Понятие, цели, задачи, принципы, формы реализации научно-исследовательской деятельности студентов
Научно-исследовательская деятельность – деятельность по получению нового знания, его организация, функционирование, хранение, распространение.
Научно-исследовательская деятельность по разрешению проблем образования – процесс решения задач, позволяющий получить новое знание о педагогической действительности, применительно к различным объектам при разрешении проблем развития образования.
Понятие учебно-исследовательской работы студентов: цели, уровни, этапы
Целью научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является повышение их уровня подготовки посредством освоения методов, приемов, навыков выполнения научных, исследовательских, творческих и других работ, развития их творческих способностей.
Задачи НИРС:
1. Создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студентов;
2. Обучение студентов методологии научного исследования;
3. Формирование и развитие у студентов исследовательских умений и качеств;
4. Повышение активности участия студентов в НИРС;
5. Обеспечение отбора студентов для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре.
При формировании системы НИРС следует также руководствоваться следующими принципами:
1. НИРС выступает непременной составной частью обучения в вузе, условием формирования и развития исследовательских умений;
2. Система НИРС должна учитывать интересы преподавателей и студентов;
3. При организации НИРС следует учитывать опыт этой работы в предыдущие исторические периоды, а также зарубежный опыт.
Основными направлениями НИРС являются:
1. Проведение студентами фундаментальных и прикладных научных исследований, методических, поисковых и других работ как непременной части профессиональной подготовки специалистов;
2. Формирование и развитие у студентов способности использовать научные знания и быстро адаптироваться при изменении ситуации и требований к своей профессии;
3. Активизация участия студентов в традиционных формах НИРС, выполняемых сверх учебных планов;
4. Поиск новых форм НИРС с учетом специфики факультета, содержания учебных программ, потребностей студентов;
5. Создание методических материалов по организации и проведению НИРС на кафедрах, факультетах и вузе в целом;
6. Разработка разнообразных форм оценки студенческих научных достижений как инструмент учебного процесса при реализации стандартов педагогического образования университетского характера;
7. Выработка системы поощрения участия студентов в научно-исследовательских разработках;
8. Развитие научно-творческой активности преподавателей по участию в организации и руководстве НИРС.
Студенческая научная работа осуществляется в рамках двух основных направлений:
1. Компонент учебной деятельности (УИРС), предусмотренных учебными планами, основной задачей которых является активизация процесса самостоятельной работы. Основное содержание данного вида научной работы: изучение литературы, выполнение УИР, подготовка рефератов, докладов, курсовых работ и проектов.
2. Специально организованная внеучебная исследовательская работа, выполняемая сверх учебных планов. Основные формы научной деятельности на этом этапе: участие в научных кружках, конференциях, семинарах, олимпиадах, конкурсах.
НИРС представляет собой синтез учебной исследовательской работы студентов (УИРС) и внеучебной научно-исследовательской работы студентов, а также научно-организационной работы студентов.
Учебно-исследовательская работа реализуется в виде:
§ проведение практикумов, педагогической практики, предусматривающих микроисследования, отработки исследовательских умений;
§ выполнение исследовательских заданий проблемно-исследовательского характера при изучении отдельных учебных курсов;
§ выполнение контрольно-диагностических заданий к учебным программам с целью развития у студентов исследовательского подхода в профессиональной деятельности;
§ проведение спецкурсов и спецсеминаров, предполагающих разработку планов-программ по проблеме, самостоятельное конструирование студентами методик, диагностик, игр, упражнений;
§ подготовка рефератов, исследовательских работ в рамках учебных дисциплин;
§ выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ;
§ выполнение дипломных работ и магистерских сочинений.
Внеучебная исследовательская работа, осуществляется в следующих формах:
§ работа кружков СНО, проблемных творческих групп, исследовательских групп, выполняющих исследования по проблемам, связанным с научными интересами, как отдельных преподавателей, так и кафедр в целом;
§ участие студентов в реализации городских проектов;
§ проведение студентами исследовательских работ вне рамок университета;
§ участие в международных исследовательских программах.
