Тема: Структура личности
Этапы выполнения контрольной работы
1. Изучите рекомендованную литературу. Ответьте на следующие вопросы:
- изучите понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность;
- назовите свойства личности;
- как в личности сочетается биологическое и социальное?
- раскройте психологическую структуру личности;
- охарактеризуйте потребности как источник активности личности.
2. Определите коллектив, с членами которого вы будете проводить исследование. В эксперименте должно участвовать не менее 3 человек.
3. Изучите методику предстоящего исследования. Заготовьте карты личности.
4. Проведите исследование, обработайте полученные данные, сделайте выводы и подготовьте практические рекомендации.
5. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра-М, 2010.
4. Крысько В.Г. Педагогика и психология. - СПб: Питер, 2009.
5. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
6. Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2010.
Карта личности К.К. Платонова
Задача исследования: свести в краткую модель, допускающую сравнение, качественные и количественные оценки основных психологических элементов структуры личности.
Личностный подход, как один из принципов психологии, требует преломлять изучение любых психических явлений человека через понимание его личности в целом.
Структура личности по К.К. Платонову состоит из четырех основных подструктур, к которым присоединяются также обособленные свойства структурных характеристик личности, дополняемые биографическими данными, а также сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Она позволяет всесторонне подойти к изучению личности, особенно при первоначальном знакомстве, а также используется при выборе средств и методов педагогического воздействия.
Исследование может приводиться на основе не только самооценки, но и (что значительно лучше) сопоставления самооценки с данными при заполнении карты личности лицами, хорошо знающими обследуемого.
Схема записи результатов выполнения задания по «Карте личности»
1. Фоновые показатели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. с п о с о б н о с т и | 3. х а р а к т е р | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Направленность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Опыт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. психические процессы | å | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. темперамент | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выводы:
1. Общий балл _______________
2. Слабо выраженная подструктура: «______________________»
3. Слабо выраженные показатели:
-
-
-
Рекомендации:
Карта личности
1. Фоновые показатели | |
1.1. Состояние здоровья | 1.3. Условия работы |
1.2. Отношение к здоровью | 1.4. Условия в семье |
1.5. Физкультурная активность | |
2. Способности | |
2.1. Психомоторные | 2.3. Технические |
2.2.Художественные (музыкальные, артистические, литературные, изобразительные) | 2.4. Научные 2.5.Организаторско- педагогические 2.6.Нравственно-правовые |
3. Характер | |
3.1. Отношение к обществу 3.2. Отношение к труду | 3.4. Отношение к себе (рефлексивность) |
3.3. Отношение к людям | 3.5. Отношение к собственности |
4. Направленность | |
4.1. Уровень | 4.5. Действенность |
4.2. Широта | 4.6.Профессиональная направленность |
4.3. Интенсивность 4.4. Устойчивость | 4.7.Атеистическая (или религиозная) направленность |
5 Опыт | |
5.1.Профессиональная подготовленность | 5.4. Уровень интеллекта 5.5. Культура поведения |
5.2. Профессиональный опыт | 5.6. Психомоторная культура |
5.3.Уровень культуры в области литературы и искусства | |
6. Индивидуальные особенности психических процессов | |
6.1.Эмоциональная возбудимость | 6.5. Память |
6.2.Эмоционально-моторная устойчивость | 6.6. Сообразительность 6.7. Воображение |
6.3. Стеничность эмоций | 6.8. Воля: самообладание |
6.4. Внимательность | 6.9. Целеустремленность |
7. Темперамент | |
7.1. Сила | 7.3. Подвижность |
7.2. Уравновешенность |
Инструкция по заполнению карты личности
1.1. Состояние здоровья: 5 – отличное здоровье; 4 – здоровье совсем не беспокоит; 3 – редкие, быстро проходящие заболевания; 2 – хронические заболевания, мало отражающиеся на трудоспособности; 1 – хронические заболевания, заметно отражающиеся на трудоспособности.
1.2. Отношение к своему здоровью: 5 – совсем не думает о своем здоровьем; 4 – склонен его переоценивать; 3 – отношение к здоровью соответствует его состоянию; 2 – переоценивает свою болезнь, проявляет черты мнительности; 1 – резко переоценивает свою болезнь, очень мнителен.
1.3. Условия работы оцениваются по одной шкале с условиями в семье.
1.4. Условия в семье: 5 – условия весьма благоприятные; 4 – благоприятные, однако не дают полного удовлетворения; 3 – неопределенные и непостоянные; 2 – малоблагоприятные, что вызывает переживания; 1 – очень неблагоприятные.
