Заключение по результатам психолого-педагогического обследования ребенка
I. Общий раздел
1. Основные паспортные данные ребенка: Гилязова Диана Фанитовна, 16 лет.
2. Основные жалобы родителей: непослушание, упрямство, отставание в развитии, недостаточная готовность к обучению в школе.
3. Анамнестические данные: ребенок от первых родов, первой беременности с анемией. Роды при сроке 38-39 недель, самостоятельные , масса 2400, крик не сразу проводились реанимационные мероприятие, у матери родовой сепсис. Выписан из роддома через месяц. На первом году жизни отмечается задержка физического развития. С 5 месяцев - ВПС.
4. Описание внешности и поведения ребенка в процессе обследования: на контакт идет, вступает в речевое общение, но иногда при выполнении заданий проявляет упрямство. Навыки ухода за собой в целом сформированы.
5. Сформированность регуляторных функций: эмоциональная регуляция поведения и деятельности не сформированы, подчиняется инструкциям в случае, если отвечают ее желаниям. В поведении ярко проявляются черты упрямства.
6. Оценка деятельности ребенка в различные моменты обследования и коррекции, особенности развития когнитивных функций.
Общая моторика нарушена, характерны неуклюжесть, некоординированность действий, мелкая моторика пальцев рук не сформирована, зрительно двигательная координация нарушена. Обращенную речь понимает хорошо, на вопросы отвечает фразами, простыми предложениями, звукопроизношение на родном языке правильное четкое а на русском скачкообразное.
Уровень мышления наглядно-образная –достаточно легко справляется со сборно-разборными игрушками (пирамидкой, матрешкой), самостоятельно и правильно их собирает, продуктивно действует с досками вкладок в случаях, если внимание в момент данной деятельности не дезорганизовано. Причинно следственные связи устанавливает с частичной помощью взрослого
Имеет представления о цвете, форме и величине предметов, может классифицировать предметы по данным признакам.
Начальные математические представления сформированы частично, счет до 20 осознанный.
Память слабая, механическая.
II. Специальная часть
1. Заключение: F71, системное недоразвитие речи.
2. Вероятностный прогноз развития: в условиях коррекционной помощи показал некоторую динамику психического развития, особенно в речевом плане и в плане развития сенсорно – перцептивной и мнемической деятельности. Однако несформированность регуляторных функций затрудняет процесс коррекционной работы. В условиях комплексной (медикаментозной, логопедической, дефектологической и психокоррекционной помощи в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения возможно дальнейшее поступательное развитие ребенка.
3. Рекомендации по дальнейшей коррекции ребенка: медикаментозная терапия, направленная на стимуляцию психоречевого развития, повышение познавательной активности и коррекцию поведения. Рекомендуется дальнейшая коррекционно-педагогическая помощь в организованных условиях.
Учитель-дефектолог: _______________ Ибрагимова Т.Ю.
2016 г.
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
Фамилия: Рогозин.
Имя: Ярослав.
Отчество: Сергеевич.
Дата рождения: 03,09,2000; Возраст: 15 лет; Класс: 8.
1. Внешне выглядит опрятно, ухоженный, аккуратный.
2. Мимика живая, адекватно меняется в ходе беседы (живая, подвижная, амимичная, маскообразная, адекватно меняется в ходе беседы).
3. Контакт формальный (вербальный, невербальный, формальный, доверительный, затруднен в связи и др.).
4. Поведение упрямство (нарушения отсутствуют, неусидчивость, непослушание, склонность к конфликту).
5. Этическую дистанцию удерживает (удерживает, на вопросы отвечает по существу и др.).
6. Психомоторное развитие не соответствует возрасту (не соответствует возрасту, соответствует возрасту):
а) мелкая моторика рук нарушена (не сформирована, сформирована, нарушена и т.д.);
б) общая координация движений нарушена, неловкость движения, неуклюжесть (не сформирована, сформирована, нарушена, характерна неловкость, неуклюжесть и т.д.);
в) мимика: средняя (бедная, богатая, амимия и т.д.).
