Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии
Тема № 1
Введение в педагогическую деятельность
Ответьте письменно на вопросы:
1.Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство. На это повлияла социализация.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами социализации. Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая группа - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Это влияние стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.
Вторая группа -макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья группа- мезофакторы(мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Четвертая группа–микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.
2. В каком соотношении находятся понятия "педагог", "учитель", "воспитатель"?
Эти понятия находятся в равном соотношении т.к. Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) – 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежии имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.
1..Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. - Р. Эмерсон
2..Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер
3..Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. - В. Ключевский
4..Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. - М. Монтень
5..Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. - Константин Кушнер
6..Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками. - Константин Кушнер
7..Хорошие учителя создают хороших учеников. - Остроградский М. В.
8..Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. - Хаббард Э.
9..Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. - Дистервег А.
10..Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег
11..Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. - Л. Толстой
12..Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. - А. Дистервег
13..Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. - А. Дистервег
14..Воспитатель сам должен быть воспитан. - К. Маркс
15..Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. - Конфуций
16..Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. - Л. Толстой
17..Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. - И. Гете
18..Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. - В. Вильсон
19..Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. - В. Ключевский
20..Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. - У. Черчилль
21..Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти. - Т. Шаш
22..Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. - М. Монтень
Тема №2
Общие основы педагогики
Ответьте письменно на вопросы:
1.В чем отличие научного педагогического знания от житейского?
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Но иначе обстоит дело с педагогикой.
Первое отличие:Житейские педагогические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же педагогика, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Второе отличие: Житейских педагогических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. В отличие от этого научные педагогические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Третье отличиесостоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь же проницательными психологами?
Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта.
В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов - выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.
Четверное различиесостоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной педагогики. В житейской педагогике мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.
Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной педагогике состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях педагогической науки, таких, как специальная педагогика, педагогическая психология и т.д.
Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей педагогики является Методом (методом с большой буквы) общей педагогики. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.
Итак, научная педагогика, во-первых, опирается на житейский педагогический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.