Анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи (на примере МБДОУ детский сад № 59)
Основной целью экспериментальной части нашей исследовательской работы являлась разработка технологии по внедрению проектной деятельности в практику воспитателей ДОУ и привлечение к активному участию в этом родителей.
Работа проводилась в три этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно- экспериментальной работы нами была выделена группа, в которую входили: 5 девочек, 5 мальчиков и их родители.
Опытно–экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.
На I этапе (констатирующий)был проведен мониторинг, а именно:
§ Анкетирование педагогов, родителей;
§ Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.
Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду как источнику педагогического просвещения, и их педагогической потребности. Анкеты, предложенные родителям (Приложение № 1), были анонимными. Их заполняли все родители. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление ценностных ориентиров родителей, т.е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А так же, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней.
Выяснилось, что большинство (80%) считают себя грамотными воспитателями своего ребенка, понимают его, стараются не наказывать. Однако ответы на вопросы показали несостоятельность некоторых утверждений. Так на вопрос «Кто проводит с ребенком большую часть времени» - были получены следующие ответы:
§ с бабушкой (60%)
§ то с мамой, то с папой (6%)
§ с няней (5%)
§ со старшем братом (сестрой) (15%)
Особый интерес для нас представляли ответы на вопрос об источнике получаемой педагогической информации родителями, а также мнение родителей относительно совместной проектной деятельности. Вопросы об источнике получаемой педагогической информации родителями были закрытого типа. Предлагались следующие варианты ответов: педагогическая и психологическая литература, консультации у воспитателя и психолога в детском саду, интуиция, жизненный опыт. В результате ранжирования источники по своей значимости распределились следующим образом:
§ педагогическая и психологическая литература;
§ жизненный опыт;
§ консультации у воспитателя и психолога в детском саду;
§ интуиция и советы знакомых.
Опрос показал, что 40% родителей получают педагогические знания через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение); 10% опираются на жизненный опыт и интуицию; 26% обращаются за консультацией к педагогам в случае крайней необходимости, из них удовлетворены информацией лишь 36,7%. На вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (52%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами.
Вопросы по проектной деятельности были включены в анкетирование всех родителей воспитанников группы. Результаты мнения родителей относительно совместной проектной деятельности выглядели следующим образом:
§ (20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
§ отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов (10%);
§ большинство родителей (70%) перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Показатели результатов анкетирования родителей экспериментальной группы на констатирующем этапе приведены в таб.1
Таблица 1
Показатели активности родителей | Количество родителей, принимающих участие (%) |
На констатирующем этапе | |
Вопросы к воспитателям | |
Интерес к новинкам педагогической литературы | |
Проявление интереса к организации жизни в детском саду | |
Проявление интереса к проектной деятельности |
По результатам анкетирования педагогов ДОУ нами были определены личностные, профессиональные качества участников проекта:
§ выявлены отношение их к исследовательской деятельности;
§ творческий потенциал педагогов;
§ произведена оценка готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций;
§ изучение профессиональной готовности воспитателей к экспериментальной работе.
Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу нашего дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:
§ низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
§ нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
§ недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
§ низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.
Итак, констатирующий этап эксперимента показал отсутствие у педагогов представлений о проектной деятельности, выявил низкий уровень педагогической подготовки и психолого – педагогических знаний родителей, вместе с тем обнаружен интерес к проблеме использования новых форм сотрудничества детского сада с семьей как у педагогов, так и у родителей.
Данный этап показал необходимость разработки методических рекомендаций, плана работы педагога по подготовке проекта, цикла мероприятий для организации проектной деятельности во взаимодействии ДОУ и семьи.