7. Социально-бытовая ориентация (сформированность навыков самообслуживания) сформирована на достаточном уровне, чтобы ухаживать за собой (не сформированы, сформированы частично, имеются следующие навыки (указать какие), самостоятельно или нет умывается ходит в туалет, самостоятельно ли одевается, раздевается, зашнуровывает ботинки, пользуется ложкой и т.д.).
8. Представление о себе сформированы частично (не сформированы, недостаточно сформированы, сформированы, знает свой пол, возраст, может назвать свое имя, фамилию, и т.д.).
9. Ориентировка в окружающем пространстве сформирована недостаточно, различает право – лево, верх-низ, спереди – сзади (не ориентируется в пространстве, недостаточно ориентируется, ориентируется, может найти предмет по называнию, по указанию его местоположения, различает верх – низ, спереди – сзади, слева, справа, сформированы сложные пространственные представления типа: верхний правый угол, нижний левый угол и т.д.).
10. Речь:
понимание речи среднее (не понимает обращенную речь, понимает частично, имеются трудности понимания речи, понимает речь).
словарный запас беден (отсутствует, беден, соответствует возрасту).
Звукопроизношение нарушено, наблюдается замены, смещене, искажение, трудности дифференциации звуков (речевые звуки отсутствуют, имеются следующие звуки (перечислить), нарушено произношение следующих звуков (перечислить), наблюдаются замены, смешения, искажения, трудности дифференциации звуков и др.);
грамматический строй речи использует фразы, простые предложения (фразовая речь не сформирована, использует в речи простые нераспространенные предложения, использует простые распространенные предложения, использует сложные предложения, имеются искажения, отсутствуют искажения и др.).
связная речь недостаточно сформирована (отсутствует, недостаточно сформирована, сформирована).
11. Восприятие:
а) представление о цвете__различает основные цвета (не сформировано, сформировано недостаточно, сформировано, не различает цвета, различает основные цвета (указать какие), различает оттенки (указать какие) и т.д.);
б) представления о форме различает основные геометрические фигуры (не сформировано, сформировано недостаточно, сформировано, не различает форму предметов, различает следующие формы (указать какие) и т.д.);
в) представления о размере различает большой маленький, тонкий толстый (не сформировано, сформировано недостаточно, сформировано, не различает размер предметов, различает размеры (указать какие: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий) и т.д.).
12. Ориентировка во времени недостаточно ориентируется (не ориентируется, недостаточно ориентируется, ориентируется).
13. Внимание: неустойчивое, истощаемое, легко отвлекаемое.
14. Память: механическая, слабая .
15. Мышление – замедленного темпа.
16. Основная форма мышления: наглядно - действенная.
17. Игровая деятельность пассивная, любит играть один (манипулирует с предметами, игра развернутая, драматизированная с бурным фантазированием, деструктивная, с проявлением агрессии, пассивная).
18. Сформированность учебных навыков:
а) чтение читает по слогам (не владеет чтением, знает буквы (некоторые, все), читает по слогам, чтение сформировано и т.д.);
б) счет осознанный счет до 100, (знает количественный (порядковый) счет до (указать в пределах какого количества считает) и т.д.);
в) арифметические действия примеры на сложение и вычитание в пределах 20 решает самостоятельно, а в пределах 100 с помощью калькулятора (не владеет, владеет составом числа, умеет складывать числа в пределах (указать в пределах какого числа) и т.д.).
19. Состояние эмоциональной сферы: неустойчивое, частая смена настроения (спокойное, повышенная раздражительность, слезливость, аффективность, пониженное (депрессия), лёгкий переход от пониженного настроения к повышенному, импульсивность и т.д.).
20. Коммуникативные черты характера: все зависит от его настроения (общительность, контактность, отзывчивость, покладистость и т.д.).
21. Волевые черты личности упорство, настойчивост (настойчивость, целеустремленность, упорство, неустойчивость, пессимистичность и т.д.).
22. Работоспособность:
а) темп замедленный, требуется постоянное побуждение к деятельности (высокий, умеренный, несколько замедленный, равномерный, вначале замедленный, но постепенно ускоряющийся, высокий, но заметно замедляющийся к концу обследования, ускоренный темп в сочетании с неупорядоченной хаотичной деятельностью, крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью).