Уровни УИР
С позиций деятельностного подхода и степени самостоятельности различаются следующие уровни УИР:
§ репродуктивный: выполнение работы по образцам без внесения в них корректив, под непосредственным контролем руководителя (преподавателя);
§ алгоритмический: студент совместно с преподавателем определяет возможную тему работы и последовательность действий по ее раскрытию, выполняет намеченную последовательность действий, самостоятельно выбирая способы и приемы работы, возможно с дозированной помощью преподавателя, которая заключается в рекомендации использования известных методик деятельности;
§ эвристический: студент стремится самостоятельно определить тему исследования и последовательность действий по ее разработке, обращаясь, в случае затруднения, к помощи преподавателя, который выступает в качестве консультанта; в известные методики исследования студентом вносятся собственные, обоснованные коррективы;
§ продуктивный: означает полную самостоятельность студента в определении проблемы исследования и деятельности по ее разрешению. Результат исследования является оригинальным, обоснованным. Преподаватель выступает как эксперт при оценке этого результата.
По новизне содержания и характеру его обобщенности выделяем следующие уровни УИР:
§ реферативный: вычленение и подбор фактов, описанных в литературе или наблюдаемых в учебном процессе, в соответствии с выбранным направлением исследования; вычленение и описание подходов, мнений, суждений к изучаемому вопросу;
§ структурный: логический или системный анализ известных фактов. В первом случае предполагается вычленение взаимосвязей (причинных, формальнологических, исторических и др.), представление выбранных фактов в структуре, соответствующей избранной логике; во втором - выделение системообразующего фактора для выявленной совокупности фактов и построение системы или модели исследуемого фрагмента педагогического процесса или явления;
§ исследовательский: анализ реального учебного процесса, построение оригинальной модели этого процесса, моделирование возможных следствий и их проверка в реальном учебно-воспитательном процессе.
Виды учебно-исследовательской работы на уровне профессионального образования.
Учебно-исследовательские задания. Каждое учебно-исследовательское задание предполагает первоначальное овладение конкретным элементом или методом исследовательской педагогической деятельности.
Наиболее успешная подготовка студентов к исследовательской деятельности осуществляется через систему учебно-исследовательских заданий.
Системе учебно-исследовательских заданий для студентов педагогических вузов целесообразно придавать дидактическую направленность, при этом руководствоваться следующими условиями:
§ ориентированность заданий на формирование эмоционально-ценностного отношения и интереса к исследовательской деятельности;
§ соответствие последовательности включения заданий в процесс подготовки студентов задачам этапов обучения;
§ постепенное усложнение заданий от типовых, которые решаются по образцу, до знаний, требующих нестандартного творческого подхода;
§ поэтапное увеличение степени самостоятельности студентов при решении заданий;
§ сочетание заданий, предусматривающих индивидуальные и групповые формы решения;
§ вариативность заданий и обеспечение тем самым возможности выбора с учетом уровня готовности и индивидуальных особенностей студентов.
В основу решения исследовательских задач (заданий) может быть положен алгоритм: Проблема ------- Задачи различного типа ------------ Обучение различным способам их решения --------- Овладение способами их решения.
В зависимости от назначений все исследовательские задания, предлагаемые студентам, можно разделить на четыре типа исследовательских заданий:
1. Задания общего характера, цель которых - формирование профессиональной мотивации студентов, углубление и систематизация их теоретических знаний.
2. Задания на формирование конкретных умений, в основе которых лежит алгоритм исследования профессионально-педагогической деятельности.
3. Комплексные задания, создающие условия для применения обобщенных знаний и умений и выявления интегральных способностей будущих педагогов.
4. Творческие задания, отражающие только целевую установку, достижение которой реализуется через инициативу, самостоятельные действия студента, его умений создать условия для решения задач исследования.
В рамках учебных заданий реализуются следующие типы задач:
1. Учебно-логические задачи: это такие задачи, которые формируют у студентов умения выполнять логические операции - сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.д. Типичный состав таких задач следующий:
§ отбор материала по заданной теме;
§ группировка и классификация материала;
§ установление последовательности отдельных фактов и положений;
§ выделение основных и второстепенных вопросов;
§ сравнение и обобщение;
§ работа с понятиями.
