных заведующих.
Затем выявляются воспитатели, у которых хорошо поставлена работа по методике развития речи. Желающих углубленно работать над этой проблемой объединяют в постоянно действующий семинар, который ведет сам методист. Участники семинара вскоре становятся его надежными помощниками.
С целью распространения и внедрения передового опыта методист содействует организации открытых занятии в учреждениях, где работа по данному разделу ведется творчески.
Методист всемерно помогает обобщать лучший опыт. Полезно организовать групповую консультацию «Как обобщить свой опыт по развитию речи детей». Широко практикуются индивидуальные консультации, помогающие воспитателю оформить опыт работы в доклад, сообщение. В методическом кабинете желательно создать постоянный стенд, на котором будут пропагандироваться лучший опыт, новые данные научных исследований в области методики развития речи. Наряду с этим организуются временные выставки, где бывает представлен необходимый для практической работы материал.
В настоящее время возникли такие формы распространения лучшего опыта, как создание базовых детских садов (где вся воспитательная работа ведется на высоком уровне) и школ передового опыта (детские сады, демонстрирующие в течение года правильную постановку работы по одному разделу программы). Эти формы работы ценны тем, что учат на живом примере, убеждают практикой. Методист должен позаботиться о том, чтобы в районе имелась не одна, а несколько школ передового опыта по родному языку, и всемерно помогать руководителям этих детских садов.
Существуют школы передового опыта как воспитателей, так и заведующих. В первом случае демонстрирует свой опыт воспитатель, а слушателями являются его коллеги. Во втором случае заведующая показывает, как она организует методическое руководство работой воспитателей по вопросам развития речи детей. Слушатели — заведующие других детских садов.
Практика показала, что подобная школа должна быть как минимум двухгодичной, так как, кроме лекций, собеседований, составления рефератов, проведения практических занятий, необходимы еще семинарские занятия по обмену опытом, взаимопосещения, итоговые встречи.
В любых методических мероприятиях нужно стремиться продемонстрировать как можно полнее объект изучения — детскую речь. Желательно прослушать речь детей, записанную на пленку, показать кинофильм, организовать для слушателей просмотр детской деятельности. Показ работы воспитателя с детьми в качестве иллюстрации к лекциям может быть использован и в таких сложных мероприятиях, как областные семинары.
Работу с кадрами по повышению квалификации проводят дифференцированно: учитываются образование, стаж работы и должность, а в некоторых случаях — интересы, способности и склонности (кружки художественного чтения, кукловодов, семинары-специализации).
Кроме коллективных форм работы методист использует и индивидуальные. При посещении детских садов, встречах с дошкольными работниками, в личных беседах он выявляет их знания и умения, в дружеской форме подсказывает, что и как нужно улучшить в работе, убеждает в важности всего процесса формирования речи детей прежде всего для умственного воспитания, подготовки к школе. Заинтересованность методиста, тактичная форма разговора не оставит собеседника равнодушным. Желательно, чтобы педагог с помощью методиста наметил задачи для дальнейшей работы.
Методист принимает участие в организации курсов повышения квалификации по методике развития речи, которые организуются отделами народного образования. Программы курсов дифференцированы, зависят от их целей и состава слушателей.
Вопросы методики развития речи рассматриваются также на семинарах и в кружках для заведующих и воспитателей. Задача методиста — подготовить квалифицированных преподавателей для этих семинаров и кружков, координировать их деятельность.
Обычно преподавателями на курсах являются заведующие детскими садами и воспитатели-методисты, педагоги училищ, методисты отделов народного образования. Для руководства работой преподавателей методист объединяет их в предметную комиссию, на совещаниях которой (2 раза в месяц) знакомит с работой друг друга: обсуждаются сложные разделы программы, согласуется распределение часов по темам, рассматриваются интересные формы работы со слушателями. В дальнейшем он контролирует работу курсов и кружков, организует взаимное посещение преподавателями занятий.
Заслуживает одобрения такая форма повышения квалификации дошкольных работников, как обзорная лекция по методике развития речи. В такой лекции нужно раскрыть важнейшие задачи данной методики, информировать слушателей о вновь созданных базах передового опыта по развитию речи, дать обзор новейшей литературы. Лекцию методист приурочивает к какому-либо общему мероприятию (совещание, встреча актива и т. д.). Содержание обзорной лекции постоянно обновляется.