б) истощаемость: работоспособность 10 минут с перерывом на отдых (относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность, к концу занятия: ухудшается осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание ошибок, замедление темпов, снижение качественного уровня решений в негрубо выраженной форме, те же явления, в той же степени, но примерно с середины занятия, то же, но с приобретением грубой выраженности к концу занятия);
в) переключаемость затруднена (отсутствие даже лёгких признаков инертности, единичные факты застревания на предыдущем действии, отчетливая тенденция к застреванию, то же, но в сочетании с фактами грубого застревания, то же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающееся коррекции).
23. Оценка собственных достижений: критика усиленная (адекватная, снижена, усиленная).
Заключение (уровень развития, нарушение и рекомендации) F 71 синдром Дауна, занятия с психологом, дефектологом, логопедом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
I. Общий раздел
1. Основные паспортные данные ребенка: Рогозин Ярослав Сергеевич, 15 лет.
2. Основные жалобы родителей: непослушание, упрямство, отставание в развитии, недостаточная готовность к обучению в школе.
3. Анамнестические данные: ребенок от вторых родов, восьмой беременности с токсикозом. Роды при сроке 36 недель,многоводие. самостоятельные , масса 2800,по шкале Апгар 7-8 баллов, асфиксия легкой степени к груди приложен на первые сутки, перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, синдром возбудимости. С 3 месяцев - ВПС.
4. Описание внешности и поведения ребенка в процессе обследования: на контакт идет, вступает в речевое общение, но иногда при выполнении заданий проявляет упрямство. Навыки ухода за собой в целом сформированы.
5. Сформированность регуляторных функций: эмоциональная регуляция поведения и деятельности не сформированы, подчиняется инструкциям в случае, если отвечают ее желаниям. В поведении ярко проявляются черты упрямства.
6. Оценка деятельности ребенка в различные моменты обследования и коррекции, особенности развития когнитивных функций.
Общая моторика нарушена, характерны неуклюжесть, некоординированность действий, мелкая моторика пальцев рук не развита, зрительно двигательная координация нарушена. Обращенную речь понимает хорошо, на вопросы отвечает фразами, простыми предложениями, звукопроизношение нарушено.
Уровень мышления наглядно-действенный –достаточно легко справляется со сборно-разборными игрушками (пирамидкой, матрешкой), самостоятельно и правильно их собирает, продуктивно действует с досками вкладок в случаях, если внимание в момент данной деятельности не дезорганизовано. Причинно следственные связи устанавливает.
Имеет представления о цвете, форме и величине предметов, может классифицировать предметы по данным признакам.
Начальные математические представления сформированы частично, счет до 100 осознанный.
Память слабая, механическая.
II. Специальная часть
1. Заключение: F71 синдром Дауна, системное недоразвитие речи средней степени.
2. Вероятностный прогноз развития: в условиях коррекционной помощи показал некоторую динамику психического развития, особенно в речевом плане и в плане развития сенсорно-перцептивной и мнемической деятельности. Однако несформированность регуляторных функций затрудняет процесс коррекционной работы. В условиях комплексной (медикаментозной, логопедической, дефектологической и психокоррекционной помощи в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения возможно дальнейшее поступательное развитие ребенка.
3. Рекомендации по дальнейшей коррекции ребенка: медикаментозная терапия, направленная на стимуляцию психоречевого развития, повышение познавательной активности и коррекцию поведения. Рекомендуется дальнейшая коррекционно-педагогическая помощь в организованных условиях.
Учитель-дефектолог: _______________ Т. Ю. Ибрагимова
2016 г.
№ 1 Методика для исследования внимания и памяти.
Методика «Опосредованное запоминание».
Оборудование:
Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов. Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.
Цели исследования:
· Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента.
· Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.
Процедура проведения:
Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче было их запомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову "время" подходит картинка "будильник", потому что он показывает время». Если ребенок понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После того как все слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают и сторону и дают задания отвлекающего характера. Через 20 - 30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и проеме не но мнить слова, которые назывались.
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к непривычному для них уединению. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживается не сниженная мыслительная активность при установлении связи с картинкой. При припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватного выполнения (называния изображенного на картинке вместо заданного слова).
