Педагогическая и художественная ценность пословиц, поговорок, загадок

Вопросы к экзамену по мировой детской литературе

(для студентов 1 курса дневной формы получения образования)

• Специфика детской литературы как искусства слова.

Детская литература является составной общей литературы, но имеет свою специфику. Главное отличие детской литературы составляет её возрастная ориентация. Т.е. детская литература учитывает возраст читателя (выделяют 4 возрастные группы читателей детской книги: дошкольный возраст, младший школьный возраст, средний школьный возраст, старший школьный возраст).

Своеобразие для дошкольного определяется спецификой героев, сюжета, языка, стиля и оформления. Героем дошкольной книги является герой-сверстник; его характер раскрывается в поступках; автором намеренно выделяется ведущая черта.

Сюжет отличается быстрым развитием событий, занимательностью и однонаправленностью.

Язык дошкольной книги должен быть грамотным, литературным, доступным.

Стиль отличается оптимистичностью, романтизмом, позитивом.

Оформление: дошкольная книга создаётся двумя авторами: писателем и художником-иллюстратором. Иллюстратор обогащает и облегчает восприятие произведения.

За заслуги в детской литератур вручают премии. Важнейшей премией является – золотая медаль Г.К. Андерсена. Премия присуждается с 1956г. Один раз в два года. Лауреаты: Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Джанни Родари.

• Английская литературная сказка (обзор).

Льюис Кэрролл Написал «Приключение Алисы в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье». Обе сказки относятся к жанру абсурда. В сказках об Алисе представлены различные виды абсурда: внешнего облика и поведение героев, пространственных и временных отношений, логический и словестный абсурд( оживление метафор, каламбуры).

Кэрролл использует приёмы «усиления комического». В сказках широко используется народное творчество.

Редьярд Киплинг. Лауреат Нобелевской премии, автор стихов, рассказов, романов для взрослого читателя.

Написал: «Книга джунглей», сборник «Сказки просто так» в который вошли: «Откуда у кита такая глотка?», «Отчего у верблюда горб?» и др.

Неповторимость сказок: выраженность познавательного начала, увлекательность сюжета, словесная игра, дополнение текста сказок рисунками автора.

Алан Милн – поэт, прозаик, драматург, публицист. Сборники стихов: «Когда мы были молоды», «Теперь нам уже шесть»

Сказочная повесть «Винни-Пух и все-все-все. В повести: отказ от метафоричности, в образах героев воспроизводятся детский характеры и типы мышления.

Повесть включает 18 глав. Дошкольникам предлагается выборочное чтение.

• Наизусть 2-3 колыбельные песни

Вы коты, коты, коты У вас жёлтые хвосты. Вы коты, коты, коты, Принесите дремоты   Баю-баюшки-баю Не ложися на краю Придёт серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок Под ракитовый кусток К нам, волчок, не ходи, Нашу Сашу не буди Баю, баю, бай.. Ты, собаченька, не лай, Белолапа, не скули, Мою Таню не буди. Тёмна ноченька – не спится, Моя Танечка боится.. Ты, собаченька, не лай, Мою Таню не пугай!

· Общее понятие о детском фольклоре. Принципы классификации.

Фольклор – устное народное творчество, предшественник литературы, значительно древнее её.

Фольклор имеет свои особенности: Устность бытования(из уст в уста), коллективность создания, вариативность, традиционность.

Понятие «детский фольклор» ввёл Бессонов в сборнике «Детские песни». Он отнёс к фольклору произведения трёх групп.

Произведения, созданные взрослыми для детей Произведения, созданные самими детьми Произведения для взрослых, которые перешли в детское чтение
Колыбельная песня, пестушка, небылица, посказулька, потешка Дразнилка, молчанка, поддёвка Сказка, пословица, поговорка, загадка, считалка, скороговорка

• Рассказы о детях в творчестве русских писателей конца 19 – начала 20 вв.

Основоположник русского рассказа о детях – Л.Н. Толстой. Жанры рассказов Толстого: Маленькие рассказы (2-8 предложений, адресовались в первоначальное чтение, например «Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню), рассказы-басни (для которых обязательный моральный вывод. Мораль вытекает из содержания. «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья»). Герои рассказов – дети, наделённые нравственными качествами, дети лишены недостатков. Дети изображены положительно, согласно концепции Толстого «Детство – золотая пора). Рассказы всех жанров включены в детское чтение. Эффективны для проведения этических бесед по рассказам на тему дружбы, честности, уважительного отношения к старшим, отношение к животным, труду.