Методист организует соревнования коллективов детских садов, смотры. Это может быть смотр лучшей работы по развитию речи, смотр технических средств обучения родному языку и их использования в работе (радио, телевидение, проигрыватель, диафильмы, кинофильмы). Конкурсы проводят в пределах района, города, внутри одного детского сада. Они бывают разных видов: конкурс кукольного театра (всех видов), конкурс педагогов — любителей художественного чтения и др. (Положение о каждом смотре или конкурсе нетрудно разработать.) При проведении таких мероприятий необходимы гласность, массовость в обсуждении результатов, широкий показ лучших достижений.
Большое место в работе методиста занимают консультации, как групповые, так и индивидуальные, которые, как правило, даются на месте, т. е. в детском саду.
Методист инструктирует руководителей методических объединений, проверяет их деятельность.
Вопросы методики развития речи ставятся и на конференциях, педчтениях, на занятиях родительских университетов.
Своеобразной формой повышения уровня мастерства и культуры педагога является день воспитателя. В этот день проводятся тематические вечера, встречи с писателями, композиторами.
Тематическая проверка детских садов
Существует несколько видов инспекторско-методической проверки детских садов: фронтальная (всесторонняя), тематическая, или выборочная (обследование отдельного организационного или педагогического вопроса), комбинированная (общее знакомство с состоянием работы в детском саду и более подробное изучение одной из ее сторон).
При тематической проверке методист придерживается общих рекомендаций по инспектированию. Нужно продумать, какие учреждения выбрать для такой проверки, предварительно ознакомиться с работой в данном детском саду (по анкетам, актам и т. д.), посмотреть результаты предыдущих проверок, чтобы установить, какие произошли сдвиги по данному разделу работы. Начинающему методисту полезно составить план проверки, в который войдут беседа с заведующей, ознакомление с годовым планом работы детского сада, календарным планом методической работы, с протоколами педагогических совещаний.
Методист отмечает, какие задачи по развитию речи детей намечал коллектив, чем объясняется их выбор, существенны ли они, как практически отразилось влияние проведенных мероприятий на работе воспитателей. Затем методист посещает несколько групп, стремясь в каждой посмотреть какой-либо законченный педагогический процесс (занятие, сбор на прогулку). Он обращает внимание на речевые навыки детей, педагогические приемы формирования их речи, качество речи воспитателя. Если методист записывает все увиденное подряд, то на полях он должен делать пометки, выделяя три указанных выше элемента наблюдения и давая им свою оценку.
Затем необходимо ознакомиться с документацией, оборудованием педагогического процесса, с пособиями по родному языку.
Желательно для проверки приглашать в помощь общественного методиста (в этом случае можно проверить работу во всех группах). По итогам проверки составляется акт или докладная записка; эти итоги обсуждаются при участии методиста на педагогическом совещании.
Тема: Содержание и формы работы методиста
План:
· Основные управленческие уровни методической службы
· Активные (формирующие) формы работы
· Критерии эффективности работы методической службы:
· Создание условий для правильного развития ребенка
· Требования к речи взрослых
· Речь воспитателя как фактор развития речи детей
Методическая служба в дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней: стратегическом, тактическом и информационно-аналитическом.
На стратегическом уровне (методический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.
Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.
Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (методический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы.
Как известно, педагог – «профессия дальнего действия». Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.
При грамотном построении образовательного процесса деятельность педагогических кадров должна быть направлена:
* на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
* развитие интеллектуальных, творческих способностей;
* воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.
Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют:
* максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
* создать благоприятный психологический климат в коллективе;
* обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
* опробовать педагога в новой роли.
Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.
Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.
С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.
Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:
* эффективность для ребенка:
* положительная динамика качества обучения и воспитания;
* отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
* дифференцированный подход к каждому ребенку;
* эффективность для родителя:
* положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
* готовность и желание родителей помогать ДОУ;
* высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
* эффективность для педагога:
* положительный психологический климат в коллективе;
* заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
* удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
* качественно организованная система повышения квалификации;
* высокий уровень профессиональной деятельности.
Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта. Для этого методическая служба детского сада совместно с профсоюзной организацией реализует Программу укрепления здоровья сотрудников. Проводит различные мероприятия: тренинги здоровья, дегустационные столы здоровой пищи, посещение сауны и бассейна, организация динамического часа, коллективные поездки на природу и т. д.
Создание условий для правильного развития речи
Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также ранообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения.
Гигиена органов слуха и речи предполагает и обеспечение в детском саду общих гигиенических условий, и специальные профилактические меры по охране этих органов.