Дети умственно отсталые проявляют интерес лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. Даже при большой мере помощи (экспериментатор сам подбирает к слову картинку, разъясняет связь между словом и картинкой) ребенок не понимает задания. Картинки мешают запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок ребенок и не пытается вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке.
Дети с задержкой психического развития в указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы необходима постоянная организующая помощь.
Проводил исследование: Ильясова Р.С
Ребенок: Диана Г. Возраст: . 16 лет.
Класс (группа): 8 «а» класс Дата исследования: 18.03.2016
По результатам обследования я поставила 2 балла. Что соответствует низкому развитию опосредованной памяти. Девочка задание поняла, но с трудом. На моем примере она смогла соотнести только одну пару слов (волосы-расческа). После совместной работы со мной и анализа каждой пары слов, она при предъявлении картин называла то, что изображено на картинке.
Протокол фиксации результатов исследования по методике
«Опосредованное запоминание» ( А.Н.Леонтьев)».
Проводил исследование: Ильясова Р.С.
Ребенок: Ярослав Р. Возраст: 15 лет 6 мес.
Класс (группа): 8 а класс Дата исследования: 18.03.2016
По результатам обследования я поставила 5 баллов. Что соответствует среднему развитию опосредованной памяти. Мальчик задание понял, но с трудом. Он сначала назвал все предметы, изображенные на картинках. Потом соотнес слова чай-чашка, дерево – лист, волосы-расческа. Он при предъявлении картинок называл слова чай и дерево.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высоко развитая опосредованная память.
8-9 баллов – высоко развитая опосредованная память.
4-7 баллов – среднеразвитая опосредованная память.
2-3 балла – низко развитая опосредованная память.
0-1 балл – слабо развитая опосредованная память.
№2 Методика для исследования восприятия
Методика изучения восприятия времени «Времена года».
Цель:
· выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно – образного мышления) детей с 4 лет.
Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.
Процедура исследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения – 2 минуты.
Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.
Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 – 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6 – 7 баллов (норма) – правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 – 4 признака, подтверждающих его мнение.
4 – 5 баллов (средний) – правильно определил время года только на 1 – 2 картинках из 4 и указал только 1 – 2 признака в подтверждение своего мнения.
0 – 3 балла (низкий уровень развития) – ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.
Или:
1 балл – не понимает цели, перекладывает картинки.
2 балла – принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.
3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).
4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.
Протоколы фиксации результатов исследования по методике:
«Времена года»
1) Проводил исследование: Ильясова Р.С.
Ребенок: Диана Г. Возраст: 16 лет.
Класс (группа): 8 «а» класс. Дата исследования: 18.03.2016.
По результатам обследования я поставила 3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето), 4 балла (средний) – правильно определил время года только на 1 – 2 картинках из 4 и указал только 1 – 2 признака в подтверждение своего мнения. Девочка задание поняла. Определила зиму и лето, а осень и весну долго разглядывала, были сомнения. Не смогла вспомнить порядок времен года. Указала признак зимы – снег, снеговик, лето: солнце.
1) Проводил исследование: Ильясова Р.С.
Ребенок: Ярослав Р. Возраст: 15 лет 6 мес.
Класс (группа): 8 «а» класс. Дата исследования: 18.03.2016.
По результатам обследования я поставила 4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями. Он разложил картинки по порядку: зима, весна, лето, осень - 6 – 7 баллов (норма) – правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 – 4 признака, подтверждающих его мнение, Ярослав указал только по 1-2 признака по картинкам: зима – снег и снеговик, весна: снег тает, лето: зеленый, цветы, осень: дождь.
№ 3 Методика для исследования уровня и особенностей мышления
Методика «Нелепицы».
Цели:
· выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира;
· умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.
Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Протоколы фиксации результатов исследования по методике: «Нелепицы»
1) Проводил исследование: Ильясова Р.С.
Ребенок: Диана Г. Возраст: 16 лет
Класс (группа): 8 а класс Дата исследования: 18.03.2016
По результатам обследования я поставила 2 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. Что соответствует низкому уровню развития. Диана не успела заметить 4 нелепецы (бабушка, дедушка, дерево, якорь; забор, окно, помидоры, кость). А до объяснения дело не дошло совсем.
