Тема № 5. Воспитательная работа в вузе
План:
1. Воспитание студентов как система, ее структурные элементы.
Управляющая и управляемая системы.
2. Цель, задачи и принципы воспитания студентов в
условиях вуза.
3. Содержание воспитательной работы в вузе. Основные
направления воспитательной работы.
4. Технологии, формы и методы воспитания студентов.
5. Содержание воспитательной работы куратора
студенческой группы.
Вопрос № 1
Формирование и развитие личности юношеского возраста
продолжается и в условиях обучения в вузе. По мнению Б.Г.Ананьева,
«преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентация, с одной стороны,
интенсивное формирование специальных способностей в связи с
профессионализацией, с другой, - выделяют этот возраст в качестве центрального
периода становления характера и интеллекта».
Личность студента, будущего специалиста формируется
под воздействием всего социально-экономического и социокультурного уклада жизни
современного общества. Особую роль при этом играет система воспитательной деятельности
вузовского коллектива. Успех воспитательной работы преподавателей определяется
степенью научной обоснованности и продуманности Концепции воспитательной работы
вуза, единством целей, задач, содержания и методов воспитания студенческой
молодежи.
Воспитание студентов в условиях вуза - одна из ведущих категорий педагогики высшей
школы. Оно трактуется как процесс совместной деятельности преподавателей и
студентов по формированию у будущих специалистов профессионально значимых
личностных качеств. Сущность и глубинный смысл воспитательного процесса
заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего
(субъективного), переводится в область сознания молодого человека, чтобы найти
затем свое выражение в моделях того или иного поведения или способа деятельности.
Процесс воспитания студента есть управление процессом
становления его личности как профессионала и гражданина. Это есть создание условий
для его профессионально-личностного саморазвития и самоактуализации.
Исходя из общей теории управления, можно сказать, что
воспитание как управление процессом формирования личности специалиста включает
в себя следующие функции:
- диагностика уровня воспитанности, образованности и
развития студента;
- проектирование развития личности специалиста,
планирование необходимых воспитательных воздействий;
- организаций воспитательных воздействий;
- регулирование и мотивация деятельности личности;
- итоговый учет, анализ результатов воспитательных
воздействий, контроль соответствия воспитательных результатов проекту развития.
Управление воспитательной работой осуществляется на
различных уровнях. Так, ректорат определяет и разрабатывает политику в сфере воспитания,
а также план воспитательной работы вуза. Деканат осуществляет планирование и
организацию воспитательной работы на факультете согласно утвержденному плану
воспитательной работы вуза; координирует воспитательную работу кафедр и
кураторов факультета; совместно с органами студенческого самоуправления
участвует в подборе и расстановке руководителей общественных организаций;
оказывает помощь студентам в планировании и организации деятельности, имеющей
воспитательную направленность. Кафедры осуществляют подбор
преподавателей-кураторов; в рамках дисциплин кафедры обеспечивают воспитательную
направленность учебного процесса.
С позиций системного подхода воспитание студентов
представляет собой совокупность таких элементов, взаимосвязанных между собой,
как цель, содержание, технологии, формы и методы воспитания, его результаты.
Вопрос № 2
Целью воспитания студентов в условиях высшей школы
служит формирование и развитие общей и профессиональной культуры будущих
специалистов. Воспитательная работа в вузе нацелена на подготовку высококвалифицированных
и компетентных молодых специалистов, готовых к производственной, общественной и
культурной деятельности.
С позиций компетентностного подхода к высшему
профессиональному образованию в качестве цели воспитательной работы в вузе
выступает формирование общекультурных и социально-личностных компетенций
будущих специалистов высшей квалификацией.
Задачи воспитательной работы в вузе:
- воспитание духовно развитой, современно и
перспективно мыслящей личности;
- создание организационно-педагогических условий для
формирования у студентов личностных и профессионально значимых качеств, которые
дадут им возможность активного профессионального и личностного роста в условиях
динамично развиващегося демократического, многонационального общества и
государства;
- формирование у будущих специалистов глубокого понимания
социальной роли профессии, позитивной и активной установки на ценность избранной
специальности, ответственного отношения к профессиональному долгу.