Особое внимание, как известно, уделяется охране органов слуха детей, для чего ведется борьба с шумом. Воспитатель должен знать состояние слуха каждого ребенка группы, чутко реагировать на жалобы детей на уши, разъяснять родителям вред «домашних» средств (вливания и т. д.), вслепую применяемых при лечении ушных заболеваний.
Гигиена органов речи включает в себя и заботу о легких и дыхательных путях ребенка, для чего важен правильный воздушный режим в детском саду, развитие емкости легких, укрепление мышц брюшного пресса. Легко ранимые у ребенка верхние дыхательные пути нуждаются в специальном закаливании, в своевременном лечении.
Задача заведующей — обеспечить периодическую санацию полости рта детей, лечение зубов. Желательно, чтобы детские сады систематически посещали врачи-специалисты: стоматолог, ларинголог. Они осматривают детей и вносят сведения о состоянии органов слуха и речи в медицинские карты, направляют на лечение (тонзиллит, неправильный прикус и т. д.).
Заведующая должна продумать, как обеспечить достаточное освещение, особенно учебных мест (правильное освещение поверхности рабочего стола, демонстрационных пособий, лица воспитателя; источник света должен находиться слева или сзади от детей) и книжного уголка.
Систематически вместе с врачом заведующая проверяет гигиеническое состояние мебели и пособий: соответствие росту ребенка стола и стула, достаточную четкость и яркость картин, необходимый размер пособий, чистоту и опрятность пособий, а также всей обстановки.
Одновременно с созданием гигиенических условий внимание воспитателей нужно привлекать к выработке у детей культурных навыков, способствующих охране речевых органов. Воспитатель приучает детей к самостоятельному уходу за полостью рта и носа: полоскать рот после еды, раздувая щеки, омывая водой зубы со всех сторон; с пяти лет правильно чистить зубы, водя щеткой сверху вниз; правильно сморкаться, пользуясь индивидуальным чистым платком. Родителям следует напоминать, что необходимо часто менять носовые платки детей. Предупреждая трещины и другие заболевания губ, воспитатель приучает детей по мере надобности вытирать платком уголки губ, запрещает часто их облизывать. Каждый сотрудник детского сада должен помнить, что следует заботиться о нежных голосовых связках детей: не допускать резких криков, визга, пения на холодном воздухе. Врач или медицинская сестра в беседах с родителями рассказывает о проведении местного закаливания ушных раковин, шеи, что очень важно для предупреждения простудных заболеваний, отрицательно сказывающихся на состоянии речевых органов детей.
Требования к речи взрослых
Заведующая должна быть организатором режима речевой культуры в своем детском саду. В начале года ей необходимо провести информацию об общих педагогических требованиях к речи взрослых (для всех сотрудников, включая и обслуживающий персонал). Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу. Все это непроизвольно и незаметно будет копироваться детьми. Специального внимания требует грамматическая сторона речи сотрудников, борьба с элементами просторечия и местного говора. Заведующая выявляет примеры неправильных выражений, ошибок и при случае очень тактично указывает на них товарищам по работе.
Необходимо, чтобы заведующая уделяла особое внимание речи воспитателей, умела ее анализировать и, если требуется, оказывать помощь в ее совершенствовании.
Речь воспитателя как фактор развития речи детей
Заведующая должна неустанно подчеркивать роль речи педагога как условия и средства формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь педагога должна быть эталоном для детей.
При анализе речи воспитателя заведующая оценивает ее с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам). Заведующая или методист начинают анализировать речь воспитателя с того, что отмечает, о чем полезном, новом, нужном он сообщил детям, что упустил или исказил.
Знакомясь с работой воспитателя, сначала нужно выяснить, какие знания, сведения дает он дошкольникам, как истолковывает поступки и действия детей, окружающих людей, какова направленность его оценок, суждений (моральных, интеллектуальных, эстетических). В этом отношении нужно быть особенно внимательным к речи педагога в обыденной обстановке: во время отдыха, на прогулке, в раздевальной, в трудовой деятельности и т. д., так как зачастую в это время содержание его речи становится бедным, ограниченным организационными, дисциплинарными обращениями.
Затем можно переходить к оценке формы речи педагога.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. В предыдущих разделах говорилось об использовании художественного слова, фразеологических оборотов.
Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции.
Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.
Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.
Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная направленность: в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, яркая эмоциональностъ речи.