2. Познавательно-поисковые задачи: это такие задачи и задания, в результате которых студент на основе известных ему знаний или способов решения задачи добывает новые для него знания или вырабатывает способы решения. Познавательно-поисковые задачи включают:
§ разработку структурных схем;
§ разработку и применение алгоритмов программированных учебных задач;
§ составление учебно-воспитательных тестов, анкет, опросников;
§ составление и решение педагогических задач;
§ разработка учебно-воспитательных мероприятий творческого характера;
§ рецензирование книг и статей;
§ написание рефератов, докладов.
3. Исследовательские задачи: задачи, в ходе выполнения которых студент, решающий познавательную проблему, использует уже известные ему и осваивает новые методы и приемы педагогических исследований и в результате их приходит к самостоятельным выводам, представляющим интерес для педагогической теории и практики. В состав таких задач входят:
§ задания на период педагогической практики;
§ изучение и обобщение опыта педагога-новатора (написание очерка);
§ разработка технических средств обучения и проверка эффективности их использования;
§ написание и защита курсовой работы;
§ написание и защита дипломной работы.
Курсовые работы. Деятельность по выполнению курсовой работы включает в себя:
- выявление проблемы исследования;
- формулирование темы работы (основная задача);
- составление плана работы (структура);
- поиск необходимой информации и ее обработка;
- выполнение практической части работы;
- оформление текста работы.
Дипломная работа (ВКР). Отражает уровень профессиональной подготовленности выпускника к практической педагогической деятельности, способности вести научные исследования в условиях конкретной образовательной системы.
Готовность студентов к исследовательской деятельности включает следующие компоненты:
1. МОТИВАЦИОННЫЙ, содержащий осознанный интерес и внутреннюю убежденность личности в обязательном участии в исследовательской деятельности;
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, отражающий систему знаний, необходимых для этой работы;
3. ОПЕРАЦИОННЫЙ, включающий систему умений осуществлять данный вид деятельности (умение составить цели, задачи исследования, разрабатывать инструментарий, взаимодействовать со всеми субъектами исследования, анализировать полученную информацию, прогнозировать развитие событий и др.).
Исходя из названных элементов готовности к исследовательской деятельности, можно определить основные исследовательские умения: умение работать с первоисточниками, проводить наблюдения и анализ педагогических явлений (фактов), формулировать гипотезы, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать и обрабатывать его результаты, оформлять результаты исследований в виде отчета-реферата, доклада или методических рекомендаций. Правомочно, кроме того, включение в этот перечень умений использовать достижения смежных с педагогикой наук.
Можно выделить три группы исследовательских умений:
1. Ориентационно-оценочные:
Умение сравнивать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения, трактовать факты, работать с различными источниками информации, определять цели и задачи поисковой деятельности, формулировать рабочую гипотезу.
2. Конструктивно-оформительские:
Умение выдвигать конструктивные идеи, систематизировать информацию по самостоятельно разработанному алгоритму, отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно формулировать цели.
3. Информационно-аналитические:
Умение анализировать, систематизировать, классифицировать, находить новое, использовать факты для построения теорий, самостоятельно определять программу исследования, выявлять противоречия, применять комплексную диагностику.
