Пересказ сказки учащимися

Инсценировка сказки.

Работа с аппликацией и рисунком.

— Мы с вами видели настоящую репку и сказочную.

— А если мы хотим нарисовать репку, то какой мы ее должны изобразить?

— Рассмотрите трафареты репки: покажите на нем саму репу, корень, ботву.

— Рассмотрите аппликацию: где на ней изображена ботва, корень и сама репка? Как они изображены? (Дети обследуют трафарет, аппликацию, рельефно-точечное изображение репки подушечками пальцев рук).

— На рельефном рисунке обведите пальцами каждую часть репы. Как вы узнали на рисунке репу? Чем рисунок отличается от натуральной репы? Чем похож?

Итог.

— Какую сказку вы слушали?

— Почему она называется народной?

— Почему это сказка? Что в ней необычного, сказочного?

Письмо. Урок 1

Тема: знакомство со школьными принадлежностями.

Цель: дать представления о школьных принадлежностях.

Средства обучения: приборы, грифели для письма рельефно-точечным шрифтом.

Комментарии к уроку

Для обследования используется письменный прибор Л. Брайля, который имеет стандартный вид. В нем 18 строк по 24 клеточки в каждой строке. Таким образом, вместе с пробельными расстояниями между словами он может дать при письме 432 знака, то есть 1/4 часть машинной страницы.

Ход урока

Организационная часть.

Повторение правил поведения в классе. Учить правильно сидеть за партой, поднимать руку.

Беседа о школьных принадлежностях.

— Вы пришли в школу учиться. Скоро вы научитесь читать, писать. Чтобы научиться писать, нужны письменные принадлежности. Это прибор и грифель.

А) У каждого на парте лежит прибор. Предполагается пододвинуть его к себе. Рассмотреть его.

— Найдите верх прибора. Проведите руками сверху вниз по прибору. Найдите низ.

— Найдите левую сторону. Проведите по ней руками сверху вниз. Найдите правую сторону. Проведите двумя руками сверху вниз по прибору.

— Что вы заметили? Точки рельефные и посредине правой стороны возвышение, которое служит для того, чтобы открыть прибор.

— Еще раз найдите верх прибора и проведите руками сверху вниз.

— Что вы заметили? Заметили отверстия. Они называются клетками.

— Откройте прибор. Обследуем его.

— Положите руки на левую сторону прибора, проведите по ней руками. Эта сторона состоит из отверстий в виде клеток. Слева и справа — гладкая поверхность. Это поля. Покажите их.

— Обследуем правую сторону прибора. Проведите руками сверху вниз.

— Что вы почувствовали? Углубления.

— Найдите верх прибора. Проведите руками слева направо.

— Что вы заметили? На что похоже? Это шрифты. Сколько их?

— Проведите рукой сверху вниз. Найдите шрифты. Сколько их? Эти шрифты нужны для того, чтобы закрепить мысли буквами. Две стороны прибора соединяются устройством. Найдите его, покажите. Закройте прибор. Отодвиньте его на правую сторону парты.

Б) Знакомство с грифелем. Необходимо предупредить учеников об осторожности обращения с грифелем, так как это колющий предмет.

— Рассмотрим грифель двумя руками. Он состоит из двух частей: пластмассовая часть — это ручка, внизу которой вставлен металлический стержень. Грифель нужен для письма в приборе.

Игра.

— Положите перед собой школьные принадлежности. Я называю слова, а вы показываете предмет: прибор, грифель.

Итог.

— С чем мы сегодня познакомились?

— Как называют эти предметы?

Букварный период обучения грамоте
незрячих школьников

Чтение

Тема: звук [а], буква а.

Цель: познакомить со звуком [а], буквой а; закрепить умение дифференцировать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; закрепить слого-звуковой анализ; развивать осязание и мелкую моторику рук; формировать навык обследования различных видов наглядности.

Средство обучения: «Русская азбука», касса, цветок астры, аппликация астры.

Комментарии к уроку

Знакомство учащихся с первой буквой алфавита обусловливает необходимость начать формирование навыка работы с кассой. С первого урока следует добиваться того, чтобы незрячие учащиеся быстро и правильно могли подготовить кассу к началу работы или к ее завершению, располагать правильно руки на строке при чтении букв, раскладывать пластинки в нужные ячейки.

На этом уроке необходимо учить детей ориентироваться на странице «Русской азбуки».

Важным на уроке служит работа по формированию, развитию и коррекции предметных представлений. Целесообразным является использование на уроке натурального предмета, аппликации и рельефного рисунка.

В классах, где есть дети с остаточным зрением, целесообразно использовать цветные рельефные рисунки.

Ход урока

Организационная часть.

Повторение.

— На какие две группы можно разделить все звуки?

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

3. Выделение звука [а].

А) Игра «В саду» или «Цветы».

— Какие цветы вы знаете?

— Какие цветы растут у вас в саду?

— Опишите свой любимый цветок.

Б) Обследование цветка астры. Учитель раздает каждому ученику цветок и называет его.

Обследование цветка: части цветка, обследование лепестков, описание цветка астры.

Знакомство с аппликацией астры (части цветка).

Наши рекомендации