2) Проводил исследование: Ильясова Р.С.
Ребенок: Ярослав Р. Возраст: 15 лет 6 мес.
Класс (группа): 8 «а» класс. Дата исследования: 18.03.2016.
По результатам обследования я поставила 2 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. Что соответствует низкому уровню развития. Ярослав не успел заметить две – три нелепицы (якорь, дерево; помидоры, окно, забор). А до объяснения дело не дошло совсем.
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
№ 4 Методика для исследования личностных особенностей.
Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)
Данная методика была разработана Н.Я. Семаго в 1993 г. и предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии.
1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения:
1. Злость (гнев);
2. Печаль (грусть);
3. Радость.
Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее логически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.
2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются фотографии со следующими эмоциональными выражениями:
1. Явная радость;
2. Страх;
3. Сердитость;
4. Приветливость;
5. Удивление;
6. Обида;
7. Задумчивость.
Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет.
Критерии оценки.
Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний.
Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого.
Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе.
Протоколы фиксации результатов исследования по методике: «Эмоциональные лица».
1) Проводил исследование: Ильясова Р.С.
Ребенок: Диана Г. Возраст: 16 лет
Класс (группа): 8 «а» класс. Дата исследования: 18.03.2016г.
По результатам обследования я поставила средний уровень – ответы на вопросы с моей помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого, может показать некоторые эмоции у себя на лице.
2) Проводил исследование: Ильясова Р.С.
Ребенок: Ярослав Р. Возраст: 15 лет 6 мес.
Класс (группа): 8 «а» класс. Дата исследования: 18.03.2016г.
По результатам обследования я поставила средний уровень – ответы на вопросы с моей помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого, может показать некоторые эмоции у себя на лице.
№ 5. Проективные методы исследования личности.
Методика «Лесенка»
Данные, полученные при исследовании по этой методике, также позволяют судить о типе самооценки. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Процедура проведения:
Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка. Взрослый говорит: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети. А на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке окажутся самые плохие дети. Покажи, на какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама (воспитательница); твой друг (подруга)?»
Анализируемые показатели:
- ценностные ориентации;
- представления о самом себе;
- степень благополучия отношений ребенка к себе и другим;
Результат:
Завышенная самооценка – ребенок после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка – обдумав задание, ребенок ставит себя на 3-ю или 5-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка – ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала», о наличии стереотипии.
Протоколы фиксации результатов исследования по методике: «Эмоциональные лица».
1) Проводил исследование: Ильясова Р.С.
Ребенок: Диана Г. Возраст: 16 лет.
Класс (группа): 8 «а» класс. Дата исследования: 18.03.2016.
Диана, ничего не объясняя, себя ставит на самую высокую ступеньку, а потом говорит, что она красивая и молодец. У умственно отсталых детей завышенная самооценка.
2) Проводил исследование: Ильясова Р.С.
Ребенок: Ярослав Р. Возраст: 15 лет 6 мес.
Класс (группа): 8 «а» класс. Дата исследования: 18.03.2016 г.
Ярослав сначала себя поставил на пятую ступень, решив получить хорошую оценку. После повторного объяснения задания, мальчик поставил себя на высокую ступень. Он это объяснил тем, что сегодня он получил во время урока по математике пять. У умственно отсталых детей завышенная самооценка.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Башкирский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «Баш ГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра педагогики
Направление: 44.03.03 Специальное
(дефектологическое) образование,
профиль Олигофренопедагогика,
Курс 4, группа СДО
Методический анализ урока.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Учитель-Дефектолог: Ибрагимова Т.Ю.
Студент: Ильясова Р.С.
2016 г.
АНАЛИЗ УРОКА
русского языка
Тема: « Вопросительный знак в конце предложения».
Цели:
• Продолжать учить детей ставить правильно знаки препинания в конце; предложения; научить правильно производить запись предложения –вопроса;
• коррекция устной и письменной связной речи на основе упражнений в анализе и синтезе;
• воспитывать положительную мотивацию к учению;
• Формирование социально-коммуникативной компетентности детей.
