Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания
Физическое воспитание.
План:
1) Соотношение понятий «физическая культура», «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».
2) Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.
3) Содержание, средства, методы и формы физического воспитания.
4) Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушениями речи.
Литература:
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.,2001
- Дошкольная педагогика /Под ред. В.В.Бабаевой и др. М.,1992
- Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.М.,1991
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.М.,1985
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.М.,1973
- Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста . М.,1983
- Баркан А.И. Его величество Ребёнок какой он есть. М.,1996
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Составители Н.А Ноткина и др. СПБ.,1999
1. Соотношение понятий «физическая культура» , «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье-это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребёнка, составляет содержание физического воспитания, что при определённых условиях обеспечивает малышу физическое развитие (ведь ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье).
Учение о физическом воспитании является составной частью педагогики. При характеристике различных аспектов физического воспитания используются следующие понятия:
Физическая культура - наиболее общее понятие, рассматривающееся как часть общей культуры человека.Это совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.
Содержание физической культуры составляют:
1. личная гигиена, которая складывается из навыков в быту и труде (аккуратность, опрятность), привычки к гигиеническому режиму.
2. закаливание организма в естественных условиях природы
3. физические упражнения
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармонического физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества, профессии.
Физическое развитие – биологический процесс становления и изменения строения и функций организма человека. В узком смысле – это антропометрические и биометрические показатели ( рост, масса тела, объём лёгких, осанка и т.д.).
Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развития физических качеств ( способностей ), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, развитие двигательных навыков и физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному.
Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие ребёнка. У него активно формируются костно-мышечная, сердечно-сосудистая, нервная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития (которые обеспечивают общую высокую работоспособность, быструю приспособляемость организма к выполнению задач различного рода). Физические упражнения оказывают глубокое влияние на рост и развитие организма, расширение его функциональных возможностей.
Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие детей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях; движения активизируют работу всех анализаторных систем => быстрее и успешнее развиваются органы чувств; в ходе выполнения физических упражнений активно развивается ориентировка в пространстве. Двигательная активность положительно сказывается на развитии лобных отделов мозга, которые играют ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Движения пальцев и кистей рук стимулируют развитие речедвигательного центра.
Таким образом, крепкое здоровье – основа активной умственной деятельности.
Физическое воспитание тесно связано с нравственным. При выполнении гигиенических, закаливающих процедур, при проведении подвижных игр дети получают представления о нравственных поступках (аккуратности, смелости, честности), систематически в них упражняются, у них развиваются волевые качества (настойчивость, самостоятельность). Эмоциональная насыщенность большинства физических упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребёнка (формируется активность, инициативность, самостоятельность).
Физическое воспитание осуществляется в коллективных формах работы =>дети обучаются действовать в коллективе сверстников, формируются чувства товарищества, взаимопомощи, выдержка, организованность, дисциплинированность.
Физическое воспитание связано с эстетическим: полноценное физическое развитие - залог эстетического внешнего вида ребёнка. В ходе упражнений дети приучаются двигаться непринуждённо, красиво, выразительно, получают представления о красивой осанке, а это способствует воспитанию эстетических чувств.
Физическое воспитание неразрывно связано с трудовым: накопление в процессе физических упражнений двигательного опыта, развитие координации, силы движений, глазомера и др. способностей положительно сказываются на овладении трудовыми действиями и операциями.
Задачи физического воспитания.
Выделяются 3 группы задач (Г.В.Хухлаева и др.)
1) Оздоровительные задачи:
· Охрана и укрепление здоровья детей
· Закаливание организма как повышение сопротивляемости организма явлениям окружающей среды
· Правильное и своевременное развитие всех систем организма, развитие движений.
Эта группа задач выдвигается на первый план. Так как наиболее характерная особенность организма ребёнка-дошкольника – интенсивный рост и развитие. Но формирование систем и функций ещё незавершенно и это определяет высокую ранимость организма дошкольников.
2) Образовательно-коррекционные задачи:
--- формирование представлений о своём организме, о здоровье, об активности и отдыхе
--- формирование и коррекция умений и навыков выполнения основных движений
--- освоение культурно-гигиенических навыков; привитие навыков личной и общественной гигиены.
Решение задач данной группы связано с хорошей пластичностью детского организма, его высокими приспособительными возможностями. Ребёнок легко адаптируется к изменению условий, физической нагрузке. Он отличается высокой восприимчивостью к усвоению доступных знаний и навыков, и коррекции отклонений.
3) Коррекционно-воспитательные задачи:
а. формирование нравственно-физических качеств;
б. формирование потребности в физическом совершенстве;
с. развитие волевых качеств;
d. воспитание культуры поведения.
Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психологических возможностей детей.
Физическое воспитание в условиях детского сада строится с учётом 4-х основных принципов:
- принцип разностороннего развития личности ребёнка
- принцип оздоровительной направленности
- принцип связи физического воспитания с практической деятельностью
- принцип коррекционной и развивающей направленности
В развитом обществе физическое воспитание основывается на заботе государства о матери и ребёнке, улучшении жилищных условий, росте благосостояния людей и т. д.
Необходимыми условиями полноценного физического и психического ребёнка являются:
· создание гигиенической обстановки;
· обязательное выполнение режима, включая рациональное питание, полноценный отдых;
· охрана нервной системы;
· развитие движений и обеспечение разнообразной двигательной активности детей;
· мероприятия по закаливанию;
· контроль со стороны медицинского персонала, проведение необходимой профилактической и лечебной работы;
· тесный контакт дошкольного учреждения и семьи.
Детский сад должен уметь хорошую материальную базу для реализации всех условий физического развития (площадки, специальные тренажёры, стенки, скамейки, маты, мячи, обручи и т. д.).
Содержание, средства, методы и формы физического воспитания.
Основным документом, определяющим содержание работы по физическому воспитанию, является «Программа воспитания и обучения в детском саду». В ней отражается, как последовательно обучать детей двигательным умениям, развивать пространственную ориентировку, воспитывать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.
Естественнонаучные основы физического воспитания составляет учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова и их последователей о единстве организма и среды, целостности организма и регулирующей роли ЦНС в его жизнедеятельности.
Содержание физического воспитания составляют – знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья человека, а также двигательную культуру.
· Знание норм и правил санитарно-гигиенической культуры и умение их выполнять
· Овладение культурно-гигиеническими навыками (особенно актуально для детей с ДЦП. Это навыки еды, ухода за своим телом, соблюдение порядка в помещении, пользование одеждой и уход за ней);
· Овладение двигательными умениями и навыками: основные общеразвивающие движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); спортивные упражнения (плаванье); подвижные игры.
Рассмотрим, как реализуются задачи каждой группы практически.
Задачи 1-ой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл: от их успешного решения зависит здоровье, а часто и жизнь человека.
Забота о здоровье детей – актуальная проблема современного общества. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников тревожные: практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья.
Средствами реализации задач этой группы являются: рациональный режим жизни, полноценное питание, гигиеническая обстановка, оздоровительные силы природы, физические упражнения. Рассмотрим эти факторы в отдельности.
1) Режим – это рациональное чёткое чередование сна, бодрствования, приёма пищи, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определённой последовательности. Ритмичность и постоянство основных элементов режима позволяет сформировать у детей прочные стереотипы жизнедеятельности.
Общие требования к режиму:
* учёт возрастных особенностей детей, состояния их здоровья и уровня психического развития;
* постоянство режима (выработка динамического стереотипа);
* учёт времени года (в летний период увеличивается время пребывания на улице);
* учёт времени работы родителей (ведомственные детские сады).
Режим детского сада предусматривает различные виды детской деятельности: бытовую, игровую, учебную и трудовую. Место и время каждого вида деятельности определяется возрастом детей. Организатор режима в группе – воспитатель, дома – родители. В работе должна быть преемственность.
Нарушение режима дня влечёт к усталости, сонливости, рассеянности. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребёнка (заикание).
Особую значимость организация правильного режима дня имеет для детей с речевой патологией. Так как правильный режим создаёт благоприятные условия для работы высшей нервной деятельности (особенно важно для заикающихся, для детей гиперактивных, возбудимых, расторможенных, что наблюдается при различных речевых патологиях).
Требования к режиму дня детей с речевой патологией:
1.Основой режима дня является правильная организация сна и бодрствования. Сон охраняет нервные клетки от истощения, во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений, особенно от отрицательных эмоций. Необходимо создать все условия, чтобы сон ребёнка был глубоким:
· Приучать ребёнка ложиться спать в одно и то же время (в 20-21 ч.)
· Исключить перед сном чтение и рассказывание страшных историй и сказок, просмотр телевизора, шумные подвижные игры. Хорошо действует прогулка перед сном на свежем воздухе. Поглаживание «воротниковой» зоны действует успокаивающе.
· Устранить яркий свет, шум телевизора, радио, громкий разговор;
· Обязательно предусматривать дневной отдых (желательно сон) в течение 1,5-2 ч;
· Предусмотреть в течение дня разумное чередование разнообразных занятий с обязательным пребыванием на свежем воздухе.