Анализ указанных исследовательских умений позволяет вычленить и их составляющие
№ | Перечень педагогических исследовательских умений | Слагаемые умений |
умение работать с первоисточником | 1) библиографические умения: А) знание типов каталогов и навыки работы с ними Б) навыки работы со справочной литературой В) навыки работы с педагогической периодической литературой 2) умения вести записи по прочитанному: А) умение структурировать изученный материал Б) умение систематизировать материал | |
умение наблюдать педагогические явления (факты) | 1) умение выбрать объект наблюдения 2) умение определить цели и задачи наблюдения 3) умение проводить наблюдения 4) умение точно и полно фиксировать наблюдаемое явление (факт) 5) умение анализировать данные наблюдений 6) самоконтроль, самооценка | |
умение анализировать педагогические явления (факты) | 1) умение расчленить изучаемые явления, факты на составляющие элементы 2) умение сравнивать, сопоставлять 3) синтетические умения, умение устанавливать взаимосвязи | |
умение составлять и решать педагогические задачи | 1) умение анализировать педагогические ситуации 2) умение увидеть и сформулировать проблему 3) умение определить способ решения проблемы 4) умение оценить правильность решения | |
Умение формулировать гипотезу | I) умение отобрать и проверить данные, на которых строится гипотеза 2) умение провести вводный эксперимент 3) умение формулировать гипотезы 4) умение уточнить гипотезу | |
умение разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать и обрабатывать его результаты | 1) аналитические умения 2) умение составить план 3) умение разработать методику и технологию эксперимента 4) умение провести эксперимент 5) умение подвести итоги эксперимента 6) самоконтроль, самооценка | |
умение обобщать материалы в виде отчета | 1) умение написать доклад, реферат, отчет 2) умение сделать выводы, обобщения 3) умение разработать рекомендации 4) самоконтроль, самооценка | |
умение использовать достижения смежных наук (психологии, социологии, математики, кибернетики и т. д.) | 1) знание основных идей данной науки 2) знание методов исследований, применяемых в данных науках 3) умение использовать достижения данных наук в целях педагогических исследований |
В содержательном плане к этому виду деятельности следует отнести:
- составление научных и обзорных рефератов;
- разработка оригинальных решений частных задач исследований по проводимым кафедрой НИР;
- проведение опытно-экспериментальных и научно-теоретических исследований по тематике кафедры.
К основным условиям, определяющим эффективность этой работы, относят:
1. наличие научно-познавательных интересов студентов к самостоятельной исследовательской деятельности;
2. овладение приемами активного эвристического поиска;
3. управление процессом поэтапного включения студентов в научную работу;
4. применение организационных форм исследовательской деятельности студентов, эффективно сочетающих в себе индивидуальные коллективные начала.
Научно-организационная работа реализуется в следующих формах:
§ встречи студентов с ведущими специалистами, учеными-педагогами России и зарубежных стран;
§ знакомство с деятельностью разнообразных образовательных Учреждений России и зарубежных стран;
§ участие в работе международных, всероссийских, региональных, межвузовских, общевузовских научных конференций и семинаров;
§ организация и участие в конференциях СНО на факультетах и в общевузовской конференции СНО;
§ участие студентов в конкурсе персональных грантов, в открытом конкурсе на лучшую научную студенческую работу.
Следует различать термины «научно-исследовательская» и «учебно-исследовательская» работа.
Под учебно-исследовательскими работами понимаются специальные виды учебной деятельности, направленные на формирование комплекса умений, обеспечивающих исследовательскую деятельность.
Основная цель УИР состоит в овладении студентами методами исследования, знакомства с техникой эксперимента, с научной литературой.
Под УИР также понимается «работа студентов, обеспечивающая приобретение ими необходимых навыков творческой исследовательской деятельности, которая завершается самостоятельным решением студентами задач, уже разработанными в науке или технике».
Этапы учебно-исследовательской работы студентов
1. Начальная научная подготовка:
- лекции, беседы по вопросам самостоятельной работы с научной литературой;
- лекции, беседы, семинары на тему «Методы и приемы исследований»;
- встречи с педагогами-новаторами, учеными;
- выполнение практических заданий, связанных с закреплением усвоенного материала и приемов исследований;
- изучение литературы по проблеме исследования;
- подготовка рефератов.
2. Совместная деятельность по разработке проблемы:
- лекции, беседы, семинары с целью более углубленного изучения методов и приемов исследований;
- изучение передового опыта;
- анализ и обобщение передового опыта, написание очерков;
- представление материалов в отчеты о УИР;
- написание курсовых работ по теме исследования;
- участие в факультетском и вузовском конкурсах на лучшую студенческую работу.
3. Оформление, апробация и внедрение результатов научной работы:
- лекции, беседы, семинары по тематике исследования;
- написание отчетов по НИР;
- написание дипломной работы;
- выступления на научных конференциях;
- участие в межвузовских конкурсах;
- внедрение результатов исследований в практику школы.
Билет №49
Личность педагога профессионального обучения: требования, профессионально-значимые качества. Профессионально-педагогическая культура.
Понятие личности
Личность - то, что в определяет психологическую сущность человека или природу человеческой психики, трактуемую по-разному в разных подходах. "личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность."
В личности педагога выделяется социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленность.
Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.