Поставленная дидактическая цель выполнена. Обучающиеся научились осознанно читать предложения и ставить вопросы, и произвести правильную запись.
Коррекционной целью предусматривалось коррекция устной и письменной связной речи на основе упражнений в анализе и синтезе. Помимо этого велось укрепление психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.
Мотивацию к учению учитель поддерживал, используя игровую технологию - по мотивам известной детям народной сказки «Теремок».
По ходу урока формировались навыки социально – коммуникативной компетентности, такие как:
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать и с уважением относиться к мнению другого человека;
- умение спокойно отстаивать своё мнение;
- уважительно относится к окружающим людям.
Тип урока – закрепление полученных знаний, умений, навыков. Для осуществления поставленных задач использовали в уроке разные методы и приемы, по ходу урока осуществлялся индивидуально – дифференцированный подход.
Все этапы взаимосвязаны, выдержаны по времени, работали по возрастанию уровня сложности, выполнили весь запланированный объём заданий.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Башкирский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «Баш ГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра педагогики
Направление: 44.03.03 Специальное
(дефектологическое) образование,
профиль Олигофренопедагогика,
Курс 4, группа СДО
Конспект коррекционно-развивающего занятия
с ребенком 16 – летнего возраста 8 «а» класса.
Учитель – дефектолог: Ибрагимова Т.Ю.
Студент: Ильясова Р.С..
Уфа 2016 г.
Тема занятия: «Весна пришла!»
Цель занятия: закрепить знания о признаках весны.
Задачи занятия:
1. Коррекционно – образовательные: закреплять знания о явлениях природы; называть приметы весны; расширять знания об изменениях живой и неживой природы.
2. Коррекционно – развивающие: развивать и активизировать словарь ; развивать слуховой, зрительный и обонятельный анализаторы, стимулировать мыслительную и речевую активность обучающегося; развивать общую и мелкую моторику.
3. Коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, воспитывать уважение к окружающим.
Метод проведения: игровой.
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально – техническое обеспечение занятия: комната «сказкотерапии», ноутбук, колонки, музыкальные диски, искусственные цветы.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: раздаточный материал с изображением птиц, резиновые игрушки насекомых.
Тип занятия: комплексный.
1.Организационный момент Основные элементы: упражнение: «Приветствие».
Цель: развивать солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.
Метод: словесно – наглядный.
Деятельность преподавателя. Деятельность обучающегося. Примечание.
Здравствуйте! Я очень рада тебя видеть. А давай поздороваемся как это принято у солнечных зайчиков. Приветствовать друг друга мы будем не словами, а с помощью рук. Закрой глаза. Я дотронусь до тебя. Ты примешь мое приветствие и точно также передашь мне – дотронься до моей ладони.
Играет тихая релаксирующая музыка.
2 Основная часть занятия. Основные элементы: деятельность преподавателя. Деятельность обучающегося.
Чтение загадки
Цель: закреплять умение внимательно слушать педагога, развитие ассоциативного мышления.
Метод: словесный
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь со снежной встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Как вы догадались, что это весна?
О каких приметах говорится в стихотворении. Ребенок отвечает, что это весна, называет приметы весны:
Появляются проталины.
Рано светает.
Шумят ручьи.
Звенит капель.
Вышел из зимней спячки медведь.
Тема: «Путешествие на весеннюю полянку» Цель: развитие двигательной активности, закрепление знаний о различных видах передвижения.
Метод: словесно-наглядный.
Педагог предлагает обучающемуся совершить путешествие на весеннюю полянку, используя имитацию движений различных видов передвижения.
Учитель двигается с ребенком по кругу пешком, затем имитируя езду на машине, на поезде и полет на самолете. Звучит веселая музыка.
Упражнение: «Звуки весны» Цель: развитие слухового анализатора, закрепление признаков весны.
Метод: словесно – наглядный, поисковый.
-Вот мы и приехали на весеннюю лесную полянку.
-Какие звуки ты слышишь?
Это текут весенние ручьи и поют птицы, радуясь приходу весны. Ребенок отвечает, что слышит журчание воды, пение птиц.
Звучат звуки природы.
