Гибкость и основы методики ее воспитания
Контрольные тесты
1. Способность выполнять движения с большой амплитудой называется:
1) эластичностью мышц и связок;
2) стретчингом;
3) гибкостью;
4) растяжкой.
5)
2. Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц называется:
1) активной гибкостью;
2) специальной гибкостью;
3) подвижностью в суставах;
4) динамической гибкостью.
3. Под пассивной гибкостью понимают:
1) гибкость, проявляемую в статических позах;
2) способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил (усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т. п.);
3) способность человека достигать большой амплитуды движения лишь в отдельных суставах;
4) гибкость, проявляемую под влиянием утомления мышц.
4. Гибкость, характеризующаяся амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия, называется:
1) специальной гибкостью;
2) общей гибкостью;
3) активной гибкостью;
4) избирательно направленной гибкостью.
5. Для развития активной гибкости наиболее благоприятным (сенситивным) периодом является возраст:
1) 5—7 лет;
2) 8-9 лет;
3) 10-14 лет;
4) 15-17 лет.
6. Для развития пассивной гибкости наиболее благоприятным (сенситивным) периодом считается возраст:
1) 5—6 лет;
2) 7—8 лет;
3) 9—10 лет;
4) 11-15 лет.
7. Какое из физических качеств при чрезмерном его развитии отрицательно влияет на гибкость?
1) выносливость;
2) сила;
3) быстрота движений;
4) координационные способности.
8. Что такое «стретчинг»?
1) морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев;
2) система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц;
3) биохимическая стимуляция мышц;
4) мышечная напряженность.
9. Основным методом развития гибкости является:
1) повторный метод;
2) метод максимальных усилий;
3) метод статических усилий;
4) электровибростимуляционный метод.
10. В качестве средств развития гибкости используют:
1) скоростно-силовые упражнения;
2) упражнения на растягивание;
3) упражнения «ударно-реактивного» воздействия;
4) динамические упражнения с предельной скоростью движения.
11. При воспитании гибкости, чем меньше возраст, тем больше в объеме должна быть доля:
1) статических упражнений в растягивании;
2) динамических активных упражнений в растягивании;
3) динамических пассивных упражнений в растягивании;
4) статодинамических упражнений.
12. Гибкость (амплитуда движений) измеряется:
1) временем и параметрами удержания определенной позы в растянутом состоянии;
2) в угловых градусах или в линейных мерах (в см) с использованием аппаратуры или педагогических тестов;
3) показателем разницы между величиной активной и пассивной гибкостью;
4) показателем суммы общей и специальной гибкости («запас гибкости»).
13. Разница между величинами активной и пассивной гибкости называется:
1) амплитудой движений;
2) подвижностью в суставах;
3) дефицитом активной гибкости;
4) индексом гибкости.
Задания для самостоятельной работы
1. Перечислите факторы, от которых зависит проявление гибкости:
1) анатомический
2) Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов.
3) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);
4) температура воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5...10 °С);
5) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки);
6) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).
2. Перечислите основные задачи развития гибкости:
1) В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями инавыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.
2) В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.
3) Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.
3. Впишите в таблицу по 5 упражнений для развития активной и пассивной гибкости.
Упражнения для развития активной гибкости | Упражнения для развития пассивной гибкости |
махи руками | движения, выполняемые с отягощениями; |
рывки | Движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора |
наклоны | движения, выполняемые с помощью партнера; |
Махи ногами | пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); |
вращательные движения туловищем | движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела). |
4. Перечислите основные методы развития гибкости:
1) повторный метод,
2) Игровой метод
3) Соревновательный метод
5. Заполните таблицу «Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости».
Контрольные упражнения для оценки подвижности | ||||
в плечевых суставах | позвоночного столба | в тазобедренных суставах | в коленных суставах | в голеностопных суставах |
Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. ). Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. ). Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев | 1. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+). | Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот. | Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание. | 3. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах. |