На личностном уровне воспитание связано с дальнейшим
формированием жизненной позиции молодого человека, содействием в поиске ответов
на вечные вопросы: отношение к миру, жизни, себе, окружающим, прошлому, настоящему
и будущему. В этой совокупности можно выделить три основные группы проблем:
1)
каков мир, как к нему относиться, что есть
Добро и Зло, во что и в кого верить, каков идеал человека и человеческой жизни,
т.е. наиболее общие вопросы мировоззрения, человеческого существования;
2)
как строить
собственную жизнь, какой предпочесть образ жизни, какие ценности считать
своими, к какой традиции примкнуть, к чему стремиться в профессиональной деятельности,
кого считать своим образцом, чему посвящать досуг и другие жизнестроительные
проблемы;
3)
как относиться к
людям, окружающим, близким, друзьям и недругам; как строить отношения в семье и
разрешать конфликты, воспитывать детей; как относиться к людям другой
национальности, культуры, веры и др., т.е. моральные проблемы.
Относительно формирования жизненного вектора личности
перед преподавателями стоит сложная воспитательная задача ориентации студентов
на образ человека, который верит в свои собственные силы и возможности, намерен
утвердить себя в жизни за счет собственного ума, собственной деловой активности,
построенной на свободе выбора и ответственности за этот выбор.
Воспитательная работа в вузе призвана осуществляться с
учетом требований к организации педагогической деятельности, указывающих ее
направление и носящих название принципы воспитания. В.А.Сластенин и др. отмечают значимость и необходимость
соблюдения преподавательским составом следующих принципов воспитания в работе
со студентами:
- гуманистической направленности;
- целостности учебного и воспитательного процессов;
- индивидуально-личностной ориентации и дифференциации
воспитания;
- творческого начала в воспитании;
- последовательности и систематичности;
- ориентации содержания воспитания на развитие
социальной активности студентов.
Вопрос № 3
Содержание воспитательной работы в вузе включает в
себя различные направления, основными из которых являются профессиональное,
гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Остальные направления (правовое, физическое, трудовое и др.)
выступают частью основных или органически примыкают к ним. Конкретный вуз,
учитывая свой профиль, наряду с основными может выделять и такие направления,
которые выражают специфику подготовки специалистов. Важнейшим направлением,
центрирующим все другие направления воспитательной работы, является
профессиональное воспитание будущих специалистов, в результате которого
обретается система профессиональных ценностей и мотивов, формируется
профессиональная культура.
Вопрос № 4
Юношеский возраст совпадает с периодом обучения
студента в вузе. Как важно, чтобы в этот период молодой человек встретил на
своем пути яркую личность преподавателя, широкой эрудиции и высокой культуры.
Воспитательное мастерство преподавателя вуза представляет
собой сложное, многоаспектное умение воздействовать на ум, чувства и волю студентов
с тем, чтобы успешно решать воспитательные задачи. Такое мастерство предполагает
знание психолого-педагогических закономерностей вузовского воспитательного
процесса; знание особенностей юношеского возраста; знание процесса изменения и
развития качеств личности студента в зависимости от тех или иных условий,
используемых методов и приемов воспитательного воздействия и взаимодействия.
Непосредственное воспитательное воздействие на
студентов преподаватель осуществляет при помощи многочисленных педагогических
умений, к числу основных из которых можно отнести:
- анализировать и оценивать педагогические ситуации;
- изучать студента в отдельности и коллектив в целом;
- планировать воспитательную работу;
- организовывать студентов;
- воздействовать на студентов словом, убеждать;
- точно выражать свои чувства и отношение голосом,
мимикой, жестом. По мере овладения ими в работе преподавателя появляется
естественность, являющаяся важнейшим признаком педагогического мастерства.
В системе управления воспитательной работой на
факультете особое значимое место принадлежит куратору студенческой группы.
Куратор организует и направляет воспитательный процесс в академической группе;
являясь посредником между деканатом и студенческой группой, информирует
студентов о важнейших событиях вузовской и факультетской жизни; осуществляет контроль
за учебной и внеучебной деятельностью студентов.
Задачи
воспитательной работы куратора исходят из общей воспитательной стратегии на
факультете:
1.
Содействовать созданию,
сплочению и воспитанию коллектива студенческой группы.
2.
Оказывать
организационно-педагогическую помощь студентам в преодолении адаптационных
трудностей.
3.
Содействовать в организации эффективной самостоятельной работы
студентов, контролировать ход ее выполнения.
4.
Координировать
требования и усилия преподавателей, работающих в группе.
5.
Осуществлять
индивидуальную и групповую воспитательную работу со студентами.