Тема: «Птицы» Цель: закрепления знаний разновидностей птиц, их жизни в природе.
Методы: наглядно – словесный, проблемно – поисковый.
Весной аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов. Ребенок рассматривает картинки с изображением птиц, определяет, где какая птица изображена. При затруднении учитель помогает. На столе разложены картинки с изображением птиц.
Упражнение: « Первые цветы»
Цель: развитие обонятельного анализатора, дать знания о весенних цветах, обогащение словарного запаса, развитие понятийного словаря.
Методы: словесно – наглядный.
- Давай. посмотрим, что растет у нас на полянке? Это первые весенние цветы. Возьми их в руки и вдохни их аромат. Чудесно пахнут весенние цветы. Не правда ли? Их еще называют первоцветы. Ребенок берет в руки цветы, нюхает их. Звучит фоновая музыка.
Упражнение: «Цветок» Цель: снятие статического напряжения мышц.
Методы: словесно – наглядный.
- Давай попробуем превратиться в первые весенние цветочки. Я буду читать текст, а ты будешь выполнять движения, согласно тексту.
Наши первые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши первые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают. Ребенок выполняет действия по тексту.
Звучит спокойная музыка.
Упражнение: «Весна на окошке»
Игра: «Салат» Цель: развитие вкусового анализатора, закрепление изменений происходящих в природе.
Метод: словесно – наглядный.
Цель: развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Метод: словесно – наглядный
А что еще растет на весенней полянке? Правильно – травы, первая весенняя. Давай подойдем к окну. Недавно мы посадили лук. Что мы видим сейчас? Из лука пробились зеленые стрелочки. Они тоже радуются весеннему солнышку. В этих стрелочках очень много полезных веществ и витаминов. Давай срежем их и попробуем на вкус.
Педагог срезает стрелочки и дает обучающемуся.
- В какое блюдо можно добавлять зеленый лук? А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Салат». Садись на стул. Сейчас я буду называть какой – либо овощ, изображенный на ваших картинках. Если у тебя такой овощ ты садишься на другой стул, как только я называю слово «Салат», ты должен встать. Обучающийся отвечает на вопросы.
Учитель с обучающимся пробует на вкус зеленый лук.
Подготавливает тарелочку и ножницы для среза лука.
Карточки с изображением овощей (помидоры, огурцы, лук, редис)
Тема: «Насекомые» Цель: дать знания о вредных и полезных насекомых, закрепление знаний видов насекомых, активизация словаря, развитие тактильных анализаторов.
Методы: словесно – наглядный, поисковый.
- Не только цветы появляются весной. Педагог открывает коробку с игрушками насекомых.
- Каких насекомых ты видел?
- Какие из них приносят вред?
- А какие приносят пользу?
Рассматривает игрушки.
(отвечает на вопросы.)
Тема «Звери весной». Цель: закрепить знания о весенних изменениях в животном мире.
Метод: словесный.
В мире зверей тоже происходят весенние изменения. От зимней спячки просыпается медведь, заяц меняет шубку. У многих из них появляются детеныши. Учитель с учеником разглядывают картинки, определяют что нарисовано.
Электронная физминутка для глаз.
Цель: снятие напряжения с глаз.
Метод: словесно – наглядный.
Упражнение «Похвали соседа»
Цель: снятие статического и эмоционального напряжения, создание теплой доверительной атмосферы, коррекция эмоционально – волевой сферы.
Метод: наглядно – словесный.
- давайте каждый из нас сделает комплимент друг другу.
- Ты очень хорошо отвечал на вопросы.
- Ты был очень внимательным.
- Ты очень хорошо поработал на занятии.
- Ты очень красиво рассуждаешь.
- Ты очень вежлив.
- Ты очень умный.
- Ты очень рассудительный.
- Ты очень работоспособный.
Учитель и обучающийся друг против друга.
Звучит спокойная музыка.
Подведение итогов занятия
Сюрпризный момент
Цель: закрепление познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы,
стимулирование положительного поведения.
Метод: словесный.
- Тебе понравилось наше занятие? А что тебе понравилось больше всего?
Ты умница. Педагог дает небольшую шоколадку.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