ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА. Обобщенная формулировка задачи
Обобщенная формулировка задачи.
Т.Е. Конникова в статье «Формирование общественной направленности личности школьника как педагогическая проблема» писала: «Нравственное формирование рассматривается как воспитание отдельных нравственных качеств. Но эта позиция практически бесплодна и безнадежна. Личность ребенка представляет единое целое; это означает, что ни одно качество не формируется и не проявляется изолированно, а всегда выступает как проявление всей личности, целостной ее структуры. Патриотизм и коллективизм, чуткость и честность как качества личности у выпускника школы отнюдь не то же самое, что у пятиклассника. Но какими они должны быть у детей 3, 5, 7 классов? …необходимо определить, в какие конкретные педагогические задачи воплощаются общие цели нравственного воспитания на каждом этапе обучения. … без этого невозможно разработать и систему нравственного воспитания, построить целенаправленное формирование нравственного облика школьника. Нравственное формирование школьника осуществляется как последовательное усвоение ребенком общественных норм и нравственных принципов, принятых в данном обществе и объективно представляющих для детей соответствующий образец. Специфика нравственного развития определяется своеобразием самого образца, отражающего нравственные нормы общества, и своеобразием процесса восприятия ребенком такого рода образца. Для усвоения системы нравственных норм необходима система воспитания, предъявляющая общие требования, помогающая ребенку обобщать, анализировать свой опыт и овладевать нравственными понятиями».
Ключевое задание.
Предложите воспитательное дело, которое станет толчком к сплочению класса, первым шагом к его развитию как воспитательного коллектива, используя возможности образовательной среды школы, системы дополнительного образования детей, социокультурной среды города.
Контекст решения задачи.
Вы работаете классным руководителем 5-го класса гимназии, в Вашем классе учатся ребята из разных слоев общества. Есть дети из обеспеченных семей, с высоким уровнем образования родителей – таких детей большинство, но есть и дети группы риска, педагогически запущенные, из неблагополучных семей. Многие родители положительно относятся к посещению их детьми театров, музеев, школьных кружков и секций, домов творчества, готовы принимать посильное участие в интересных событиях классной жизни своих детей.
4. Задания, которые приведут к результату (к «продукту»):
Вспомните и напишите, какие интересные воспитательные дела проводились в вашем классе. Что именно вызывало интерес?
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы придумать интересное для ребят воспитательное дело. Кого можно привлечь к этой деятельности?
Соберите информацию о том, какие интересные дела проводят другие учителя для учащихся данного возраста. Обменяйтесь полученной информацией на семинаре в группе.
Подготовьте презентацию интересного с вашей точки зрения воспитательного дела для учащихся 5 класса гимназии, учитывая логику проектирования педагогического процесса (см. раздел 2.).
Оформите решение задачи в виде методической разработки воспитательного дела.
Предложите оценить вашу разработку работающим педагогам.
5. Контекст предложенной задачи в реальной жизни.
1. Решите эту задачу в новом контексте, когда в 5 класс общеобразовательной школы поступили учиться дети-мигранты, плохо владеющие русским языком. Какое первое воспитательное дело вы спланируете?
Попробуйте в целях тренировки еще раз изменить контекст решения задачи. Вы учитель лицея, набравшего новый 8 класс. Что вы предложите этим ребятам для сплочения коллектива?
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Определите, что нового вы узнали после изучения данного раздела?
Какие задания оказались для вас интересными и продуктивными для подготовки к профессиональной деятельности педагога?
Какие темы этого раздела побудили вас к самостоятельному поиску?
С какими трудностями вы столкнулись при изучении этого раздела?
Обсудите результаты освоения содержания этого раздела на семинаре по педагогике.
Дополнительная литература для чтения
Битинас Б.П., Бочарова В.Г. и др. Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения). М. 1990.
В книге можно познакомиться с авторскими взглядами на основные проблемы воспитания школьников и подростков.
Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. – СПб., 2006.
Автор размышляет над вечными проблемами воспитания человека в современном мире, представляет развитие идей взаимосвязи нравственного воспитания личности и коллектива в научной школе Ленинграда – Санкт-Петербурга и воплощение их в реальной жизни школы России и Америки.
Колесникова И.А.. Основы технологической культуры педагога.- СПб.: Дрофа, 2003.