Российский государственный педагогический
П Е Д А Г О Г И К А
Учебник для студентов бакалавриата
По направлению «Педагогическое образование»
История педагогической мысли и образования
Педагогика школы
Решение профессиональных педагогических задач
Санкт-Петербург
Ф О Р З А Ц
Новая школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы
Национальная образовательная инициативы «Наша новая школа»
Рецензенты:
Нина Федоровна Радионова, доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Надежда Викторовна Чекалева, доктор педагогических наук, профессор
Омский государственный педагогический университет
Татьяна Владимировна Светенко. доктор педагогических наук, профессор, Псковская лингвистическая гимназия
Бахмутский А.Е., Вершинина Н.А., Глубокова Е.Н., Даутова О.Б., Кондракова И.Э., Лабунская Н.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П.
Педагогика: Учебник для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» / Под общ. ред. профессора А.П. Тряпицыной
Учебник «Педагогика» для студентов бакалавриата ориентирован на требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования (ФГОС) в контексте концепции реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании, разработанной в РГПУ им. А.И. Герцена. Данный учебник может использоваться как дополнительный источник при работе с другими учебниками педагогики и лекциями преподавателя, как источник дискуссионных проблем, требующих обсуждения, как навигатор в процессе самостоятельной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Обращение к читателям | ||
Благодарности | ||
Раздел 1. | Подготовка современного педагога: интеграция науки и образования | |
Раздел 2. | Педагогический процесс | |
Раздел 3. | Субъекты педагогического процесса | |
Раздел 4. | Воспитание | |
Раздел 5. | Обучение | |
Раздел 6. | Образование | |
Раздел 7. | Философия педагога | |
Вместо заключения | ||
Приложение 1 | Памятка о том, как писать эссе | |
Приложение 2 | Методическая подсказка к рефлексии процесса решения профессиональной задачи педагога | |
Приложение 3 | Именной указатель |
Если педагогика намеревается помочь человеку выйти за рамки его природных способностей, она должна снабдить его соответствующими инструментами, которые для этого созданы людьми.
Дж.Брунер
Уважаемые преподаватели и студенты!
Все вузовские учебники ориентированы на помощь студенту в его профессиональном становлении. На эту же цель ориентирован и предлагаемый Вашему вниманию учебник «Педагогика», написанный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования третьего поколения (ФГОС). В чем особенности этого учебника?
Прежде всего, в ориентации на развитие профессиональной компетентности студента. Авторы учебника понимают профессиональную компетентность как способность решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. "Способность", в данном случае понимается не как "предрасположенность", а как "умение". "Способен" т.е. "умеет делать". Содержание понятия «компетентность» не только шире, чем просто знания, или умения, или навыки, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих, понятие компетентности содержит мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы. В исследованиях РГПУ им. А.И.Герцена профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций.
Ключевые – компетенции необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Ключевые компетенции приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в том числе на иностранном языке), социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетенции необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.
Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области конкретной сферы профессиональной деятельности.
Базовые и ключевыекомпетенции всегда проявляются в контексте предметной области (специальной компетенции). Разумеется, все три вида компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно, формируя индивидуальное своеобразие профессиональной компетентности конкретной личности. Ключевые, базовые и специальные компетенции, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения профессиональных задач разного уровня сложности, что предполагает овладение разнообразными ресурсами. В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлениям образования для обозначения компетенций как результата профессиональной подготовки студента, используются другие термины: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые соответствуют ключевым, базовым и специальным, выделенным в концепции РГПУ им. А.И.Герцена.
Вторая особенность состоит в структурировании материала учебника. Авторы стремились представить в учебнике педагогическое знание, необходимое для решения типовой профессиональной задачи в различных контекстах анализа современного образования. Для этого необходимо было отразить в учебнике общепризнанное, доказанное научное знание и в то же время включить материалы, отражающие сложность и инновационность современных поисков, которые характеризуют современную педагогическую науку и практику. Такое сочетание определялось мировоззрением авторов, тем пониманием педагогики, которое характерно для ленинградской научной школы, сложившейся на кафедре педагогики Герценовского университета. Основная черта этой школы, определяющая подготовку будущего педагога, заключается в ориентации на развитие личности студента, путем создания условий для развития ценностных ориентаций, активности и самостоятельности, интереса к педагогической науке и практике; в понимании образования как единства воспитания и обучения, как ведущего фактора развития личности; в стремлении «выращивать» новое педагогическое знание и опыт в совместной деятельности науки и практики.
