Тактическая подготовка
Специфика служебной деятельности зачастую требует от сотрудников комплексного проявления тактически грамотных умений и навыков, применения физической силы, табельного оружия, проявления выносливости и ряда профессионально важных качеств для действий в сложных, экстремальных ситуациях7. Поэтому в профессиональной подготовке важная роль принадлежит таким видам ее, как тактическая, огневая и физическая подготовка8.
Цель тактической (тактико-специальной) подготовки — совершенствование знаний, умений и навыков сотрудников, позволяющих им эффективно действовать при решении оперативно-служебных задач, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и при проведении специальных операций.
Задачами тактической подготовки для всех сотрудников являются изучение и отработка:
• индивидуальных и коллективных действий в составе служебных нарядов и групп боевого порядка (в том числе с использованием специальных средств) в типичных ситуациях задержания правонарушителей в здании или на местности, остановки и досмотра транспортного средства, проникновения в помещение, пресечения массовых беспорядков и другое, а также способы согласованных действий сотрудников штатных служебных нарядов и групп;
• приемов и способов обеспечения личной безопасности в типичных и нестандартных ситуациях силового пресечения различных противоправных проявлений, при авариях, катастрофах, пожарах, наводнениях и других экстремальных ситуациях;
• правил пользования топографическими картами, планами, схемами, фотографиями местности и другими графическими документами, составления описания отдельных участков местности, измерения и ориентирования по карте и на местности.
Кроме того, задачами тактической подготовки руководящего состава органов (подразделений, учреждений) внутренних дел являются:
• совершенствование знаний в области теории управления органами (подразделениями, учреждениями) внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах;
• формирование практических умений и навыков в организации и подготовке органов управления, группировки сил и средств для действий в чрезвычайных обстоятельствах;
• закрепление практических умений в сборе, обобщении и анализе информации об оперативной обстановке, прогнозировании развития событий, принятии рациональных управленческих решений, планировании и управлении действиями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел и взаимодействующих сил;
• изучение новых приемов, способов и форм подготовки и ведения специальных операций, обобщение и внедрение передового опыта проведения специальных операций правоохранительными органами Российской Федерации и иностранных государств;
• другие вопросы тактической подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности9.
Организация и методика тактической подготовки предполагают, как правило, раздельное проведение занятий для руководящего состава и для всех остальных сотрудников. Например, занятия с руководящим составом проводятся в форме командно штабных учений (КШУ), на которых сотрудники разбиваются на игровое коллективы и вырабатывают графическое и текстуальное решение заданной игровой фабулы; проводится расчет необходимых сил и средств сводного отряда, определяются места дислокации сил, характер их взаимодействия при возникновении предполагаемых чрезвычайных ситуаций. В конце занятий проводится анализ представленных решений, их обсуждение, отмечаются наиболее оптимальные работы, подготовленные в соответствии с действующими приказами. Положительную оценку заслуживают комплексные занятия в виде тактико-специальных учений, на которых решаются задачи таких дисциплин как тактическая, специальная и физическая подготовки параллельно. Занятия начинаются со сбора личного состава по тревоге; на этом этапе проверяются и совершенствуются действия дежурной службы, работа системы оповещения, взаимодействие сотрудников отдельных служб. Далее, как правило, проверяется экипировка, при необходимости проводится вооружение личного состава, доводится оперативная обстановка и приказ на выдвижение в район проведения специальной операции. После прибытия в заданный район руководитель учений ставит задачу всем группам боевого порядка и после занятия ими исходных рубежей дает сигнал на начало проведения специальной операции. В зависимости от цели и решаемых задач обучения готовится фабула учений, а сотрудники на практике совершенствуют необходимые знания, навыки и умения. В последнее время такие учения проводятся нередко совместно с образовательными учреждениями.
Огневая подготовка — традиционный вид подготовки сотрудников правоохранительных органов, претерпевающий значительные изменения в последнее время под влиянием общего роста экстремальности их деятельности, распространения оружия среди населения, резкого учащения использования оружия криминальным миром10.
Цель огневой подготовки — выработка у сотрудников знаний, навыков, умений и качеств для законного и успешного применения различных видов оружия в оперативно-служебной деятельности.
