Методы умственного воспитания
Методы умственного воспитания рассматриваются как способы, с помощью которых педагог организует мыслительную деятельность детей, формирует их познавательные интересы, развивает интеллектуальные способности.
Применение того или иного метода определяется возрастными особенностями ребенка и, прежде всего, основной формой и уровнем развития мышления, особенностями его мотивационной сферы.
Основными формами мышления детей-дошкольников являются наглядно-действенное и наглядно-образное, и лишь к старшему дошкольному возрасту формируется логическое мышление. В связи с этим в педагогике выделяются следующие основные методы умственного воспитания: практические, наглядные, игровые и словесные.
Следует отметить, что эти методы крайне редко используются изолировано. Чаще они применяются в комплексе друг с другом.
Практические методы - это такие методы, при которых познавательная деятельность ребенка носит практический характер. Эта деятельность предполагает реальное преобразование вещей, в результате которых получается реальный продукт.
Наглядные методы - это методы, основанные на использовании реальных предметов и явлений или их изображений, моделей, схем.
В дидактике разработано много различных форм наглядного обучения. Основные из них - демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), работа с раздаточным материалом, демонстрация наглядных пособий и моделей.
Игровые методы. Их достоинство заключается в том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка- дошкольника. В ней он действует с эмоциональным подъемом, значительно меньше устает, чем на занятии. Основной формой игровых методов выступают дидактические игры. А.П. Усовой были выделены две функции дидактических игр: совершенствование и закрепление знаний и усвоение новых знаний.
Существенное значение для умственного воспитания имеют ролевые игры. В них у ребенка формируется умение управлять своим поведением, развивается произвольность психических процессов, возникает и формируется план мыслительных действий.
Словесные методы - это методы, позволяющие ребенку осознавать учебный материал, излагаемый в словесной форме. Такое осознание возникает не сразу. На 4-м и 5-м году жизни ребенок усваивает словесные объяснения, сопровождающиеся показом соответствующих объектов. Затем объем наглядного материала специально сокращается и ребенок может усвоить достаточно сложное для его возраста содержание на основе словесных методов. Эффективными и доступными формами изложения знаний являются рассказ и беседа.
Известными отечественными дидактами М.Н. Скаткиным и И.Я.Лернером предложена иная классификация методов как способов познавательной деятельности ребенка:
объяснительно-иллюстративный или репродуктивный. Ребенок усваивает
готовое знание;
проблемный. Педагог выдвигает проблему, а затем последовательно при
активном участии ребенка решает ее;
исследовательский. Поставленную задачу ребенок решает сам, а педагог в
случае необходимости лишь корректирует его действия;
частично-поисковый. Решение познавательной задачи ребенок осуществляет
самостоятельно.
Литература:
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
2. Виноградова Н.Ф., Кудикова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
4. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики. - М., 1980
5. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка, // Вопросы
психологии. 1969, № 1.
6. Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М.,1983.
7. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.,
1984.
8. Поддяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.
9. Усова А.П. Обучение в детском саду. -М.,1970.
10. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. - М.,1966.
Контрольные задания по теме: