Университет им. А.И.Герцена
Корп.11, ауд.32
Кафедра педагогики
e-mail: [email protected]
сайт: http://www.kpinfo.org/
Тел.8 (812) 312 16 87
Раздел 1.
Подготовка современного педагога: интеграция науки и образования
«Если существует наука, действительно нужная человеку,
То это та ... из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком»
И. Кант
Введение в раздел
2010 год был объявлен Годом Учителя. Несомненно, уже само по себе это является важным социально-значимым событием, инициирует новые поиски путей развития образования, подготовки современного учителя. В Год учителя (как всегда и 1 сентября, и в День Учителя) прозвучали слова «Учитель, перед именем твоим….». Но были и другие – нелицеприятные, уничижительные, резкие. Парадокс заключается в том, что, признавая значимость роли Учителя в современном обществе, нет ни одной страны в мире, которая была бы удовлетворена качеством подготовки своих учителей, система подготовки учителей «считается самым «слабым» звеном системы подготовки кадров, но при этом к учителю предъявляются такие требования, которым удовлетворить может только святой. Представитель массовой профессии описывается как олицетворение всех добродетелей сразу. Такого учителя взять негде, а в массовом сознании эти штампы из поколения в поколение только укореняются!»[3].
Сегодня проблема подготовки учителя нового поколения становится особенно актуальной в связи с тем, что в обществе складывается новый технологический уклад.
Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….
Известно пять технологических укладов:
1785-1835 гг. – первый технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды, развитие капиталистической формы производства;
1830-1890 гг. – второй технологический уклад, который характеризуется ускоренным развитием транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновением механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя;
1880-1940 гг. – третий технологический уклад, который базировался на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности;
1930-1990 гг. – сформировался четвертый технологический уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов;
Гг. – пятый технологический уклад опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п.
Существует представление о шестом технологическом укладе, развивающемся в 21 веке, основными составляющими которого являются биотехнологии (проектирование живого, новое природопользование), нанотехнологии (робототехника, новая медицина), гуманитарные технологии (вложения в человека, проектирование будущего и управление им), технологии сборки и уничтожения социальных субъектов[4].
Каждый технологический уклад привнес свой виток в развитие образования. Какой должны быть школа и образование в новом инновационном веке? Каковы общественные ожидания от школьного образования? Каким должен быть современный учитель, который введет растущего человека в общество экономики знаний? Эти и другие вопросы, связанные с новой ролью учителя сегодня, все чаще встают перед исследователями - разработчиками стратегических направлений развития образования. И все чаще они приходят к выводу, что для достижения целей инновационного развития страны начинать надо с самого начала - с качественного школьного образования.
Результаты международного исследования PISA свидетельствуют о том, что ни один другой фактор, ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров.
По материалам исследований На основании исследования лучших мировых систем школьного образования позволило М. Барберу и М. Муршед сделать следующие выводы. «Стабильное качество преподавания – самый важный фактор, влекущий за собой повышение качества достижений, но оно отсутствует в большинстве систем. Проведенное в США исследование показало, что если двум 8-летним ученикам средних способностей дать очень разных учителей: одного — высокой, а другого — низкой квалификации, то результаты их обучения разойдутся за три года на 50 с лишним процентных пунктов. Эффект от снижения числа учеников в классе с 23 до 15 значительно ниже, результативность среднего ученика в этом случае может повыситься на 8 процентных пунктов. Разрыв в результатах обучения между учащимися, которым три раза подряд повезло с учителями, и теми, кому трижды кряду не повезло, составил 49 процентных пунктов. Другими словами, учащиеся, у которых были хорошие учителя по какому-либо предмету, существенно улучшают свои показатели по этой дисциплине; учащиеся в классах высококвалифицированных учителей прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации». Источник: Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах – М., Вопросы образования, №3, 2008. – с.1– 54. |
Результаты длительных эмпирических исследований «эффективной школы», проводившиеся главным образом в США, Канаде и Великобритании свидетельствуют о том, что ключевым условием и «золотым ресурсом» развития школы является изменение профессионального сознания учителей, самопонимания ими своих задач. При этом, философия изменений должна опираться на определенный этический фундамент: учительская этика подразумевает стремление учителя быть посредником позитивных изменений в учениках, постоянно совершенствовать свое мастерство, работать над установлением позитивных отношений с детьми. Философия изменений и высокая этика, согласно М. Фуллану – два столпа самосознания учителя[5].