Режим дня детей 3-6 лет должен включать: сон 11-13 часов; игры – около 4 часов; двигательная деятельность – 5 часов; дневной сон – 1 час 30 мин – 2 часа (или отдых); занятия – 30-40 мин. – 1 час 5 мин.
2. Питание – важный фактор здоровья. Питание обеспечивает рост и развитие организма. Оно должно быть сбалансированным, витаминизированным. Необходимо предусматривать потребление достаточного количества витаминов и минеральных веществ. Это особенно важно для детей с речевой патологией (алалия, заикание, дизартрия) с ослабленной нервной системой (витамины группы В особенно полезны для активизации деятельности нервной системы). Контроль за питанием в детском саду осуществляет врач и заведующая.
Воспитатель должен знать, что любит ребёнок, а что не любит и надо ли его заставлять или лучше не настаивать.
* Пища должна доставлять ребёнку удовольствие, надо, чтобы он ел с аппетитом.
* Вредны и недоедания, и переедания (полнота ещё не означает здоровья). Врачи советуют помнить, что существует 2 основных регулятора аппетита – физическая активность и окончание приёма пищи раньше, чем наступит ощущение полной сытости.
* «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым» - это во многом зависит от воспитателя
Необходимо создавать во время кормления такую обстановку, чтобы ребёнку хотелось есть без принуждения (внешний вид столов, их сервировка, то, как сидят дети – «спина к спине» или могут видеть друг друга, улыбаться друг другу и воспитателю).
* Процесс приёма пищи «оречевляется» воспитателем (названия блюд, их последовательность приёма. После еды – нужно уточнить названия блюд и т.д.). Не стоит запрещать детям разговаривать во время еды, это противоестественно. Нужно учить их разговаривать спокойно и не забывать о еде (а то ведь и среди взрослых можно встретить людей, которые или говорят, или едят, а совмещать эти два дела не могут).
Можно разработать своеобразный ритуал перед едой – «Слово» как своеобразная молитва, которую дети прочитывают перед едой: прочитав Слово, нужно взять на себя обязательство, а после еды будет Отчёт, все детки, отвечая на вопросы, будут поднимать руки (Чем лучше ты себя вёл, тем выше твоя рука).
Слово.
Я люблю свою семью
И её не подведу.
Я поем и суп, и кашу,
Всё, что даст нам мама наша.
Если мама даст нам рис-
Съем я руссу без каприз,
Потому что привереда
Остаётся без обеда.
Я смогу не баловаться,
Не болтать и не смеяться,
Пока ем, молчу как рыба,
А поел – скажу спасибо.
Чтоб себя мне уважать-
Буду слово я держать:
Только тот, кто держит слово,
Уважения достоин.
3. Оздоровительные силы природы – это закаливание и укрепление организма.
Закаливание – воспитание наибольшей устойчивости и приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, поступающим из окружающей среды. Закаливающие процедуры повышают сопротивляемость организма, воспитывают выносливость, смелость, решительность. Необходимо с раннего детства приучать детей к обтиранию; обливанию холодной водой. Закаливание должно быть систематичным, в течение всего года, с учётом сезонных явлений, постепенным увеличением силы раздражителей. Важен положительный фон закаливающих процедур. Особенно важно для детей с ринолалией, у которых есть анатомическая и физиологическая предрасположенность к простудным и вирусным заболеваниям, также для заикающихся.
4. Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания. Они стимулируют рост и развитие костно-мышечной системы, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга, повышают общий тонус коры, усиливают деятельность всех анализаторов, улучшают основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).
Физические упражнения можно проводить в виде: утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений и развлечений, простейший туризм.
Хорошо, если есть бассейн, организуется обучение езде на велосипеде, катание на лыжах, коньках и т.д. В детском саду для детей с ТНР организуется лечебная физкультура (ЛФК). Например, для детей с ДЦП, заикающихся, с ринолалией. Проводится пассивная гимнастика. Один из видов пассивной гимнастики – массаж. Он улучшает питание кожи и мышц, восполняет недостаток двигательной функции, улучшает функции нервной системы.
Массаж может быть: а). расслабляющий (гипертонус мышц)
б) тонизирующий (парезы, параличи)
с) точечный (воздействует на определённые точки)
Широко используется в работе с детьми с ринолалией, дизартрией, заиканием.
Задачи второй группы (образовательно-коррекционные) связаны с формированием у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства: формирование культурно-гигиенических навыков, образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.
Формы работы, в процессе которой решаются эти задачи: учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.
Основные методы: упражнения, беседа, экспериментирование, рассматривание картин и иллюстраций.
В работе детского сада большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании в раннем и младшем дошкольном возрасте, поэтому их легко можно научить всей последовательности операций (1,5-1,6 г.- возраст «Я САМ!»). Однако у детей с ТНР становление навыков самообслуживания часто задерживается, с ними нужна специальная работа.