1.5. Физкультурная активность: 5 – активно занимается спортом, имеет разряд; 4 – занимается спортом нерегулярно, но с большим интересом; 3 – занимается ежедневно утренней зарядкой; проявляет интерес к спортивной жизни; 2 – утренней зарядкой занимается нерегулярно, интереса к спортивной жизни не проявляет, 1 – утренней зарядкой не занимается, спортом не интересуется.
2.1. – 2.6. Способности являются общими качествами личности. Их оценивают по успешности деятельности субъекта в той или иной области (основной для него или побочной) и по выраженности у субъекта к ней интереса. Причем, для оценки способностей особо важно учитывать призвание у субъекта данной способности окружающими.
2.1. – 2.5. Обозначенные так способности оценивают согласно следующей шкале: 5 – призванный талант к данному виду деятельности; 4 – отчетливо выраженные способности; заметно выделяющие личность среди окружающих; 3 – выраженные интересы к данному виду деятельности при способностях, не выделяющих личность среди сверстников; 2 – отсутствие способностей, затрудняющих освоение и осуществление данной деятельности; 1 – выражении неспособность к ней. При этом необходимо предостеречь от подмены способностей опытом работы в данной области, который оценивается в подструктуре опыта (5), и помнить, что психомоторные способности оценивают по достижениям в спорте, ручном мастерстве, вождении автомобиля, мотоцикла я т. д.
2.6. Нравственно-правовые способности: 5 –высокий уровень нравственного и правового сознания, коллективизма, чуткость уважение как постоянная основа отношения к людям и активного противодействия нарушениям нравственно-правовых норм; 4 – высокий уровень нравственного и правового сознания, но пассивное отношение к нарушениям норм; 3 – редкие и неярко выраженные поступки, в которых проявляются отступления от нравственных и правовых норм под влиянием внешних обстоятельств; 2 – частые отклонения от нравственных и правовых норм; 1 – систематические отклонения от них, основывающиеся на соответствующем мировоззрения.
3.1. – 3.5. Оценивая характер, следует помнить, что он как бы каркас личности. Черты личности, по-разному группируясь, друг с другом, взаимообусловлены отношениями личности к многочисленным явлениям действительности. Подчеркнем, что черты характера всегда нравственно окрашены. Выделяют следующие главные, т.е. характерологические отношения личности; к обществу, к труду, к людям, самому себе и к собственности. Оценивая черты характера, следует использовать следующую шкалу. 5 – названное свойство личности развито очень хорошо, ярко выражено и проявляется часто в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 4 – выражено заметно, но проявляется непостоянно, хотя противоположное ему свойство проявляется крайне редко; 3 – оно и противоположное ему свойство выражено неярко я в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя оба проявляются нечасто; 2 – заметно более выражаю я чаще приходилось преодолевать препятствия на пути к ней, он профессией доволен; 4 – желание у субъекта избрать данную профессию несколько раз менялось, однако пришлось преодолевать препятствия на пути к ней, он ею доволен; 3 и 2 – оцениваются по степени устойчивости профессионального интереса и его удовлетворенности, 1 – выбор профессии был случайным, субъект хотел бы поменять профессию.
4.7. Атеистически или религиозная направленность: 5 – воинствующий атеист, 4 – последовательный, но не активный атеист, 3 – атеист с элементами суеверий, 4 – пассивно религиозный, 5 – активный борец за религию.
5.1. – 5.6. В подструктуру опыта личности входят ее черты, формирующиеся в процессе обучения: знания и умения. Они определяют как профессиональную подготовленность (5.1.), так и уровень различных аспектов культуры (52.-5.6).
5.1.Профессиональную подготовленность (по основной специальности) оценивают по успешности трудовой деятельности: 5 – отличная, 4 – хорошая. 3 – посредственная, 2– плохая, 1 – очень плохая.
5.2. – 5.6. Культуру личности оценивают так: 5 –общепризнанная очень высокая культура, которая может служить образцом для других, причем выполнение соответствующих умений, стало потребностью; 4 – высокий уровень умений, выделяющий личность среди окружающих; 3 – средний уровень культуры, не выделяющий личность среди окружающих; 2 – пониженный уровень умений, выделяющий личность с отрицательной стороны; 1 – нет элементарной культуры в данной области.