Третья особенность заключается в стремлении авторов учебника расширить пространство профессиональной коммуникации преподавателей и студентов. Концентрация содержания учебника вокруг фундаментальных категорий и основных задач современной профессиональной деятельности педагога, позволяет в процессе обучения дополнять изучаемый материал результатами исследований конкретных научных школ, учитывать традиции вуза, проводить обсуждения различных аспектов педагогической действительности в соответствии с интересами преподавателей и студентов. Авторы учебника стремились не столько транслировать готовые знания («консервы» по выражению Андрея Александровича Вербицкого, или «диетический корм» в категориях Пауло Фрейре (Freire, 1985), сколько стимулировать возникновение вопросов, на которые студент не может ответить без изучения соответствующих источников (книг, журналов, статистики) или собственного исследования. Когда эти источники найдены и освоены, студент продолжает своё совершенствование в качестве ученика, сталкиваясь с новыми важными практическими проблемами, которые вновь отсылают его к иным источникам и исследованию. Поэтому выполнение заданий, предлагаемых в каждом разделе учебника, ориентировано на то, что студенты будут учиться не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их исследовании и обсуждении полученных решений; работать с различными базами информации для выбора и принятия решений в контексте реальных ситуаций; учиться мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.
Авторы учебника не стремились вложить в него все накопленное в педагогике знание, руководствуясь мудрой мыслью Анатоля Франса: «Не пытайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая большому количеству вещей. Разбудите любопытство людей. Этого достаточно для раскрытия сознания. Не перегружайте его, просто поднесите искру. Если там имеется хороший горючий материал, то он загорится». Иными словами, предлагаемый учебник, в отличие от предыдущих не фиксирует фундаментальное ядро научного педагогического знания как основы профессиональной подготовки будущего учителя, а ориентирован на самостоятельную целенаправленную работу студента по построению собственного фундамента современной профессиональной педагогической деятельности, используя ресурсы имеющегося информационного поля педагогического знания – классических трудов, учебников, современных исследований.
Использование учебника в процессе изучения дисциплины «Педагогика» может быть различным: выступать как дополнительный источник при работе с другими учебниками педагогики и лекциями преподавателя, как источник дискуссионных проблем, требующих обсуждения, как навигатор в процессе самостоятельной работы.
Предлагаемый учебник написан авторами в логике разработанной коллективом преподавателей кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена учебной программы дисциплины «Педагогика» для студентов бакалавриата, состоящей из следующих курсов: «История педагогической мысли и образования», «Педагогика школы», «Решение профессиональных задач». Для курса истории педагогической мысли и образования уже создан учебник коллективом авторов – преподавателей кафедры под руководством действительного члена РАО, доктора педагогических наук, профессора, З.И. Васильевой[1]. Для изучения вопросов введения в педагогическую деятельность создано одноименное учебное пособие под руководством профессора кафедры педагогики А.С. Роботовой[2]. Предлагаемый учебник является следующей учебной книгой, необходимой для изучения дисциплины «Педагогика».
Как и все преподаватели педагогики, авторы учебника стремились содействовать развитию интереса студентов к педагогической деятельности, готовность к исследованию педагогических проблем, воспитанию гордости за свою профессию. И по сей день остаются актуальными слова Константина Дмитриевича Ушинского о том, что дело учителя, скромное по наружности - одно из величайших дел в истории.
БЛАГОДАРНОСТИ
Авторы учебника выражают глубокую признательность руководству Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена за стимулирование коллектива кафедры к написанию учебника по педагогике в соответствии с разработанной в университете концепцией уровневой подготовки нового поколения педагогов, постоянную поддержку и помощь в разработке научно-методических материалов и учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогика».
Авторы учебника приносят глубокую благодарность всем преподавателям кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, в постоянном сотрудничестве с которыми рождались идеи будущего учебника.
Особую признательность авторы выражают кафедральным экспертам докторам педагогических наук, профессорам Елене Владимировне Титовой, Инессе Сергеевне Батраковой, Елене Сергеевне Заир-Бек, Алевтине Сергеевне Роботовой, и коллегам, материалы которых помогли в разработке заданий для студентов – кандидатам педагогических наук, доцентам Татьяне Константиновне Александровой, Ирине Вячеславовне Гладкой, Ирине Юрьевне Гутник.
Появление учебника было бы невозможно без помощи студентов и магистрантов Герценовского университета, которые участвовали в апробации учебника, отмечая удачные находки и непростительные ошибки, вносили свои предложения и искренне были заинтересованы подготовке современного учебника по педагогике. Авторы благодарят студентов 2-ого курса факультета философии человека (2010-2011 уч. год), ставших первыми читателями этой книги, а также выпускников бакалавриата - магистрантов 1 курса кафедры педагогики (2010-2011 уч. год), в работе с которыми были апробированы многие задания этого учебника.
Слова искренней признательности за профессиональную помощь и поддержку авторы адресуют внешнему эксперту учебника - члену-корреспонденту Российской академии образования, доктору педагогических наук, профессору Александру Андреевичу Орлову, и рецензентам - докторам педагогических наук, профессорам Нине Федоровне Радионовой, Надежде Викторовне Чекалевой, Татьяне Владимировне Светенко.
Авторы надеются, что у преподавателей и студентов, которые познакомятся с предлагаемым учебником, появится желание участвовать в совместной работе по созданию новых современных образовательных ресурсов.
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ! –
Наш адрес:
Санкт-Петербург
Наб.р.Мойки, 48
Российский государственный педагогический