От 6 месяцев до 1 года

Игры с водой

Многие дети любят играть с водой. Вы можете налить водичку в тазик. Бросьте туда несколько чашечек, губки, плавающие игрушки, и пусть ваш ребенок играет в игры, в которые захочет.

Наполняйте и высыпайте

Наполните какую-либо емкость некоторым количеством предметов: кубиками, фасолью, шариками и т. д. Сядьте с малышом на пол и разбросайте эти предметы в пределах досягаемости. Поднимите один предмет и бросьте его в банку. Скажите своему ребенку: «Смотри: кубик в миске. Слышишь, как он упал? Теперь твоя очередь бросить кубик». Положите свою руку поверх руки ребенка и помогите ему совершить действие совместно с ним. Когда все предметы окажутся в банке, помогите ребенку вынуть их и начать все сначала.

Катание мяча

Сядьте на пол лицом к ребенку на расстоянии 30-60 см от него. Покажите ребенку мяч и скажите: «Вот мячик. Я хочу покатить его к тебе. Вот он прикатился к тебе. Держи мяч». Попросите другого взрослого поучаствовать в игре и, сев позади малыша или рядом с ним, помочь ему ловить мяч и катить его обратно.

От 1 года до 1,5 лет

Части лица и тела

Скажите ребенку: «Я трогаю свою голову, можешь ли ты потрогать свою?». Вначале вы должны помочь ему сделать это совмещенно. После того как вы поиграете со знакомыми частями тела, переходите к тем, названия которых он слышит не так часто: щеки, локти, мочка уха, плечи и т. д.

Игрушки, в которые можно дуть

Соберите игрушки в ящик, это могут быть: свисток, труба, губная гармошка, соломка для коктейля, надувные игрушки. Дуйте сначала сами, надувайте щеки и дайте ощутить это ребенку. Говорите ребенку, как дуть, и пусть он попробует это сделать. Это не так просто, и потребуется время, чтобы ребенок научился дуть.

Надувной шар

Надувной шарик летит в воздухе очень медленно, поэтому у ребенка есть время отреагировать на его перемещение. Помогите ребенку подбить шарик вверх. Когда он вернется, скажите: «Вот и он! Ударь его!». Хороший способ удержать шарик рядом — привязать его к запястью или к рубашке за пуговицу. Перед тем как надувать шарик, поместите в него колокольчик.

От 1,5 года до 2-х лет

Найди на ощупь

Положите в коробку 3 или 4 предмета, сильно отличающихся друг от друга. Пусть ваш ребенок откроет коробку и обследует предметы. Когда он будет держать их в руках и ощупывать, рассказывайте о них, используя такие слова, как «мягкий», «шершавый», «твердый», «тяжелый», «гладкий», «колючий». Идентифицируйте предметы по слову.

Песенки и потешки с движениями

Продолжайте читать потешки или петь песенки, выполняя все движения, о которых в них говорится. Это нравится всем детям. Например: «Топ-топ (топаем), хлоп-хлоп (хлопаем). Все устали и упали (все падают на пол)».

Подражание

Чтобы сделать эту игру более забавной, можно включить в нее еще несколько детей. Начните играть, сидя все вместе на полу. Скажите, начиная игру: «Я хочу, чтобы вы делали, как я. Я хлопаю, я хочу услышать, как хлопаете вы».

Проделайте это 2-3 раза. Если необходимо, делайте это совмещенно. Когда ребенок поймет, в чем смысл игры, попробуйте другие движения. Говорите: «Делайте, как я! Я киваю головой, я хлопаю по плечам».

Игрушки из домашнего окружения

Кухонная утварь

Сковородки, кастрюли, дуршлаг, сито, противни, формы для выпечки, мерные стаканы и т. д.

Кладите внутрь предметы, вынимайте их, стучите предмет о предмет или ложкой по различным предметам, сгребайте их вместе и раскладывайте, сравнивайте размер и форму. Используйте в игре воду и песок. Кладите в них кубики изо льда, чтобы ребенок почувствовал холод и понял, что такое таяние.

Пустые пластиковые бутылки и коробки

Коробочки из-под сыра, йогурта, контейнеры для яиц, бутылки из-под шампуня, молока, сока и др.

Сделайте погремушку, насыпав в емкость фасоль, бобы, орехи. Сделайте «нюхательные банки», положив в коробочки шарики из ваты, смоченные в духах, одеколоне, экстракте ванили, давайте их нюхать ребенку. Учите различать различные запахи.

Работайте с бутылками и крышками. Кладите и вынимайте из них предметы, завинчивайте и развинчивайте крышку. Сравнивайте цвета, формы и размеры. (Если вы насыпали в коробку рис, бобы, удостоверьтесь, что ребенок не сможет сломать или открыть ее, вдохнуть в себя продукты и подавиться).

Большие коробки и бумажные пакеты

Зафиксируйте коробки в определенном месте, чтобы ваш малыш мог вползать и выползать из них, открывая «окна» и «двери». Оклейте коробки внутри яркой тканью или бумагой. Положите внутрь мягкий коврик, кладите внутрь предметы и вынимайте их.

Лоскутки ткани. Пряжа. Фланель, сатин, вельвет, фетр и т. д.

Познакомьте ребенка с разными поверхностями, побуждая его прикасаться к ним. Потрите ему тело различными лоскутками ткани, что дает разнообразные ощущения. Называйте части тела, к которым вы прикасаетесь. Сделайте из кусочков ткани с разной поверхностью маленький коврик, на котором ребенок может лежать и ощупывать различные кусочки. (Наблюдайте, чтобы у ребенка не было возможности взять в рот и подавиться кусочками ткани, пряжи).

Бутылки с теплой и холодной водой

Приучайте ребенка различать тепло и холод, давая ощупывать одну бутылочку с теплой водой, а другую — с холодной. Когда ребенок трогает их, говорите: «Холодная», «Горячая».

Наши рекомендации