При этом надо иметь в виду, что психомоторную культуру (5.6.) учитывают, обобщая трудовые, двигательные и спортивные навыки. Во всех случаях нельзя смешивать культуру как проявление опыта, подготовленности в данной области со способностями к данной деятельности в соответствующей направленностью, который в карте посвящены специальные пункты (2 и 4).
6.1. – 6.9. Когда говорят об особенностях психических процессов, то подчеркивают динамические моменты психики, относительно кратковременно длящиеся. В психических процессах тесно взаимосвязаны познавательные и аффективные компоненты, они и лежат в основе свойств личности как более устойчивые ее проявления.
6.1 – 6.3. При оценке эмоциональных особенностей учитывают, какое настроение чаще свойственно субъекту – веселое, угнетенное или спокойное, ровное. Что чаще возникает у субъекта в ответ на разного рода трудности – растерянность, неуверенность или, наоборот, собранность, сознание своей силы, чувство азарта.
6.1. Эмоциональную возбудимое» оценивают баллами 5 и 4, если субъекту свойственна высоки степень впечатлительности (всякое приятное событие вызывает чувство радости, а всякие мелкие неприятности сильно огорчают), раздражение чаше возникает сразу, вынужденные ожидания возбуждают, после неудач, неприятностей долго переживает, баллами 2 и 1 оценивают низкие степени выраженности эмоций у субъекта; а баллом 3 – если субъект не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения и раздражение у него накапливается постепенно.
6.2.Эмоционально-моторная устойчивость: 5 – нарушения психомоторики (напряженность; нарушение координации, увеличение тремора) ни при каких эмоциях не возникают; 4 – возникает незначительная напряженность при сильных эмоциях • в сложной обстановке; 3 – быстро проходящая напряженность наблюдается при каждой деятельности; 2 – выражены стойкие нарушения психомоторики, с трудом поддающиеся устранению; 1 – выраженные эмоционально-моторные нарушения не устраняются никакими мерами.
6.3. Стеничностъ эмоций: 5 – обычно несколько приподнятое настроение, положительно влияющее на деятельность; 4 – настроение обычно ровное, угнетение и растерянность отмечаются крайне редко; 3 – свойственна смена настроений, однако выраженного преобладания стенических или астенических эмоций нет; 2 – преобладают угнетенное настроение в астенические эмоции, отрицательно влияющие на деятельность, 1 – настроение всегда угнетенное, сменяющееся безразличием.
6.4. Внимательность: 5 – субъекту легко одновременно делать два дела и более (например, писать письмо и разговаривать, бывая в театре или кино, удается заметить все, что происходит на сцене или экране), в разговоре с легкостью переходит с одной темы на другую, легко воспринимает и запоминает второстепенные вопросы, беглые замечания, может работать при шуме; 4 – внимание чаще приковывается к чему-нибудь одному, помехи отвлекают, но не надолго; 3 – может сосредоточиться на чем-то севом, слабо помехоустойчив, переход с одной темы разговора на другую затруднен; 2 – отвлекается при объяснении, рассеян, в беседе теряет нить разговора, смена темы представляет большую трудность; 1 – не способен сосредоточиться.
6.5. Память оценивают обобщенно по таким, например, показателям: 5 – легко вспоминает, где и когда слышал или читал о данном предмете, (причем помнит название и место в книге), хорошо и с одного раза запоминает имена, даты, смысл прочитанного, элементы физических упражнений, узнает человека много лет спустя, даже если видел его один раз; 4 – память хорошая, но бывают случаи забывания лиц, имен, дат, формул; 3 – запоминает только смысл прочитанного, вспоминает с усилием; 2 – помнит отдельные детали услышанного или прочитанного, задание для запоминания ему приходится повторять несколько раз; 1 – к длительному сохранению информации не способен.
6.6. Сообразительность как мыслительный процесс оценивается по следующей шкале: 5 – быстро и хорошо понимает ставящиеся перед ним вопросы, находчив, быстро ориентируется в новой тактической обстановке (например, в спортивных играх легко разгадывает замысел "противника"); 4 – то же, только выражено в меньшей степени; 3 – удачное решение обычно запаздывает, либо имеется склонность к излишне быстрым, но непродуманным ответам; 2 – тугодум, приемы, помогающие выполнению задачи, находит медленно; 1– выражена в минимальной степени.
6.7. Воображение (или фантазия) оценивают баллом 5 в тех случаях, когда его можно назвать творческим, проявляющимся в любой изобразительной, конструкторской, научной и т.п. деятельности; 4 – если воображение развито, но чаще проявляется в одном виде деятельности; 3 - воображение проявляется эпизодически; 2 – очень редко; 1 – отсутствует.