Примерная последовательность формирования навыков самообслуживания:
4 года – дети должны уметь мыть руки, чистить зубы, полоскать рот (после еды), пользоваться носовым платком, соблюдать элементарную культуру поведения за столом.
5 лет – моют лицо с мылом, уши, шею, одеваются, замечают неполадки во внешнем виде других.
6-7 лет – действия самостоятельные, быстрые и точные, умываются быстро, не намочив пол, умеют самостоятельно следить за своим внешним видом, правильно пользуются вилкой и ножом, убирают игрушки, вводят дежурство.
Условия формирования культурно-гигиенических навыков:
· организация привлекательной обстановки (игровые приёмы, наличие определённого места для вещей: мыла, расчёски; использование потешек
· разделение действий на последовательность операций
· показ, объяснение, управление и контроль за выполнением действий, поощрение за малейшие успехи;
· пример взрослых и детей;
· индивидуальная работа.
Одна из задач данной группы – обучение детей основным движениям и их коррекция. При этом в традиционной системе физического воспитания акцент делался на воздействие со стороны воспитателя, а ребёнку отводилась роль послушного исполнителя, которому не нужно задумываться над механизмом влияния на его здоровье. Но в настоящее время ведущим является новый принцип (подход): ребёнка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем.
В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, с тала развиваться валеология – наука о здоровом человеке.
Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к своему здоровью; должен понимать, что среди потребностей материальных и социальных потребность в здоровье, а => в здоровом образе жизни должна быть первичной. К сожалению, сейчас человек не ощущает своего здоровья (он ощущает нездоровье), не знает, как отзовётся его организм на то или другое воздействие,- в этом часто кроется причина безразличия и пренебрежения к своему здоровью.
Основной принцип валеологии – человек должен познать и сотворить себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью. Правда здесь может возникнуть противоречие: при чрезмерно усиленном внимании к своему здоровью у человека, даже маленького, может развиться равнодушие к другим людям, повышается эгоцентрическая фиксация на себе. Поэтому важно вдумчиво проводить работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетать её с решением задач нравственного воспитания.
Среди методов, с помощью которых реализуется такой подход в физическом воспитании, важное место занимает экспериментирование. Его цель – предоставить ребёнку возможность на практике познать, как функционирует его организм. Это возможно, когда мы формируем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма (попрыгай, побегай до тех пор, пока уже не захочешь этого делать. Почему не хочешь? Устал? Нужно отдохнуть. Что так бьётся у тебя в груди? Сердце. Как ты дышишь после того, как побегаешь? И т.д.). После подобных наблюдений воспитатель проводит беседу, вызывая у детей желание больше узнавать о самих себе.
Исследователи (психологи и др.) отмечают большой интерес детей к себе, к познанию своего организма. Воспитатель должен организовать специальные занятия и в повседневной жизни с помощью наглядных пособий и книг удовлетворять потребность детей в познании своего организма (Г. Юдин «Главное чудо света»).
Нужно научить ребёнка любить себя. В этом тоже кроется противоречие. Э.Фромм писал: «Хотя никто не возражает против применения любви к различным объектам, но широко распространено мнение, что в то время, как любить других – добродетель, любить
себя – грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе – то же самое, что эгоизм». Э.фромм опровергает эту точку зрения, утверждая, что любовь к себе рождает самоуважение, самолюбие.
Известный психолог С.Л. Рубинштейн также считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами, стимулирующими развитие. Но противоречие остаётся. Оно разрешается благополучно в том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумно уравновешивает любовь ребёнка к себе с любовью и уважением к другим (тесная связь физического воспитания с нравственным).
Третья группа задач (коррекционно-воспитательные) – направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными.
Средства реализации этих задач: деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, кинофильмы, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.).
Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (спортивные праздники, дни здоровья, физкультурные досуги).
Методы – упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
Детям с ТНР требуется воспитание таких качеств, как смелость, ловкость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство ответственности, товарищества. Это эффективно осуществляется в подвижных играх и упражнениях, при специальном обучении на занятиях физической культурой.
Воспитательные задачи решаются и при ознакомлении детей со спортсменами. Можно рассказать детям о ком-то из известных спортсменов, чемпионов, показать фотографии, рассмотреть картины. Хорошо, если есть возможность понаблюдать с детьми за тренировкой спортсменов, поговорить с ними. Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, хорошо предложить ребёнку, чтобы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют.
Важно, чтобы ребёнку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, чтобы это его желание поощрялось и поддерживалось (дух самосовершенствования).