Требования к структуре выпускной квалификационной работы

4.1. По содержанию ВКР может носить опытно-практический и теоретический характер. Общий объем ВКР должен быть в пределах 25-40 страниц печатного текста (без учета приложений).

4.2.ВКР опытно - практического характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность выбора и значение темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;

- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

- практическая часть, которая направлена на решение выбранной проблемы, на проектирование деятельности, описание ее реализации, оценки ее результативности;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы (не менее 10 источников);

- приложения (анкеты, схемы, диаграммы, таблицы и др.), анализ и оценка результативности проведенной работы.

4.3. ВКР теоретического характера состоит из:

- введения, в котором раскрываются актуальность выбора и значение темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;

- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанной проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

- списка используемой литературы (не менее 10 источников);

- приложений (различные варианты анализа проработанной литературы; схемы, таблицы, диаграммы и наглядные материалы).

4.4.Требования к содержанию работы.

В ВКР студент должен исследовать определенные проблемы, то есть сложные теоретические или практические вопросы, требующие изучения и решения.

Если на предмет исследования имеются различные точки зрения, необходимо привести каждую из них, либо основные, наиболее распространенные.

При этом не следует цитировать мнение каждого ученого. Позиции ученых по той или иной проблеме должны быть обобщены и систематизированы. Процитировать достаточно работу того ученого, который наиболее четко сформулировал и аргументированно обосновал свою позицию.

Студент не должен пересказывать прочитанное. Необходимо вносить в работу свои собственные мысли, взгляды, выводы. Авторская позиция должна обязательно находить свое выражение: студент должен уметь подвергнуть высказанные в литературе точки зрения критическому анализу и выработать собственное суждение по описанным проблемам, свое отношение к изучаемой проблеме. Студент может попытаться сформулировать свои предложения по совершенствованию. В то же время, авторское «я» не должно явно доминировать, оставаясь как бы на втором плане, что достигается использованием следующих конструкций: «Автор данного исследования полагает (считает, уверен, разделяет точку зрения и т.п.).», «Автору кажется предпочтительней позиция тех ученых, которые...», «Представляется, что…», «Данный вывод сделан на основании…» и т.д.

Следует избегать излишне категоричных суждений («положения закона должны быть изменены», «позиция названного автора неправильна» и т.п.).

Свои рассуждения и выводы студент должен сопровождать ссылками на конкретные источники.

Полное описание используемого нормативного акта (вид, название, дата принятия, номер) должно содержаться в тексте работы, но не в сноске.

Недостатком работ (за исключением сугубо теоретических исследований) признается отсутствие практического материала.

ВКР должна пронизывать достаточно большая практика рассмотрения конкретных материалов в подтверждение теоретических идей и нормативных положений. В работе целесообразно приводить статистические показатели и количественные данные. Цифровой материал для наглядности можно оформлять в виде таблиц, диаграмм, графиков с обязательными авторскими комментариями.

4.5.Структура ВКР отражает основные положения, раскрываемые в ВКР, и должна быть согласована с темой, целью и задачами излагаемого труда.

4.6. Работа должна быть написана научным стилем, логически последовательна. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.

ВКР не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Целью моей работы», «Я считаю» и т.д. Работа должна быть написана с применением нейтральных формулировок типа «Можно сделать вывод», «Было проведено исследование».

В ВКР должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

4.7. Структура ВКР включает:

1) Обложка (приложение ___)

2) титульный лист (приложение 3);

3) содержание (приложение 4). Содержание включает перечисление частей работы (от введения до приложений) с указанием страницы, на которой начинается каждая часть;

4) введение;

5) основной текст (главы, параграфы);

6) заключение;

7) список используемой литературы (источников);

8) приложения (если они имеются).

Титульный лист ВКР должен содержать сле­дующие сведения:

ˉ полное наименование учебного заведения;

ˉ полное наименование профессии;

ˉ название темы работы;

ˉ название вида документа;

ˉ сведения об исполнителе (Ф.И.О. обучающегося, номер группы, подпись),

ˉ сведения о преподавателе (руководителе) (Ф.И.О., подпись);

ˉ наименование места и года выполнения.

Введение

Введение - это вступительная часть ВКР.

Во введении указываются:

- актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в т. ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, сформулированной в теме ВКР;

- формулируются цель и задачи работы, соответствующие количеству глав работы;

- характеризуется структура работы;

Объем введения должен быть небольшим 2-3 страницы. Введение к ВКР в обязательном порядке содержит следующие элементы:

Определение темы работы. Необходимо привести несколько (2-3) фраз из учебной литературы, характеризующих основные понятия темы.

Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему актуальна именно затронутая в теме проблема. Обоснование может начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что ...».

Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Например: «Цель выпускной квалификационной работы - ...» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение).

Задачи ВКР

Задачи - это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы.

Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

содержание деятельности исследователя «частный» предмет деятельности
изучить условия
исследовать факторы
проанализировать подходы
рассмотреть роль
обосновать значение
объяснить место
выявить средства
проанализировать литературу
разработать возможности
определить целесообразность
проверить на практике приемы
доказать технологии
показать причины
апробировать критерии
выработать и т.д. особенности и т.д.

Объект и предмет ВКР

Объект - это процесс или явление, избранные для изучения. Объектом исследования не может быть человек; это процесс, явление, факт.

Предмет более узок и конкретен. Он находится в границах объекта и отражает какую-либо сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую изучению.

Предмет всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта.

«Предмет исследования - те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта, которые, собственно, и рассматривает» исследователь» (В.В.Гузеев).

Информационная база для написания ВКР (источники информации). Перечисляются источники, которые использовались для написания работы. Например: «При написании выпускной квалификационной работы использовалась литература по ... », «Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы ... ».

Методы исследования. Метод - это способ достижения цели. Для решения любой научной проблемы используются не одни, а несколько методов. Результаты исследования тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Их выбор зависит от области науки, от темы, проблемы, гипотезы, цели и задачи исследования.

При выполнении учебно-исследовательской работы часто применяются методы наблюдения и методы, связанные с опросом (анкетирование, интервьюирование, беседа).

Гипотеза исследования. Делается предположение о существовании связи между явлениями, причине явлений, необходимых и достаточных условиях, структурных элементах, критериях, функциях, границах, особенностях функционирования и т.п. Важно, что этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

В гипотезе всегда содержится противоречие. Гипотеза - это возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Гипотезу обязательно нужно доказывать!

Гипотеза формулируется следующим образом:

- ЧТО-ТО способствует развитию ЧЕГО-ТО, ЕСЛИ.

- ЧТО-ТО обеспечит развитие ЧЕГО-ЛИБО, ПРИ УСЛОВИИ, что...

- ЧТО-ТО является средством ЧЕГО-ТО, КОГДА ...

В опытно-практической и теоретической работах гипотезы может не быть.

Практическая значимость исследования. Должна быть определена и описана. Необходимо указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы. Как и когда целесообразно их использовать в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях.

Структура работы. В данном элементе указывается, из скольких глав состоит работа, дается и приводится краткое содержание глав.

Основная часть

Основная часть работы состоит, как правило, из двух логически связанных глав. Главы могут подразделяться на параграфы. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав и параграфов.

Глава 1 - теоретическая часть - содержит обзор литературы и анализ работ предыдущих исследователей по данной теме.

Если позволяет тема ВКР то дается характеристика нормативных документов, регламентирующих изучаемый вопрос.

На основе анализа литературы необходимо отразить и собственную точку зрения относительно данной проблемы. Можно описать тенденции развития и совершенствования теории в течение определенного периода времени. Содержание теоретической главы должно строго соответствовать теме ВКР.

В главе 2 - практическая часть - приводятся результаты собственных исследований: характеристика объектов и методов исследования, полученные результаты и их анализ, статистическая обработка результатов исследования, иллюстративный материал.

Рекомендуемый объем основной части 15-20 страниц.

Заключение

В заключении нужно кратко обобщить материал, изложенный в основной части.

В первой части заключения необходимо отразить основные выводы, к которым пришел студент при изучении теоретических аспектов данной темы (на основании учебной и научной литературы). Данные выводы должны отражать актуальность данной темы и ее практическую значимость.

Во второй части заключения необходимо дать краткую формулировку результатов, к которым пришел студент при выполнении практической части (выводы по каждой поставленной во введении задаче).

Кроме того, заключение должно включать:

- выводы по тем или иным спорным вопросам, научным дискуссиям;

- оценки перспективам развития исследуемого явления;

- указание на практическую ценность работы (при наличии таковой);

- выводы и рекомендации заключения должны быть ответом на цель и задачи, поставленные во введении ВКР.

Объем заключения должен составлять 3-5 стр.

После заключения помещается список используемой литературы (источников).

Список литературы.

В список литературы включаются только те источники, которые студент цитирует (на которые ссылается или те, с авторами которых он полемизирует), то есть источники, нашедшие то или иное отражение в исследовании.

Основные требования, предъявляемые к списку литературы:

- соответствие теме письменной работе и полнота отражения всех аспектов его рассмотрения;

- разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.;

- отсутствие морально устаревших документов.

Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой. Далее делается три пробела (интервала). Образец списка литературы приведен в приложении 5.

Библиографическое описание документов располагают в алфавитном порядке их элементов: авторских заголовков (фамилии и инициалы авторов) или основных заглавий.

Приложения.

В приложения выносятся материалы, которые иллюстрируют содержание работы, не перегружая ее основной текст. Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: материалы, дополняющие текст, промежуточные формулы и расчеты, таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, анкеты, методики; характеристики аппаратуры, приборов, инструментов, применяемых при выполнении работы; протоколы испытаний, заключения экспертизы, акты внедрения, правила техники безопасности.

Наши рекомендации