6.8. – 6.9. Воля связана с сознательной саморегуляцией субъектом своего поведения и выражается в преодолении трудностей. Наиболее существенными характеристиками для поникания воли являются самообладание и целеустремленность.
6.8. Самообладание оценивают по следующей шкале: 5 – сложной обстановке легко владеет собой, легко подавляет вспышки гнева; 4 – при сильном возбуждения удается казаться вполне спокойным, однако, переживания сопровождаются усиленной жестикуляцией, изменением мимики, голоса и т.п.; 3 – известны случаи потеря самообладания, совершения поступков, в которых потом приходится раскаиваться; 2 – с трудом и редко подавляет вспышки гнева; 1 – не владеет навыками саморегуляции.
6.9.Целеустремленность, настойчивость я решительность оценивают потому, способен ли человек длительно я стойко держаться принятого решения, насколько настойчив, упорен в преодоления трудностей, стоящих на пути, к достижению цедя; что более свойственно; колебание при принятия решений или решительность. При выборе баллов (от 1 до 5) необходимо учитывать степень выраженности всех этих проявлении личности.
7.1 – 7.3. Свойства биологически обусловленной подструктуры личности (темперамент) изменяются значительно меньше, чем свойства других подструктур, чаще компенсируясь и маскируясь последними.
7.1. Степень проявления силы (оценивается баллами 5 и 4) или слабости (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов, может быть определен по следующим особенностям трудовой деятельности: насколько субъект вынослив в работе, насколько влияют на его работоспособность шум и другие, сильные и непривычные раздражители, сохраняет ли он самообладание в трудных, опасных условиях, может ли длительно работать, без и, не снижая результатов и т. п.
7.2. Степень проявления уравновешенности (оценивается баллами 5 и 4) или неуравновешенности (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим признакам: работает ли субъект в ровном темпе или склонен работать порывами, настроение его ровное, спокойное или часто меняется, как он ведет себя при вынужденном ожидании – спокоен или сильно раздражается, при утомлении легче засыпает и крепче спит или, напротив, утомление вызывает бессонницу прерывистый сон и т.п.
7.3.Степень подвижности (оценивается баллами 5 и 4) или инертности (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим показателям: легко ли переходит субъект от одного вида деятельности к другому, быстро ли включается в работу, не мешают ли ему на новой работе старые навыки; легко ли он приобретает положительные привычки и избавляется от вредных, быстро ли принимает решения, быстро ли засыпает и просыпается и т.п.
При оценке: указанных выше черт личности балл 3 ставится, когда нет оснований говорить о преобладании силы или слабости, подвижности или инертности, уравновешенности или неуравновешенности.
Обработка результатов:
1. Результаты заполнения «Карты личности» отразите в схеме. Пояснения, по всей видимости, требует только оценка темперамента. Учитывая, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, баллы по этой структуре не суммируют. При диагностике типа темперамента поможет приведенная «Схема определения типа…» и некоторые пояснения.
Схема определения типа темперамента
Так, сначала каждый испытуемый оценивает себя по шкале силы-слабости (7.1). Тот, кто набирает 1-2 балла, может причислить себя к меланхоликам. Те, у кого балл окажется более высоким, продолжает оценку по шкале уравновешенность-неуравновешенность (7.2). Набравшие 1-2 балла – холерики. Остальные оценивают себя по шкале подвижности и инертности (7.3). Получившие 1-2 балла могут быть отнесены к флегматикам, а получившие 4-5 баллов – к сангвиникам. Лица, поставившие себе 3 балла, скорее всего, имеют промежуточный тип темперамента.
2.По каждой подструктуре личности (кроме темперамента) подсчитайте суммарный балл.
3.Подсчитайте общий балл для всей «Карты личности» (кроме п.7 – темперамент).
Анализируя полученные результаты, скорее делайте упор не на общий балл «Карты», а на суммарные баллы отдельных подструктур. Выделите из подструктур 1 – 6 те, где картина наиболее и наименее благоприятна. При интерпретации общего балла надо помнить, что разброс данного показателя возможен от 6 до 195, причем средний балл обычно около 130. Испытуемым, набравшим не устраивающие их баллы, надлежит тщательным образом проанализировать результаты и наметить пути самовоспитания и самокоррекции.
Контрольная работа 10