В след за Толстым к жанру рассказов о детях обращается А.П. Чехов. В отличие от Толстого не писал специально для детей. Однако, в его творчестве насчитывается 23 рассказа о детях. Тема рассказов – внутренний мир ребёнка. «Дома», «Гриша», «Кухарка женится» и др. В этих рассказах раскрыты особенности дошкольного возраста: эмоциональность, двигательная и игровая активность, наивность мышления, конкретность восприятия и др. Детство раскрыто с трагической стороны. Ребёнок находится под абсолютным воздействием взрослых.

• Наизусть малые фольклорные жанры (2-3 образца каждого жанра).

Колыбельные
Вы коты, коты, коты У вас жёлтые хвосты. Вы коты, коты, коты, Принесите дремоты Баю-баюшки-баю Не ложися на краю Придёт серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок Под ракитовый кусток К нам, волчок, не ходи, Нашу Сашу не буди Баю, баю, бай.. Ты, собаченька, не лай, Белолапа, не скули, Мою Таню не буди. Тёмна ноченька – не спится, Моя Танечка боится.. Ты, собаченька, не лай, Мою Таню не пугай!
Поговорки
Как у нашей Дарьи всякий день аварии У всякого Егорки свои отговорки Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
Пестушки Потешка
Больший ноги шли по дороге: топ, топ, топ. Топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ. Потягуши-потягушечки. От носочков до макушечки. Мы потянемся – потянемся, маленькими не останемся, вот уже растём, растём, растём Сорока-ворока кашу варила, деток кормила: Этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала.
Пословицы
Маленький да удаленький Поспешишь – людей насмешишь Любишь кататься, люби и саночки возить

7. «Забавная» поэзия: содержание, образы, поэтика.

К забавной поэзии относятся: пестушки, небылицы, пословицы, потешки.

Пестушки читаются с младенческого возраста, это стихотворные приговоры + действия взрослых(действия напоминают массаж, например "Потиагунушки")

Небылица - стихотворение созданное мотодои обратной координации, с нарушнием логики. Некоторые небылицы - перевёртыши. Задача небылиц: восстановление, закрепление знаний об окружающем мире.

Потешка. Пестушка, приобретая сюжет, переходит в потешку.

Посказулька - небольшие сюжетные сказочки. Используются для подготовки детей к восприятию крупных жанров.

8. Психология и словотворчество ребенка в книге А. Милна «Винни-Пух и все остальные».

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Детское словотворчество возникает на основе обобщения и анализа речи, экспериментов и игр со словом как предметом, и интуитивного осознания грамматических форм. Теоретически оно объясняется недостаточным пониманием разнообразия грамматических форм и небольшим опытом общения детей раннего и дошкольного возраста. В большинстве случаев дети стремятся, как можно точнее скопировать речь взрослого. Но, стараясь с точностью воспроизвести слова старших, ребята интуитивно поправляют их. Изменив в услышанном слове лишь один звук, дети заставляют, тем самым, слово подчиниться их логике. Пытаясь самостоятельно отыскать смысл непонятных речей взрослых, ребенок вкладывает в услышанные слова совершенно другой смысл.

9. Наизусть по 2-3 жанра «забавной» поэзии.

Пестушка
Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок, А в головку разумок. Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ!  
Небылицы
Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из под собаки Лают ворота. Он схватил дубинку Разрубил топор, И по нашей кошке Пробежал забор. Крыши испугались, Сели на ворон, Лошадь погоняет Мужика кнутом. На болоте стоит пень, Шевелиться ему лень. Шея не ворочается, А посмеяться хочется. Лиса по лесу бежала, Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, Лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила.
Потешки
Сорока-ворока кашу варила, деток кормила: Этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала. Палец большой - парень с душой, Палец указательный - господин влиятельный, Палец средний - тоже не последний. Палец безымянный - с колечком ходит чванный, Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.   Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка. или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка - хороший! Ванечка - пригожий!

Педагогическая и художественная ценность пословиц, поговорок, загадок.

Педагогическая ценность пословиц и поговорок, обобщающих в художественной форме опыт народа, делает их важным средством ознакомления с окружающим миром, приобщения к ценностным ориентирам и емким средством речевого, в том числе, лексического развития. Используется для нравственного воспитания.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

Наши рекомендации