Прежде всего заведующая и методист должны помочь педагогам в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач. Кроме того, в детских садах проводятся индивидуальные консультации, действуют кружки по технике речи и выразительному чтению. Заведующая рекомендует педагогам взаимопосещения с целью обмена опытом. В методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика), диалектизмами.
Заведующая помогает воспитателям организовать аналогичную работу с родителями, советует, как надо использовать индивидуальное общение, наглядную пропаганду.
С нянями заведующая также проводит серьезную работу — разъясняет, что няня — помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т. д.
Каждый дошкольный работник должен считать професиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.
Пособия по развитию речи
В каждом детском саду имеются наглядно-методические пособия общего назначения, которые хранятся в педагогическом кабинете и используются всеми педагогами.
Среди методических пособий выделяются печатные и рукописные. В библиотеке, составленной из пособий и другой литературы, должна быть выделена рубрика «Методика развития речи». Методист ведет систематический каталог книг, журнальных статей: желательно, чтобы в нем также были разделы, посвященные инструктивно-директивным материалам, основным задачам развития речи, организационным вопросам, проблемам развития речи в раннем возрасте и др. Из фондов библиотечной литературы методист организует витрину новинок и периодические тематические выставки. Хорошо, если демонстрируемая литература сопровождается краткими аннотациями, рекомендациями отдельным воспитателям по ее изучению и использованию.
Рукописные методические пособия отражают передовой опыт данного детского сада и других дошкольных учреждений (конспекты, доклады, перечни занятий, сценарии и др.). Эти материалы необходимо своевременно обновлять, изымать устаревшее, правильно оформлять: следить, чтобы на каждом были указаны автор или источник, дата создания. Для учета можно рекомендовать педагогам делать отметку об использовании пособия (на вкладыше или обложке). Такие отметки будут свидетельствовать о его нужности, актуальности. Данный материал также систематизируется по разделам методики развития речи, по возрастным группам и кварталам учебного года.
Кроме того, в педагогическом кабинете хранится часть наглядных пособий для работы с детьми (натуральные, изобразительные) — так называемый дидактический материал. В ряде случаев методист сосредоточивает в кабинете некоторые виды пособий, предназначенных для отдельных занятии и педагогических мероприятий в разных возрастных группах (серии картин, альбомы, крупные иллюстрации и фотографии, игровые персонажи и др.). Иногда он создает образцы наглядного материала и рекомендует воспитателям использовать их при подборе аналогичных пособий для своих групп. Особенно полезно это делать в базовых детских садах, часто демонстрирующих свой опыт или принимающих на практику учащихся педучилищ.
Такие образцы наглядных пособий можно систематизировать примерно следующим образом: а) типичные игрушки для рассматривания и описания, в том числе механические и электронные; 1—2 набора для рассказов-инсценировок; б) 1—2 комплекта натуральных предметов, в том числе раздаточных (почтовые или школьные принадлежности и т. п.); в) образцы детских поделок и рисунков для занятий по обучению рассказыванию; г) материал для краеведческой работы с детьми подготовительных к школе групп (фотографии, на которых запечатлены труд людей из ближайшего окружения, достопримечательности данного микрорайона, образцы продукции предприятий, записи рассказов взрослых, рекомендации по использованию музея, организованного в ближайшей школе, организации тематических прогулок в детском саду и дома и пр.).
Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и соответствующие аудиовизуальные пособия: экранные — диафильмы, слайды и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи, магнитофильмы; экранно-звуковые (озвученные) диафильмы, звуковые кинофильмы, телепередачи.
Подробная характеристика и перечни данных пособий, а также приемы и методы их применения даются в «Инструктивно-методическом письме об использовании технических средств обучения в учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений» (М., 1979).
Наглядные и аудиовизуальные пособия также должны быть систематизированы (на них заводится картотека). Внимания методиста требуют такие вопросы: пропаганда имеющихся технических средств (стенд, уголок ТОО, выставка, информационные объявления, смотры-конкурсы и др.), формы учета пособий и выдачи их воспитателям (каталоги, списки, индивидуальные формуляры педагогов и др.), изучение спроса и самостоятельного использования их педагогами в работе с детьми.
Помимо пособий, хранящихся в педкабинете, каждая возрастная группа имеет свой учебно-наглядный материал. Методист контролирует его подбор и применение, особенно пособий, предназначенных для самостоятельного использования детьми (об этом говорилось выше в соответствующих темах), а также рабочего оборудования для занятий (наборное полотно, настольная ширма и др.).