Задачами огневой подготовки являются:
• совершенствование навыков обращения с огнестрельным оружием (извлечение оружия из кобуры, приведение его в боевую готовность, производство выстрела, устранение задержек при стрельбе и др.);
• совершенствование стрельбы с прицеливанием по неподвижным и движущимся целям в условиях ограничения времени на стрельбу;
• приемы стрельбы без прицеливания («навскидку»), в том числе по нескольким целям;
• приемы и способы пресечения противоправных действий с помощью табельного огнестрельного оружия, тактика применения и использования оружия в оперативно-служебной деятельности (принятие решения на открытие огня, выбор цели для поражения, стрельба в различных условиях и др.);
• другие вопросы огневой подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.
Организация и методика занятий по огневой подготовке определяется курсами стрельб из боевого оружия (пистолета, пистолета-пулемета, автомата, ручного пулемета, снайперской винтовки, ручного противотанкового гранатомета, подствольного гранатомета, метание ручных осколочных гранат) и наставлением по профессиональной подготовке сотрудников11. Нормативные документы и приказы ориентированы на подготовку сотрудников к использованию оружия в условиях, приближенных к реальным условиям оперативно-служебной деятельности.
Комплекс упражнений для обучения стрельбе из пистолета предусматривает формирование у сотрудников навыков:
- производства меткого выстрела по неподвижной цели с места днем в неограниченное время на дистанциях до 25 м;
- скоростной стрельбы; стрельбы после передвижения во время коротких остановок;
- стрельбы с переносом огня по фронту;
- стрельбы из различных положений, в том числе с использованием укрытия;
- стрельбы после физической нагрузки;
- стрельбы со сменой магазина;
- стрельбы со сменой позиций и положений для стрельбы;
- скоростной стрельбы с выбором;
- скоростной стрельбы после внезапного появления целей;
- стрельбы из салона автомашины (с имитацией ее движения);
- стрельбы без прицеливания («навскидку»).
Освоение упражнений стрельбы из пистолета складывается из:
- изучения приемов и правил стрельбы;
- тренировки ИЗГОТОВОК и действий с учебным оружием;
- стрельбы «вхолостую» и тренировки с учебным патроном;
- выполнения подготовительных и учебных упражнений с патроном;
- выполнения контрольного упражнения.
В целях совершенствования навыков обращения с оружием допускается выполнение упражнений стрельбы из пистолета с предварительным досыланием патрона в патронник, а также стрельба самовзводом. В этом случае подается команда «Заряжай». По этой команде обучаемый досылает патрон в патронник, включает предохранитель и убирает оружие в кобуру.
Проводятся подготовительные упражнения: обучение различным способам удержания пистолета, принятию положения для стрельбы с одной и двух рук, спуску курка.
Современная огневая подготовка может быть успешной при хорошей учебно-материальной базе, позволяющей создавать мишенную обстановку и условия, максимально приближенные к реальным. Необходимо использование средств и приемов, намеренно вызывающих у выполняющих стрельбы высокое внутреннее напряжение, требующих умения подавлять волнение (возможно, и страх), проявлять самообладание, мобилизовать все свои силы. Установлено, что при применении оружия в реальной обстановке возникновение у стрелка больших психологических и физических нагрузок вызывают:
а) моторное торможение — оцепенение, уменьшение скорости реакций на внезапное усложнение обстановки, ослабление способности к занятию рациональной стойки, выбору места, применению ' уклоняющих приемов, дрожание рук, ног, тела;
б) появление «туннельного» восприятия окружающего — сужение широты внимания до полного отключения от всего окружающего, что опасно (один из преступников может зайти сбоку и, незамеченный, поразить сотрудника);
в) возникновение временной глухоты — неспособности слышать своих коллег. Поэтому нужно специально приучать использовать оружие в условиях волевых и эмоциональных перегрузок и справляться с ними.
При огневой подготовке используются полигоны или закрытые тиры, позволяющие моделировать внезапное появление и перемещение целей, шумы и звуки, характерные для экстремальной обстановки, ответный огонь противника. Нередко они оборудуются киноэкранами, компьютерами, средствами имитации усложненной обстановки (например, взрывов гранат и мин, пожаров, дыма). В настоящее время стали активнее использоваться компьютерные программы, передающие на экран-мишень изображение правонарушителя в задаваемых ситуациях (с наведенным оружием, с захваченным заложником, убегающего, нападающего и т.д.). Сотрудник обязан мгновенно сориентироваться и принять решение о применении оружия. Получили распространение специальные тренажеры и электронные тиры13. Тенденция приближения учебных условий к реальным стала определяющей тенденцией в современных условиях14.