Рекомендации по формулировке логопедических заключений
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По постановке логопедического заключения учителями-логопедами
Петрозаводск
Составители
Черкасова Н.И., учитель-дефектолог, заместитель директора ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования;
Бряткова А.В., учитель-логопед, ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования;
Суровцева Н.В., учитель-логопед ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования;
Королевская М.Ю., учитель-логопед МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Петрозаводск.
Консультант:Ершова О.А., зав. отделом коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ РК ИПКРО
Пояснительная записка
В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопеды-практики отмечают следующие сложности при формулировке логопедических заключений:
1. Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, муниципальных образованиях, населенных пунктах, учреждениях.
2. Имеются различия в подходах к формулировке логопедического заключения у Московской и Петербургской логопедических школ.
3. Отмечается также несовпадение логопедических заключений и соответствующих классификаций нарушений речи с нормативными документами по комплектованию групп и классов для детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях.
4. В имеющихся методических рекомендациях используются вариативные формулировки логопедических заключений применительно к одному речевому без учета его структуры и природы (например, «Общее недоразвитие речи» и «Недостаточная сформированность средств языка»). Существует проблема формулировки логопедического заключения у детей с ОВЗ с задержанным и дефицитарным психическим развитием.
5. Отмечаются трудности формулировки логопедического диагноза школьникам первого и начала второго классов, т. к. термины «дисграфия» и «дислексия» относятся к нарушениям письма и чтения, а на данном этапе имеют место проблемы формирования процессовчтения и письма.
Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической; логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать этапы обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта.
Специалисты ГКОУ РК «Центр диагностики и консультирования» совместно с коллегами из других образовательных учреждений разработали рекомендации по формулированию логопедического заключения. Данные рекомендации предлагаются к использованию учителями-логопедами образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических комиссий с целью единого подхода к постановке логопедических диагнозов на территории РК.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
Ранний возраст:
До 3 лет: Задержка речевого развития.
От 2 лет 8 месяцев до 3 лет: При наличии выраженных речевых нарушений можно использовать логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста (см. далее).
Дети с сохранным интеллектом
Дошкольный возраст:
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:
1. Психолого-педагогической классификации: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи речи I, II, III, уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи.
2. Клинико-педагогической классификации: дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, детская афазия, заикание (указать степень выраженности), тахилалия, брадилалия, полтерн.
Примерные формулировки логопедических диагнозов:
· Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая дизартрия.
· Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.
· Общее недоразвитие II уровня. Заикание легкой степени выраженности.
Школьный возраст:
1 класс 1 полугодие –Трудности в овладении письмом и чтением.
1 класс второе полугодие – 2 класс 1 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения иписьма.
В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (если имеются)
2. Нарушения письменной речи (см. выше)
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Общее недоразвитие речи III уровня. Трудности в овладении чтением и письмом;
· Нерезко выраженное ОНР. Нарушения процессов формирования чтения и письма.
Со 2 класса 2 полугодия – Дисграфия, дислексия.
В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (если есть).
2. Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, виды (по Р.И. Лалаевой)).
4 класс 2 полугодие –
Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные неусвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается– «дизорфография».
Дети с задержкой психического развития.
Дошкольный возраст:
В логопедическом заключении указываются:
1. Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи или несформированность всех средств языка.
2. При наличии клинических проявлений следует использовать клинико-педагогическую классификацию (дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, заикание).
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Стертая дизартрия.
· Несформированность всех средств языка. Дизартрия.
Школьный возраст:
В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи, если имеются (см. дошкольники с ЗПР).
2. Нарушения письменной речи (см. школьники с нормой интеллекта: трудности в овладении чтением и письмом, нарушения процессов формирования чтения и письма, дисграфия, дислексия – виды).
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Дизартрия.
· Несформированность всех средств языка. Стертая дизартрия. Трудности в овладении письмом и чтением.
Дети с умственной отсталостью.
Дошкольный возраст:
В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (Системное недоразвитие речи, указать степень: легкая, средняя, тяжелая).
2. Клинические проявления нарушений речи (если есть).
Примерные формулировки логопедических диагнозов:
Системное недоразвитие речи средней степени выраженности. Дизартрия.
Школьный возраст:
В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (см. дошкольники с УО).
2. Нарушения письменной речи (см. школьники с нормой интеллекта).
Дети с билингвизмом.
Дошкольный возраст:
Примерные формулировки:
Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.
Школьный возраст:
В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи (см. дошкольников с билингвизмом).
2. Нарушения письменной речи: (трудности в овладении чтением и письмом, нарушение процесса формирования чтения и письма, нарушения чтения и письма, обусловленные билингвизмом).
Дети с нарушениями слуха
Дошкольный возраст:
Примерные формулировки логопедических заключений:
Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха.
Школьный возраст:
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха. Трудности в овладении чтением и письмом.
· Недостаточная сформированность средств языка (если есть). Нарушения процессов формирования чтения и письма у ребенка с нарушением слуха.
Литература
1. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития (Под. Ред .Е.А. Стреблевой), Москва, 1996;
2. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. Методические рекомендации. С-Петербург. Издательство РГПУ им. Герцена, 1996;
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. С-Петербург, 2000;
4. Р.И. Лалаева, Л.Б. Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие. С-Петербург, 2004;
5. Е.А. Логинова. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. Учебное пособие / Под. Редакцией Л.С. Волковой, С-Петербург, 2004;
6. А.Б. Ястребова, Т.Б. Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Москва, 1996.